Арт-терапия в коррекционном дошкольном образовании для детей с задержкой психического развития. Проект «Через творчество к знаниям» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.

Дата публикации: 16.12.2021

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Демидова, Ю. С. Арт-терапия в коррекционном дошкольном образовании для детей с задержкой психического развития. Проект «Через творчество к знаниям» / Ю. С. Демидова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6934/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье был приведен пример авторского Проекта дошкольного коррекционного дефектологического курса.

Ключевые слова: дефектология, творчество, дети.

Дефектология — это наука о закономерностях и особенностях развития особых детей.

Предмет дефектологии — изучение психических и физических недостатков в развитии и особенности воспитания и обучения детей с различными нарушениями.

Основной целью дефектологии является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной — медико-психолого-педагогической помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии используя различные техники и потенциал ребенка.

На базе муниципального автономного центра развития ребенка № 16 «Белочка» г. Бердска был разработан дефектологический Арт-Проект коррекционной направленности для детей с задержкой психического развития. Целью Проекта послужило всестороннее развитие ребенка с особыми потребностями в период дошкольного детства.

В современном коррекционном образовательном процессе часто применяется Арт-терапия для детей с особыми потребностями. Наряду с музыкой, пением, танцами очень важное значение имеет рисование. Эта компетенция не только поможет подготовить руку к письму, тренируя мелкую моторику, она станет основой в формировании наглядно-образного мышления.

Учитывая особенности развития детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) формируются цели и задачи проекта. Исходя из особенностей строится теория коррекционного проекта. Опираясь на Арт-практиков сформировалась актуальность проекта:

В связи с незрелостью функций головного мозга основываясь на особенностях развития и влияние процессов сдержанности коррекция в дошкольном детстве все чаще находит свой подход через творческий потенциал ребенка формируя потребности. В последнее время все чаще встречаются дети с сочетанием функциональных нарушений (К. Сток) что является проблемой не только в коррекции, но и на этапе самой диагностики при работе с детьми. Исходя из этого, опираясь на практику Арт-терапевтов формируются дополнительные источники воздействия на процессы памяти и восприятия.

Следовательно, насколько ребёнок сможет раскрыть свой творческий потенциал, настолько будет возможна коррекция. Далее будет продуктивна работа с компенсацией.

На дефектологических коррекционных занятиях ребенок с ЗПР не только получает знания по окружающему миру и сформирует основы математики, но и в игровой форме закрепляет свои знания с помощью Арт-терапии .

Проект рассчитан на все дошкольное коррекционное образование по всем возрастам. Планируемые результаты соответствуют коррекционному курсу по дефектологии для детей с ЗПР.

Принципы работы: Проект написана в соответствии с основными принципами дефектологии и реализует методы и приемы на всех этапах коррекции:

— Принцип системности;

— Принцип дифференцированного подхода (учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, учет ведущей деятельности возраста).

Пример занятия по окружающему миру «Малая Родина»

Дефектологические задачи:

— Развитие мелкой моторики, закрепление знания основных цветов.

— Автоматизация.

Цели и задачи Проекта:

Включение техники рисования по трафарету, соотнесение форм, вспомнить что развивает в мыслительном процессе цвет и форма, включить счет и интеграцию в пространстве, отработать направления.

Примечание: Использование персонажа на занятиях поможет ребёнку погрузиться в процесс и стать непосредственным участником игры, или стать его творцом.

Что удается достичь творчеством : можно автоматизировать и ввести в этапы восприятия понятия пространства, расстояния, высота. Так же творчеством удается достичь процесса интеграции при подгрупповом занятие, исключить моменты «выпадения» ребенка из процесса. Творчество позволит составить последовательность работы ребенку, так как является целым последовательным процессом. Вся это поможет открыть потенциал памяти и восприятия для самостоятельного процесса дальнейшей образовательной деятельности ребенка.

Программное содержание . Побудить к патриотизму, задействовать эмоциональную память. Побудить передать не только чувства и эмоции, но и вспомнить факты о доме, и времени суток.

Работа на уроке предполагается гуашью и кисточками.

Закреплять умение рисовать гуашью.

Развивать художественный вкус, тренировка в цветовых сочетаниях, соотнести с воспоминаниями о вечернем городе, отработать соотношение цветов, которые дают эффект свечения.

Раздаточный материал : Альбомные листы, кисти, гуашь, тряпочки, палитры, баночки с водой.

Ход занятия:

Начало: песня «С чего начинается Родина?» Марк Бернес

После прочтения обсудить строки, помочь детям составить ассоциативный ряд по впечатлениям. Помочь представить, то что они нарисуют о своей «малой родине».

Взять лист бумаги, кисть. Продемонстрировать пример, того что и как можно изобразить на рисунке. Показать примеры «свечения» противоположных цветов на цветовом круге, соотнести фигуры домов с величинами. Акцентировать внимание детей на противоположном понятие «свечения» — «нюанс» (пример № 3 на рис. 1). Предложить детям изобразить задуманное на бумаге.

Пример свечения

Рис. 1. Пример свечения

Динамическая минутка: 6 повторов (танец-повтор)

Обсудить результаты.

Закончить стихами:

Пусть наш город вырастает

С каждым годом, с каждым днем.

Пусть всегда в нём процветают

Каждый житель, каждый дом.

Пусть всё больше зеленеет,

Птицы пусть поют с утра.

И пусть каждого тут греют

Любовь, счастье, доброта.

Предложить детям пофантазировать о своем городе, что бы они хотели изменить, что нравится.

Работа с предпосылками к следующей встречи.

Прощание.

Мой город

Рис. 2. Мой город

Задать вопрос