Инновационные методы преподавания для дошкольников
Автор: Цебегеева Елена Владимировна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.
Дата публикации: 19.02.2022
Статья просмотрена: 304 раза
Библиографическое описание:
Цебегеева, Е. В. Инновационные методы преподавания для дошкольников / Е. В. Цебегеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7123/ (дата обращения: 16.05.2024).
Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, обработка и анализ информации об успешности использования инновационных методов доказали эффективность модели и явились основанием для решения задач управления качеством образования в ДОО.
Ключевые слова: методы, образование, инновации, дошкольники, модель, образовательная организация.
Введение. Образовательная среда в дошкольной образовательной организации является инструментом формирования и развития личности ребенка. Для того чтобы процесс обучения и воспитания был действительно эффективным, необходимо целенаправленно использовать все возможности образовательной среды и включать дошкольников в процесс ее совершенствования.
Происходящие во всем мире изменения создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении новых образовательных методов и технологий, при помощи которых более эффективно может быть достигнута цель дошкольного образования.
Задача педагогов заключается, прежде всего, в формировании мотивации и комплекса умений у детей для инициативы познавать самого себя и окружающий мир. В связи с этим этого педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к обучению и развитию детей, а в широком смысле использованию современных методов. Современные педагогические методы — это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение поставленной цели. В дошкольном образовании эти методы направлены на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Используя инновационные методы преподавания для детей в детском саду, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы: через формирование картины Мира научить ориентироваться в социуме; способствовать развитию личности ребенка с активной гражданской позицией; в адаптационный период позитивно решать проблемы поведения в ДОО; изменить характер взаимодействия субъектов системы образования: педагог и воспитанник — родители и социальные партнеры; наряду с логическим, развивать эмоциональный интеллект; создавать дорожную карту для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Для разработки модели инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО, была изучена научная и методическая литература по указанной теме. Анализ литературы показал, что при всех существующих методах и технологиях, проблема использования инновационных методов не решена. Например, многие педагоги ДОО смешивают понятия «методы» и «технологии». Методы входят в технологию, так как педагогическая технология — это специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств [2].
А. Ш. Муталиева, С. К. Ахтанова инновационные методы обучения понимают как методы обучения, предполагающие новые способы взаимодействия «педагог — ребенок», определенное новшество в практической деятельности в процессе усвоения учебного материала [1].
Методика — это совокупность методов и приемов, связанных с используемыми методами, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. То есть любой метод является частью методики [3].
Анализ литературы позволил определить научный аппарат исследования.
Объектом исследования являются инновационные педагогические методы.
Предметом исследования является процесс применения инновационных методов преподавания для дошкольников
Гипотеза исследования : образовательный процесс будет качественнее при использовании инновационных методов преподавания в ДОО.
Цель работы — выявление эффективности инновационных методов преподавания в ДОО в условиях реализации модели.
Решались следующие задачи:
1) изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования;
2) разработана модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса.
3) проведен мониторинг эффективности реализации модели.
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходимо в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 102» города Воронежа в 200–2021 году. Участники — дошкольники от двух до восьми лет и педагоги, работающие с детьми.
Методы исследования в качестве мониторинга: игры «Кейс — метод», «Монотипия», «Дидактическая игра «Контурная карта», «Психологические игры», «Сортер «Домик» на скорость».
Результаты и их обсуждение
В качестве оценивания результативности применялась балльная система — 3 балла — высокий уровень; 2 балла — средний уровень; 1 балл — низкий уровень. Находилось среднеарифметическое значение.
Модель представляет собой систему взаимосвязанных компонентов образовательной среды, центральным местом которой являются инновационные методы преподавания для дошкольников и педагогические технологии.
Рис. 1. Модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса.
Как видно на схеме, активные методы — это дискуссии, что побуждает детей к инициативности и возможности выразить свою точку зрения. Активные игры, способствующие сенсомоторному развитию.
Психологические занятия проводятся в рамках психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Интерактивные методы — это творческие задания (художественно-эстетические воспитание) с использованием развивающей предметно-пространственной среды. Кейс — метод на примерах проблемных вопросов, проблемных ситуаций, проблемных задач на основе сказок и различных игровых моментов.
Дидактические игры — основа обучения с широким использованием различных средств.
Психолого-педагогические технологии: технологии сенсомоторного развития и нейростимуляции; технология когнитивного и психомоторного развития; технологии развития эмоционального и социального интеллекта; технологии дидактического усовершенствования и реконструирования педагогического материала.
Достижение прогнозируемого образовательного результата определялось данными мониторинга.
Таблица 1
Сравнительный анализ реализации модели
Методика |
2020 г. |
2021 г. |
1. Кейс-метод |
1,45 |
1,68 |
2. Дидактическая игра «Контурная карта» |
1,57 |
2,13 |
3. Сортер «Домик» на скорость |
2,01 |
2,32 |
4. Монотипия |
2,36 |
2,76 |
5. Психологическая игра «Доброта» |
1,96 |
2,49 |
Если построить диаграмму, то наглядно определяется результативность модели. Наилучший результат по технике «Монотипия». Большой разрыв между первым и вторым значением в психологической игре. Самый низкий результат по заданию кейс-метода.
Рис. 2. Сравнительный анализ реализации модели
Вывод: достоверность исследования обеспечиваются обоснованностью теоретических позиций ведущих ученых; системным подходом к изучению предмета исследования; анализом данных мониторинга.
Определены и экспериментально обоснованы условия сочетания инновационных методов преподавания для дошкольников в виде системы, отраженной в Модели.
Доказана эффективность использования Модели в дошкольной образовательной организации.
Литература:
- Муталиева А. Ш., Ахтанова С. К. Педагогика XXI века: инновационные методы обучения // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2020. № 3 (69). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/8928 (дата обращения: 07.10.2021).
- Олешков М. Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5–19.