Интегрированное занятие с элементами театрализованной деятельности на тему «Зимующие птицы и дикие звери Сибири зимой» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 03.12.2021

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Чащина, О. Г. Интегрированное занятие с элементами театрализованной деятельности на тему «Зимующие птицы и дикие звери Сибири зимой» / О. Г. Чащина, Е. В. Ашпина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 151-154. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6869/ (дата обращения: 04.05.2024).



Проблемы речевого развития детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их психолога — педагогической реабилитации. Многолетний опыт работы с такими детьми показал, что при нарушенном зрительном восприятии у детей страдает:

— эмоциональная сфера им тяжело выразить свои чувства и эмоции, а также показать их с помощью мимики;

— ориентировка в пространстве — дети с трудом ориентируются в окружающем их микро- и макропространстве не могут быстро определить положение своего тела по отношению к другим предметам, путают лево и право, вверх и низ;

— просодическая сторона речи.

Чтобы помочь детям с ОВЗ и научить их артистизму, ярко выражать свои эмоции и чувства, преодолевать трудности, связанные с ориентировкой, мы стали в свои занятия вводить элементы театрализации т. к. совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на развитие познавательных процессов и улучшает эмоционально — личностную сферу ребенка. Психотерапевтический механизм сценических играх состоит в определении ролей для участников. Роль может развить в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Такие занятия получаются интересными для детей и педагогов, насыщенными по содержанию и разнообразными по видам деятельности.

Представляем Вашему вниманию конспект тематического интегрированного занятия для детей старшей группы «Зимующие птицы и дикие звери Сибири зимой».

Программное содержание

Коррекционные задачи:

— Закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным;

— Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— Активизировать в словаре детей сложные прилагательные;

— Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе;

— Продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными;

— Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания;

— Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.

— Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.

Образовательные задачи:

— Закреплять и уточнять название зимующих птиц.

— Расширять лексический запас по данной теме.

— Учить детей пересказу знакомой сказки используя элементы театрализации.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать бережное отношение к птицам и животным, проявлять заботу о них.

Материал и оборудование: картинный материал «Зимующие птицы», «Птицы у кормушки», предметные картинки птиц и животных, картинки — тени зимующих птиц, птичьи следы, рукавичка, корзинка, деревья, снежок или снежный ком из синтепона, конфеты.

Ход занятия

  1. Организационный и мотивационный момент.

Дети вместе с воспитателем и логопедом находятся в приемной.

Игра «Снежный ком»

Логопед: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Логопед: У меня есть снежный ком. Мы будем его передавать друг другу и говорить какая зима? (передаю снежный ком)

Дети: Зима морозная, снежная, холодная и т. д.

  1. Введение в тему занятия.

Логопед: Ребята посмотрите на дерево на нем сидят птицы, я буду загадывать вам загадки, а вы должны сказать о какой птице она была.

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это … (Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет.

( Голубь ).

Логопед: Как называются птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях?

Дети: Это зимующие птицы.

Воспитатель: Мы с вами сегодня будем говорить о зимующих птицах. Многих из них вы видели на улицах нашего города. Предлагает детям поиграть.

Координация речи с движением «Птички»

Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют (фюти, фюти),

Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили, клювики почистили,

Дальше полетели. И на место сели.

(Под стихотворение дети выполняют соответствующие действия, на последней строчке воспитатель открывает дверь в группу. Дети проходят и садятся на свои места).

  1. Бесед с воспитателем о зимующих птицах, о местах их пребывания, питания, заботы о них. Сиспользованием картин «Зимующие птицы», «У кормушки».

Воспитатель: А теперь садитесь на места, глазки смотрят на меня. Отвечать необходимо полным ответом. Отвечает тот, кого спрошу.

На картине изображены птицы. Скажите, что общего у всех птиц? Чем они похожи?

(Ответы детей: Клюв, маленькая голова, крылья, тело покрыто перьями, хвост, лапки).

Воспитатель: Правильно, теперь мы знаем общие признаки птиц.

У птицы есть свои особенности. Как вы догадались, что это синица? (ответы детей: жёлтая грудка)

Значит, она, какая? — желтогрудая.

Быстрая, юркая. Чем питается? (ответы детей: салом, семечками). Живёт в лесу.

Воспитатель: Как определили, что это снегирь? (ответы детей: красная грудка).

Значит, какой снегирь? — красногрудый.

Чем питается? (ответы детей: ягодой рябины). Где живёт? (ответы детей: в лесу).

Воспитатель: Воробей какой? (ответы детей: шустрый, быстрый, маленький, серенький).

Воспитатель: У воробья короткий клюв, значит он какой? — короткоклювый.

Короткий хвост? — (ответы детей короткохвостый).

Как подаёт голос? — (ответы детей: чик, чирик).

Где живёт? (ответы детей: в городе).

Воспитатель: Как узнали, что это дятел? Какой он? — (ответы детей: трудолюбивый, шумный).

Воспитатель: Если у дятла длинный клюв, значит какой дятел? — (ответы детей: длинноклювый).

Воспитатель: У него пестрые крылья, белая грудь. Почему его назвали «Лесным доктором» — (ответы детей: он спасает деревья от вредителей).

Где живёт дятел? (ответы детей: в лесу).

Воспитатель: Посмотрите на сороку. Какая она? (ответы детей: ловкая, суетливая).

Если у сороки белые бока, значит она, какая? (ответы детей: белобокая).

Если длинный хвост, значит она, какая? (ответы детей: длиннохвостая).

Где живёт? (ответы детей: в лесу и в городе рядом с человеком).

Воспитатель: Вот какие замечательные зимующие птицы, красивые и у каждой свои особенности.

Воспитатель: Холодно и голодно птицам зимой. А кто заботится о них в зимнее время? (ответы детей: люди).

Воспитатель: А как заботятся люди о птицах? Чем можно угостить наших пернатых друзей? (ответы детей: хлебом, салом, крупой, семечками, ягодой).

  1. Зрительная гимнастика.

Дятел долбит старый сук (взор вверх, вниз, вправо, влево.)

Тук-тук-тук, тук–тук-тук (моргание)

Гонит эхо дятла стук (взор по кругу вправо, влево)

Туки-туки, туки-тук (моргание)

  1. Физ. минутка. Расскажи стихи руками «Снегирек» (проводит логопед)

Сел на ветку снегирек,

Снег пошел. Он промок.

Ветерок подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

  1. Словесные игры для устранения специфических грамматических ошибок в речи в рамках лексической темы «Зимующие птицы» (работа с логопедом).

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в словесные игры.

«Скажи наоборот»:

Воробей маленький, а ворона — …

У синицы хвост короткий, а у сороки — …

Голубь тяжёлый, а воробей — …

У снегиря клюв тонкий, а у совы — …

«Назови ласково»

птица — птичка

синица — синичка

воробей — воробышек — воробьишко

снегирь — снегирек, снегиречек

голубь — голубка, голубок

сова — совушка

Какое слово лишнее?

Ворона, синица, лебедь , воробей.

(Лишнее слово — лебедь, потому что это — перелетная птица, а все остальные — зимующие.)

Крыло, клюв, снегирь , хвост.

(Лишнее слово — снегирь, потому что это- целая птица, а остальные — части птицы.)

Логопед : Сейчас у нас игра с мячом «Один — много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов.

Ворона (вороны)

сорока (сороки)

голубь (голуби)

сова (совы)

снегирь (снегири)

дятел (дятлы)

воробей — (воробьи)

перо — (перья)

крало — (крылья)

дерево — (деревья)

Логопед: — А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.

Логопед: Как подаёт голос воробей? (ответы детей: он чирикает)

Логопед: А синица и снегирь? (ответы детей: они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они — шипят.)

Логопед: Как свой голос подаёт ворона? (ответы детей: она каркает)

Логопед: Сорока — трещит, голуби воркуют, сова ухает.

«Чья тень, чей след».

Логопед: Ребята посмотрите на окно. Пока мы с вами играли, за нами наблюдали птички, а теперь они улетели, но остались их тени. Давайте угадаем, чья тень на окне (воробьиная, голубиная, воронья и т. д.)

Логопед: Птицы не только оставили свои тени, но и отпечатки следов. Давайте проверим, чьи это следы:

— вот эти маленькие следы воробья и синицы. След воробья (какой?) воробьиный

— а здесь топталась большая ворона и след у нее большой. След вороны (какой?) вороний.

— а это следы важной совы она наверно ночью устроила охоту на мышей и диких хомяков, которые спят под снегом. След совы (какой?) совиный.

Воспитатель: Детки оглянитесь, посмотрите внимательно, куда завели нас птичьи следы?

Дети: В зимний лес.

Воспитатель: Правильно, а кого кроме птиц можно встретить в лесу зимой.

Дети вместе с воспитателем вспоминают диких животных, которые обитают в Сибирских лесах.

(В имитированном зимнем лесу развешаны и разложены картинки диких животных)

Воспитатель: Ребята совсем недавно мы с вами читали сказку «Рукавичка», а теперь давайте попробуем ее пересказать, превратившись в героев этой истории.

Дети, используя маски, играют в сказку «Рукавичка».

  1. Итог занятия или рефлексия.

Логопед: Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали?

Дети отвечают.

Логопед: А, что мы должны сделать для зимующих птиц.

Дети: Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек.

Воспитатель: Птицы тоже позаботились о вас и в нашем лесу приготовили для вас угощения.

(Из-за елки достаёт корзинку с конфетами «Птичье молоко»).

Литература:

  1. Алянский Ю. Л. Азбука театра. Москва: Просвещение, 1998;
  2. Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников. Москва: Просвещение,1983;
  3. Нагаева Т. И. Нарушение зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008;
  4. Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. Москва, 1998;
  5. Чистякова М. А. Психогимнастика. Москва: Просвещение, 1990;
  6. Чурилова Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. Москва: Владос, 2001
  7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва: Просвещение,1983.
Задать вопрос