Аутостимуляции и пристрастия детей с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.

Дата публикации: 07.02.2022

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Мусихина, Т. В. Аутостимуляции и пристрастия детей с расстройством аутистического спектра / Т. В. Мусихина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7073/ (дата обращения: 15.05.2024).



Расстройство аутистического спектра — это заболевание, у которого неизученного значительно больше, чем известного и доказанного специалистами.

С синдромом раннего детского аутизма (РДА) связано особое нарушение психического развития детей, которое ставит в тупик родителей. Вот ребёнок активно перемещается по комнате, его внимание притягивает то один, то другой объект. Малыш манипулирует предметами и игрушками, не всегда учитывая их функционального назначения. Он не подчиняется взрослым, с трудом и большой задержкой усваивает навыки самообслуживания, он плохо сосредотачивается на происходящем вокруг, его трудно организовать, научить чему-то. Значительно отстаёт речевое развитие. Возникают трудности целенаправленного взаимодействия, страхи, стереотипные действия, ритуалы, понятные лишь самому ребёнку.

«Ребёнок с особенностями развития, неуспешный во взаимодействии со средой, не стремится получать ощущения из внешнего мира. Он реализует естественную потребность в ощущениях за счет стимулов, которые сам себе формирует», — уточняет И. Шпицберг, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир». Ранимость, тревожность, заторможенность аутичных детей часто сочетаются с неконтролируемым стремлением к особым действиям, странным, для обычного человека, влечениям — аутостимуляциям.

Старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики, кандидат психологических наук Мария Либлинг формулирует: «Аутостимуляция — это стереотипное поведение аутичного ребенка, направленное на получение определенных ощущений, связанных с эмоциями и переживаниями, и оно обладает важными приспособительными смыслами. Во-первых, это возможность порадовать себя, поднять свой тонус. Во-вторых, это способ отгородиться от внешних воздействий». Аутостимуляция — это жизненно значимое для аутичного ребенка поведение, его образ жизни. Это такое поведение, без которого аутичный ребенок не может существовать. Выбор определённых способов аутостимуляции зависит от глубины нарушений психического развития. Чем тяжелее состояние ребёнка, тем примитивнее избранный им способ. Аутичный ребёнок погружен в свои внутренние ощущения. Ему не нужны впечатления от внешнего мира. Он сам вызывает необходимые ему ощущения раскачиваясь, напрягая мышцы, суставы, создавая движения пальцами перед глазами.

Одни дети находятся в постоянном движении. Они раскачиваются, перебирают пальцами, теребят одежду, верёвочку, лазают по мебели, бегают по кругу или от стены к стене, часто на носочках, трясут кистями рук. Другие настойчиво раскручивают юлу, часами пересыпают крупу или песок, переливают воду, третьи читают одни и те же стихотворения, разговаривают на одни и те же темы. Многие проявляют необычное пристрастие к схемам, цифрам, некоторые дети — к электропроводке или водоотведению, бытовой технике, другие коллекционируют динозавров. При этом они полностью захвачены своим пристрастием, их сложно отвлечь, увести от этих действий.

Особые действия, пристрастия, фантазии играют важную роль в приспособлении таких детей к окружающему миру и к себе. С их помощью аутичный ребёнок заглушает неприятные впечатления, успокаивает себя, взбадривает, регулирует внутреннее состояние агрессивности. Важное отметить, что такие действия социально не функциональны, то есть они не средство достижения цели, а просто есть.

Конечно, такое поведение ребёнка доставляет много тяжёлых минут его близким. Но страдания родителей, их угрозы зачастую нравятся ребёнку. Он начинает делать всё «назло», асоциальные поступки могут совершаться и в присутствии чужих людей. Прямая борьба с влечениями, гнев родителей, наказание, как правило, ещё более активизируют ребёнка в способах их достижения.

Необходимо понимать, что такого ребёнка нельзя просто лишать тех впечатлений, которые он ищет. В тоже время нельзя пускать ситуацию на самотёк. Родители и педагоги должны искать возможность связать внутренние ощущения и потребности ребёнка с внешним миром, пытаться преобразить примитивную активность ребёнка в игру, стимулируя развитие взаимодействия, наращивая эмоциональные связи.

Особенно это касается связи с мамой, ведь именно она является основой социализации, без которой невозможно говорить о дальнейших социальных навыках. Тогда ребенок с РАС получит другие способы защиты, эмоциональной разрядки и достижения удовольствия.

Да, иногда аутостимуляцию нужно «гасить», когда она может нанести вред жизни и здоровью ребенка или окружающих, когда она социально опасна и неприемлема.

Но в большой части случаев ее можно «обыграть», превратить в эпизод эмоционального контакта с ребенком. Вот он стоит, открывает и закрывает дверь — я подошла, постучала в закрытую дверь «Тук-тук», дверь отворилась, говорю: «Ку-ку». Мальчик открыл дверь, закрыл, и игра повторилась несколько раз. Ребёнок постепенно начинает поддерживать игру, он ждёт, когда я постучу, а уже после раскрывает дверь. Далее можно разнообразить игру, используя плюшевого мишку или любимую игрушку малыша.

Другой ребёнок строит башню из нескольких кубиков и тут же разрушает свою постройку. Можно предложить ему мяч и выбивать башенку с его помощью, приговаривая: «Бах!». Я хлопаю в ладоши и кричу: «Оооо! Ура», когда воспитанник попадает в цель. В этом случае большую роль играет созданная педагогом ситуация успеха. Со временем можно усложнить игру, разнообразив постройки, превратив их в домик или машинку, а также проводить жеребьёвку с помощью простых весёлых считалочек. В обоих случаях я превратила механическую аутостимуляцию во взаимодействие, придав ей игровой смысл, при этом вызывая звуки раннего онтогенеза, развивая звукоподражания.

Опираясь на влечение ребёнка к размазыванию краски, манипулированию с сыпучим материалом (крупа, песок, орехи, бусины), можно организовать занятия по изобразительной деятельности.

Игровой образ, который взрослый будет предлагать ребёнку, должен быть связан с каким-то приятным для него воспоминанием. Можно дать ему жёлтую краску, говоря при этом, что рисуем солнышко, оно яркое, теплое; напомнить ему о поездке за город, и дав ему зелёную краску, сказать: «А это будет травка, это — деревья». Напоминая ребёнку о том, как он бегал, играл в мяч, можно добиться осмысленной улыбки на его лице. Его стереотипное размазывание краски обретает смысл и становится отчасти рисунком, изображающим реальную и приятную ему ситуацию.

Если ребёнок стремится к конструированию, можно перейти к строительству игрушечной фермы, поселить там животных, повторяя звуки, которые они издают, нарезая зелёной цветной бумаги — «травки», это корм для животных. Можно включить детскую песенку о животных. То есть обыгрывать ситуацию в зависимости от предпочтений ребёнка.

Каждое пристрастие аутичного ребёнка должно быть проанализировано с точки зрения того, как оно может быть использовано для установление эмоционального контакта, каким эмоциональным смыслом можно его наполнить.

Методы коррекционной работы педагогов должны быть направлены, в первую очередь, на то, чтобы вовлечь аутичного ребенка в совместное переживание, что позволяет постепенно перейти к эмоционально осмысленному взаимодействию.

Задать вопрос