Инновационные методы преподавания для дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.

Дата публикации: 19.02.2022

Статья просмотрена: 304 раза

Библиографическое описание:

Цебегеева, Е. В. Инновационные методы преподавания для дошкольников / Е. В. Цебегеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7123/ (дата обращения: 16.05.2024).



Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, обработка и анализ информации об успешности использования инновационных методов доказали эффективность модели и явились основанием для решения задач управления качеством образования в ДОО.

Ключевые слова: методы, образование, инновации, дошкольники, модель, образовательная организация.

Введение. Образовательная среда в дошкольной образовательной организации является инструментом формирования и развития личности ребенка. Для того чтобы процесс обучения и воспитания был действительно эффективным, необходимо целенаправленно использовать все возможности образовательной среды и включать дошкольников в процесс ее совершенствования.

Происходящие во всем мире изменения создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении новых образовательных методов и технологий, при помощи которых более эффективно может быть достигнута цель дошкольного образования.

Задача педагогов заключается, прежде всего, в формировании мотивации и комплекса умений у детей для инициативы познавать самого себя и окружающий мир. В связи с этим этого педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к обучению и развитию детей, а в широком смысле использованию современных методов. Современные педагогические методы — это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение поставленной цели. В дошкольном образовании эти методы направлены на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Используя инновационные методы преподавания для детей в детском саду, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы: через формирование картины Мира научить ориентироваться в социуме; способствовать развитию личности ребенка с активной гражданской позицией; в адаптационный период позитивно решать проблемы поведения в ДОО; изменить характер взаимодействия субъектов системы образования: педагог и воспитанник — родители и социальные партнеры; наряду с логическим, развивать эмоциональный интеллект; создавать дорожную карту для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Для разработки модели инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО, была изучена научная и методическая литература по указанной теме. Анализ литературы показал, что при всех существующих методах и технологиях, проблема использования инновационных методов не решена. Например, многие педагоги ДОО смешивают понятия «методы» и «технологии». Методы входят в технологию, так как педагогическая технология — это специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств [2].

А. Ш. Муталиева, С. К. Ахтанова инновационные методы обучения понимают как методы обучения, предполагающие новые способы взаимодействия «педагог — ребенок», определенное новшество в практической деятельности в процессе усвоения учебного материала [1].

Методика — это совокупность методов и приемов, связанных с используемыми методами, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. То есть любой метод является частью методики [3].

Анализ литературы позволил определить научный аппарат исследования.

Объектом исследования являются инновационные педагогические методы.

Предметом исследования является процесс применения инновационных методов преподавания для дошкольников

Гипотеза исследования : образовательный процесс будет качественнее при использовании инновационных методов преподавания в ДОО.

Цель работы — выявление эффективности инновационных методов преподавания в ДОО в условиях реализации модели.

Решались следующие задачи:

1) изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования;

2) разработана модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса.

3) проведен мониторинг эффективности реализации модели.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходимо в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 102» города Воронежа в 200–2021 году. Участники — дошкольники от двух до восьми лет и педагоги, работающие с детьми.

Методы исследования в качестве мониторинга: игры «Кейс — метод», «Монотипия», «Дидактическая игра «Контурная карта», «Психологические игры», «Сортер «Домик» на скорость».

Результаты и их обсуждение

В качестве оценивания результативности применялась балльная система — 3 балла — высокий уровень; 2 балла — средний уровень; 1 балл — низкий уровень. Находилось среднеарифметическое значение.

Модель представляет собой систему взаимосвязанных компонентов образовательной среды, центральным местом которой являются инновационные методы преподавания для дошкольников и педагогические технологии.

Модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса.

Рис. 1. Модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса.

Как видно на схеме, активные методы — это дискуссии, что побуждает детей к инициативности и возможности выразить свою точку зрения. Активные игры, способствующие сенсомоторному развитию.

Психологические занятия проводятся в рамках психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Интерактивные методы — это творческие задания (художественно-эстетические воспитание) с использованием развивающей предметно-пространственной среды. Кейс — метод на примерах проблемных вопросов, проблемных ситуаций, проблемных задач на основе сказок и различных игровых моментов.

Дидактические игры — основа обучения с широким использованием различных средств.

Психолого-педагогические технологии: технологии сенсомоторного развития и нейростимуляции; технология когнитивного и психомоторного развития; технологии развития эмоционального и социального интеллекта; технологии дидактического усовершенствования и реконструирования педагогического материала.

Достижение прогнозируемого образовательного результата определялось данными мониторинга.

Таблица 1

Сравнительный анализ реализации модели

Методика

2020 г.

2021 г.

1. Кейс-метод

1,45

1,68

2. Дидактическая игра «Контурная карта»

1,57

2,13

3. Сортер «Домик» на скорость

2,01

2,32

4. Монотипия

2,36

2,76

5. Психологическая игра «Доброта»

1,96

2,49

Если построить диаграмму, то наглядно определяется результативность модели. Наилучший результат по технике «Монотипия». Большой разрыв между первым и вторым значением в психологической игре. Самый низкий результат по заданию кейс-метода.

Сравнительный анализ реализации модели

Рис. 2. Сравнительный анализ реализации модели

Вывод: достоверность исследования обеспечиваются обоснованностью теоретических позиций ведущих ученых; системным подходом к изучению предмета исследования; анализом данных мониторинга.

Определены и экспериментально обоснованы условия сочетания инновационных методов преподавания для дошкольников в виде системы, отраженной в Модели.

Доказана эффективность использования Модели в дошкольной образовательной организации.

Литература:

  1. Муталиева А. Ш., Ахтанова С. К. Педагогика XXI века: инновационные методы обучения // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2020. № 3 (69). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/8928 (дата обращения: 07.10.2021).
  2. Олешков М. Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5–19.
Задать вопрос