Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сосновских, Л. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада / Л. А. Сосновских, О. А. Шомина, О. Л. Силонова, В. В. Чебан. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7188/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена описанию опыта работы педагогов детского сада в интеграции с педагогом-психологом в вопросах сенсомоторного развития детей раннего возраста. Авторами разработана модель сенсомоторного развития дошкольников с опорой на психолого-педагогическое сопровождение. Доказана эффективность модели, о чем свидетельствуют полученные эмпирические данные исследования.

Ключевые слова: сенсомоторное развитие, дошкольники, ранний возраст, интеграция, психолого-педагогическое сопровождение.

Введение. Психофизиологическое развитие детей раннего возраста является в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем психологии и педагогики. Согласно учениям, разрабатываемым в рамках нейропсихологии А. Р. Лурия, психическая деятельность человека — это сложная функциональная система, реализация которой требует комплекса совместно работающих отделов головного мозга, где каждый вносит свой специфический вклад в ее обеспечение. Сенсомоторному развитию и нейропсихологической коррекции детей с особыми образовательными потребностями уделялось много внимания учеными А. Н. Граборовым, Н. Н. Даниловой, Т. В. Ахутиной, Н. К. Корсаковой, А. Н. Леонтьевым, А. В. Семенович, Е. М. Беспаленко и др. Изученная литература показала, что сенсомоторное развитие здоровых детей изучено недостаточно.

К примеру, С. Ю. Киселев изучал проблему развития сенсомоторных реакций у дошкольников и пришел к выводу, что ведущим фактором развития простых сенсомоторных реакций у дошкольников 4–5 лет является увеличение реактивности сенсомоторной системы [2].

Т. В. Наумовой разработаны психологические технологии целенаправленного развития психомоторных способностей детей дошкольного возраста в информационно-образовательной среде дошкольной образовательной организации, которые представляют собой составные элементы системного образования [3].

Различные подходы к сенсомоторному развитию детей и нашли отражение в работах классиков психологии И. М. Сеченова, А. П. Рудика, П. Ф. Лесгафта, Б. М. Теплова, А. Л. Сиротюк, Н. А. Фоминой и др. Есть общее мнение этих ученых о важности и единстве психической и физической сфер в физическом и психическом развитии человека.

В связи с этим, целью исследования явилось изучение особенностей сенсомоторного развития дошкольников раннего возраста.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ научной педагогической и психологической литературы в области нейропсихологии.
  2. Изучить основы сенсомоторного развития.
  3. Разработать модель сенсомоторного развития детей раннего возраста в условиях детского сада.

Объект исследования : дети раннего возраста, посещающие детский сад.

Предмет исследования : сенсомоторное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 166» города Воронежа. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и обобщение педагогических и психологических источников по проблеме исследования, констатирующий и контрольный эксперименты, методы качественного и количественного анализа полученных данных. В исследовании использовались следующие диагностические методики:

  1. Экспериментально-психологический метод.
  2. Исследование зрительного восприятия, пространственной ориентации.

Также использовались упражнения для сенсомоторного развития, сочетающие педагогические и психологические аспекты. Из наиболее действенных можно выделить следующие: «Дедушка Ёжик», «У Аленки в гостях», «Домик для птички» — пальчиковая гимнастика с сенсомоторным анализом. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями А. В. Антаковой-Фоминой и М. И. Кольцовой.

Упражнения для глаз. «Птичка улетела», «Где спрятан Миша?», «Дальше — ближе» и др.

Упражнения на развитие слухового внимания: «Кто так говорит?», «Постучи со мной», «Где играет музыка?» и др. Слуховое внимание — это внимание, представленное в слуховой модальности.

Модель сенсомоторного развития дошкольников с опорой на психолого-педагогическое сопровождение объединяет образовательные области и выглядит следующем образом (см. ниже).

Модель состоит из совокупности блоков психолого-педагогической и нейропсихологической диагностики, методов сенсомоторного развития, а результатом является преодоление проявлений дизонтогенеза, возникающих в результате недостаточности субкортикальных структур головного мозга ребенка (в случае патологии). Для детей с сохранным интеллектом и нормой психофизического развития, а также детей с инклюзивной направленностью итогом является сенсомоторная интеграция — нейропсихологический процесс, во время которого нервная система ребенка получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Так игры с сенсорной направленностью, используемые воспитателями («Божьи коровки в саду», «Солнышко и подсолнухи», «Высоко сижу — далеко гляжу» и др.) вырабатывают способность нервной системы свести воедино информацию, поступающую от разных каналов, причем продуктивность отслеживается и обсуждается с педагогом-психологом. Так как сенсомоторные упражнения, связанные с ползанием, лазанием, интерактивным полом развивают речь ребенка, они используются в программе развития.

Модель сенсомоторного развития дошкольников с опорой на психолого-педагогическое сопровождение

Рис. 1. Модель сенсомоторного развития дошкольников с опорой на психолого-педагогическое сопровождение

Таблица 1

Сравнительный анализ формирования познавательных процессов в сенсомоторном развитии у детей раннего возраста

Методы сенсомоторного развития

Начало реализации — 2021 г — сентябрь

Мониторинг на начало 2022 г.

«Глазодвигательная гимнастика»

Выполнено не совсем четко, отвлекались

Успешное, выше среднего уровня

«Жучки-паучки»

Продуктивность третьего воспроизведения

Продуктивность второго воспроизведения

«Реципрокная координация»

Успешность освоения программы < 0,8

Успешное освоение программы <1

Таким образом, эффект сенсомоторного развития обусловлен направленностью на механизм возникновения психического дизонтогенеза, воздействием через различные компоненты на всю психику ребенка. С помощью специальных упражнений (двигательные, дыхательные, глазодвигательные, и др.) достигается активация нервной системы, улучшается функциональный статус подкорково-стволовых структур.

Литература:

  1. Беспаленко Е. М. Процесс формирования психолого-педагогических компетенций у педагогов образовательных организаций. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-formirovaniya-psihologo-pedagogicheskih-kompetentsiy-u-pedagogov-obrazovatelnyh-organizatsiy (дата обращения 15.03.2022)
  2. Киселев С. Ю. Развитие сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.13: Москва, 2001, — 160 c.
  3. Наумова Т. В. Развитие психомоторных способностей детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды. Дис.... канд. психол. наук: Ставрополь, 2020, — 220 c.
Задать вопрос