Возможности личностно ориентированного подхода в установлении педагогически целесообразного взаимодействия педагогов с дошкольниками | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.

Дата публикации: 04.01.2022

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Булгакова, М. И. Возможности личностно ориентированного подхода в установлении педагогически целесообразного взаимодействия педагогов с дошкольниками / М. И. Булгакова, А. М. Гаевая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/6971/ (дата обращения: 18.05.2024).



Статья посвящена изучению возможностей личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации. Разработана модель личностно ориентированного подхода в воспитании дошкольников раннего возраста (ясельная группа). Доказана целесообразность реализации модели, так как это способствует адаптации детей и минимизирует эмоциональные переживания.

Ключевые слова: личностно ориентированный подход, дошкольники, ранний возраст, педагогическое взаимодействие, модель.

Введение. Актуальность исследования обусловлена реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Целевые ориентиры рассматриваются в данном случае, как возрастные характеристики возможных достижений ребенка ясельного возраста, которые коррелируют с базовыми духовно-нравственными ценностями и картиной мира, формируемую педагогами и родителями. Для успешной реализации ФГОС и Стратегии воспитания важна гуманизация воспитания, определяющаяся личностно ориентированным подходом в воспитании, т. е. развитием личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей, в ходе которых происходит вхождение ребенка в социум, в культуру, в жизнь, развитие его творческих способностей и возможностей.

Основные линии личностно ориентированного воспитания детей раннего возраста определены в научных исследованиях Г. И. Аксёновой, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. С. Мухиной, В. А. Петровского и др. ученых. В современной педагогике отдельные теоретические аспекты личностно ориентированного подхода в обучении дошкольников изучены глубоко и обстоятельно. А. Н. Давидчук определены особенности индивидуально-ориентированного обучения и изучена специфика содержания и построения обучения и воспитания.

Возможности личностно ориентированного подхода при реализации образовательных целей описаны в научном исследовании Ю. Б. Надточий. Автор выдвинула гипотезу о том, что личностно ориентированный подход у педагогов к воспитанию дошкольников может сформироваться в условиях разработанной системы научно-методической и практической подготовки, что обеспечит целостное восприятие личностно ориентированной дидактической модели, а это, в свою очередь, приведет к положительному изменению мотивационно-ценностных установок гуманизации образовательного процесса [2].

Бардецкая Я. В., Потылицина В. Ю. исследовав некоторые аспекты влияния темперамента на проявление процессов адаптации и сохранения здоровья у детей, пришли к выводу, что индивидуально-личностный подход снижает уровень психосоматических правлений, связанных с адаптацией [1].

Изучение научных источников по теме исследования позволило сформулировать цель –изучение возможностей личностно ориентированного подхода в установлении педагогически целесообразного взаимодействия с дошкольниками раннего возраста.

Предмет исследования — личностно ориентированный подход применительно к дошкольникам раннего возраста.

Объект исследования — дошкольники раннего возраста и взаимодействие с ними в период адаптации на основе индивидуального подхода.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники раннего возраста МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 166» г. Воронежа. Исследования проходило в рамках реализации образовательной программы, программы воспитательной деятельности на основе Стратегии воспитания и Модели личностно ориентированного подхода в воспитании дошкольников раннего возраста.

Методы исследования: наблюдение (включенное и невключенное, научное и игры, образовательные события, занятия.

В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев в личностно ориентированном образовании обязательным критерием считают психологические нормы и критерии развития. По их мнению, без знаний о «…возрастно-нормативных моделях развития» и о соответствующей педагогике развития невозможно ставить проблему проектирования действительно развивающего образования [3].

Поэтому при разработке модели мы использовали основные принципы традиционных отношений между миром детства и миром взрослости, описанные этими авторами.

Модель имеет следующие структурные элементы:

— центральное место занимает ребенок;

— принципы отношений между миром детства и миром взрослости на основе гуманизма;

— индивидуальные образовательные маршруты;

— методы личностно ориентированного подхода в работе с детьми раннего возраста;

— индивидуальный и дифференцированный подход, ориентированный на конкретную личность.

Результаты и их обсуждение

В соответствии с целью исследования разработанная модель личностно -ориентированного подхода в процессе образовательной деятельности педагогов с дошкольниками раннего возраста предусматривает взаимосвязь ее составляющих компонентов.

Модель личностно ориентированного подхода в воспитании дошкольников раннего возраста

Рис. 1. Модель личностно ориентированного подхода в воспитании дошкольников раннего возраста

В процессе ее реализации было выявлено, что система индивидуализированного воспитания и обучения дошкольников имеет следующие преимущества; учитываются стартовые возможности каждого ребенка; обучение и воспитание происходит в сравнительно равном темпе; обучающее и воспитывающее влияние воспитателя адекватно концентрируется на детях с различными адаптационными возможностями и способностями к обучению; имеется возможность учета способностей и психологических особенностей каждого ребенка.

Таким образом, возможности личностно ориентированного подхода в установлении педагогически целесообразного взаимодействия педагогов с дошкольниками характеризуется совокупностью критериев и показателей. К критериям относятся: гуманистическая направленность педагогической деятельности; методические, психолого-педагогические, коммуникативные компетенции воспитателей; сосредоточение на личности каждого ребенка и его индивидуальности.

Показатели — это объективные стили взаимодействия педагога с детьми, его умение инициировать взаимодействия в системе «воспитатель — ребенок» и «воспитатель — дети». Анализ показал, что для детей раннего возраста очень важно проявление воспитателем и другими педагогами позитивных эмоций, отвлечение подвижными играми, поощрение при выполнении игровых действий или на занятиях.

Литература:

  1. Бардецкая Я. В., Потылицина В. Ю. Влияние психофизиологических механизмов темперамента на функциональные системы и адаптационные возможности организма детей: монография. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2018. — 172 с
  2. Надточий Ю. Б. Формирование личностно ориентированного подхода у педагогов к обучению дошкольников: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2002 171 c.
  3. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие»: ПСТГУ; Москва; 2013, — 242 с.
Задать вопрос