Инклюзия доходчиво. Практические упражнения для понимания инвалидности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 31.10.2021

Статья просмотрена: 1953 раза

Библиографическое описание:

Прохорова, А. Г. Инклюзия доходчиво. Практические упражнения для понимания инвалидности / А. Г. Прохорова, О. А. Жильцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6690/ (дата обращения: 08.05.2024).



Частью 16 статьи 2 Закона об образовании впервые в российской законодательной практике содержательно раскрыто понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Категории «инвалид» и «человек с ОВЗ» не являются тождественными, но имеют области пересечений.

Так, к категории «инвалид» относятся люди, которые имеют ограничения по здоровью, не требующие создания для них специальных условий в образовательном процессе.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий для получения образования, исходя из решения коллегиального органа — психолого-медико-педагогической комиссии.

Занятия по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должны иметь практикоориентированный характер и предусматривать применение интерактивных методов обучения. Организация такого рода обучения позволяет создавать модели ситуаций непосредственного взаимодействия, сопровождения, благодаря которым дети, не имеющие ограничений по здоровью, могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается ребенок с ОВЗ ежедневно.

Одной из эффективных форм работы являются практические упражнения. Они могут быть направлены на более глубокое, понимание трудностей, с которыми сталкиваются люди с ОВЗ (имитационные упражнения — при передвижении на коляске, на костылях, с палочкой — при отсутствии опоры на одну из конечностей, снижении слухового и зрительного восприятия). При проведения такого рода практических упражнений целесообразно применение разного рода приспособлений, которые помогут ощутить на себе эти трудности.

Люди с нарушениями речи

Первый тип инвалидности — это дети с нарушением речи. Здесь достаточно сложно донести до окружающих что испытывает ребенок, который плохо говорит. Визуально это выглядит не очень красиво, могут капать слюни или ребенок будет заикаться и т. п.

Очень простое упражнение, которое помогает это прочувствовать и понять.

Упражнение «Вкусняшки»

Приглашаем двух детей и предлагаем набить рот вкусняшками (конфеты, маршмеллоу и т.д) и пробуют разговаривать друг с другом. Выгладит это крайне комично, но при этом ребенок выходит из зоны комфорта ему неудобно, он хочет донести какую-то простую вещь, но не может и это сопротивление внутреннее оно крайне важно. Тот, кто попробует обязательно в следующий раз будет понимать, что чувствует ребенок с нарушением речи.

Со стороны это тоже достаточно наглядно, потому что до этого ребенок общался совершенно нормально, а сейчас испытывает сложности.

Люди с расстройствами аутистического спектра

Если мы говорим про людей с особенностями психического развития, с ментальными нарушениями. Здесь достаточно сложно в плане понимания норматипичности. Трудно понять, что испытывает такой ребенок, какие у него особенности и проблемы.

Какие есть ограничения и сложности у детей с аутизмом: связанные с визуальной картинкой, связанные со слуховым восприятием, с социальными навыками, и в целом восприятием мира.

Самое простое взять хотя бы искажение реальности. Ребенок с аутизмом по-другому воспринимает визуальную часть.

Упражнение «Зеркало»

Мы берем зеркало и с помощью зеркала мы пробуем что-то нарисовать на листочке, ориентируясь только на отражение в зеркале, тем самым искажая визуальную часть. Это достаточно интересно, но главное это помогает понять, как воспринимает мир ребенок.

Второе очень простое упражнение, которое можно провести на понимание ребенка с аутизмом. Для таких детей часто бывают обострены звуки, для обычного ребенка звук будет громким, но терпимым, а ребенку с аутизмом он будет обострен.

Упражнение «Наушники»

Приглашаем двух детей, одному предлагается надеть наушники, в которых звучит шум воды. Второго ребенка просим дать напарнику простую инструкцию «сядь на стул». Без сопровождения просьбы жестом участнику в наушниках будет сложно понять, что от него хотят. К тому же можно заметить чувство тревоги, которое вызывает постоянный однообразный шум в наушниках совместно со звуками вокруг. Такое упражнение наглядно объясняет, что даже когда ребёнок с РАС понимает ситуацию, он всё равно может не понимать слова, которые сопровождают ситуацию. Иногда окружающим только кажется, что ребёнок понял их слова, так как он выполняет данную ему инструкцию. Тем не менее, ребёнок просто мог знать, что нужно делать в определенной ситуации, независимо от словесных инструкций, только потому, что он выполнял эти действия множество раз в прошлом.

Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата

У людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Для детей с ДЦП свойственны ограничение или невозможность произвольных движений, нарушения равновесия и координации движений, нарушение ощущений движений. У детей с церебральным параличом бывает ослаблено чувство позы; у некоторых искажено восприятие направления движения (например, движение пальцев рук по прямой может ощущаться ими как движение по окружности или в сторону).

Чтобы лучше понять такого ребенка можно выполнить ряд простых упражнений.

Упражнение «Дорожка»

Предложить ребенку пройти по узкой дорожке, удерживая между коленями небольшой мячик.

Упражнение «Шнурки»

Даем ребенку задание пройти от одной стены до другой в ботинках со связанными между собой шнурками.

Эти упражнения дают понять, как много нужно приложить усилий ребенку с ДЦП чтобы передвигаться. И что кажущаяся со стороны медлительность дается путем огромных физических усилий.

Упражнение «Рубашка»

Мы просим ребенка надеть варежки и застегнуть пуговицы на своей рубашке. Сначала выполнить это задание будет казаться невозможным, но после нескольких попыток ребенку удастся застегнуть рубашку.

Такое задание продемонстрирует что самообслуживание ребенку с ДЦП дается с большим трудом, и занимает достаточное продолжительное время в сравнении со обычными детьми.

Не забываем акцентировать внимание что у каждого ребенка в независимости от его ограничений по здоровью, кроме ограничений есть его сильные стороны.

Взаимодействие нормально развивающихся детей и их сверстников, имеющих ОВЗ, способствует их взаимообогащению, формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Но самое главное, что приходит понимание. Особенно понимание тех, кто смотрит на это со стороны, что если они встречают особенного человека, с ним можно и нужно договариваться и взаимодействовать.

Спешите делать добрые дела. Об этом Гете сказал так: «Не часто людям дается повод для таких высоких дел! Спешите творить добро!».

Задать вопрос