Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 26.10.2021

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Аверюк, Е. В. Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста / Е. В. Аверюк, А. А. Серикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6663/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье авторы рассказывают, как пескотерапия влияет на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: пескотерапия, песок как средство развития, коррекция и развитие речи.

Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию. Для детей лучшая игрушка — куча песка.

К. Д. Ушинский

Практический опыт показывает, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с нарушениями речи, которые имеют различную структуру и степень выраженности.

В работе с детьми, имеющими нарушения речи, в последнее время появилось новое направление — пескотерапия.

Этот метод построен на теории Карла Густава Юнга, известного швейцарского психолога, который в своей теории утверждает, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Песочную терапию можно использовать для диагностики, коррекции и развития речи.

Во время игр с песком ребенок учится работать в коллективе. Игра в песке с фигурками помогает ребенку научиться выражать свои переживания. Придумывание песочных историй способствует формированию представлений об окружающем мире.

Как показывает опыт, использование данной технологии при работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию мелкой моторики при использовании разнообразных действий с песком (сжать и разжать в кулачке; захватывание песка в щепотку, мелко перебирая пальцами; перетирание песка и т. д.); рисование на песке как на рис. 1 (дорожки, волны следы, заборчики);

Рисование дорожек, волны и т. д.

Рис. 1. Рисование дорожек, волны и т. д.

— работа с контурами и шаблонами, закрепление образа букв через печатание их на песке (рис 2).

Буквы на песке

Рис. 2. Буквы на песке

Работа в песочнице позволяет решать задачу развития фонематического слуха, успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Для этого детям предлагается выбрать и назвать фигурки с определенным звуком (собрать зоопарк, зоомагазин и т. д. рис 3).

Фигурки с определенным звуком

Рис. 3. Фигурки с определенным звуком

Работа над лексической стороной речи с использованием песка способствует расширению и активизации предметного словаря (песок, песчинка, песчанка, песочек и т. д.), обогащению словаря детей глаголами рис. 4 (сыпать, гладить, грести, превращать, мочить), прилагательными (влажный, мокрый и т. д.).

Активизация словаря глаголами, прилагательными Активизация словаря глаголами, прилагательными

Рис. 4. Активизация словаря глаголами, прилагательными

Развитие лексической стороны речи можно сочетать с операциями классификации по темам (например, овощи, фрукты), как показано на рис. 5.

Классификация предметов

Рис. 5. Классификация предметов

Актуально использование педагогической песочницы и для составления предложений, например: «Ёлка растет в лесу» (рис. 6.), «Ёжик несет яблоко».

Составление предложений

Рис. 6. Составление предложений

Во время игр с песком обучающий материал становится для детей с нарушениями речи более доступным. Обобщение, классификация предметов дается легко, психологические процессы протекают щадяще, повышается уровень вербальной памяти, внимания, восприятия.

При работе с песком эффект успеха создается при минимальном напряжении. Игры с песком улучшают общее состояние, снимают напряжение, успокаивают и расслабляют. При создании образов на песке у дошкольника появляются успешность и уверенность в себе.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2010.
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.
  3. Кузуб Н. В., Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. — СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011.
  4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2008.
  5. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5–7 лет: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2017.
  6. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2017.

Ключевые слова

пескотерапия, песок как средство развития, коррекция и развитие речи
Задать вопрос