Формирование математических представлений у дошкольников посредством занимательных игр | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 14.10.2021

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Изотова, Т. П. Формирование математических представлений у дошкольников посредством занимательных игр / Т. П. Изотова, С. В. Наумкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6652/ (дата обращения: 07.05.2024).



В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.

Н. Е. Жуковский

Практика в работе с дошкольниками показывает, что повышенный познавательный интерес к математическим занятиям дети проявляют в том случае, когда они заинтригованы и вовлечены во что-то неизведанное.

Хочется отметить слова автора: «Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, — это быть точным, второе — быть ясным и, насколько можно, простым». (Г. Лейбниц)

Поэтому перед педагогом стоит непростая задача при планировании занятия. Его следует построить таким образом, чтобы на протяжении всей деятельности прослеживалась положительная динамика познавательной активности детей. В качестве результата этой активности мы можем наблюдать: проявление высокой мотивации к решению проблемных ситуаций, внимательное слушание и стремление к самостоятельности. Для того чтобы достичь такого эффекта, в ходе занятия, используются определённые приёмы: «сюрпризный момент», дидактические игры, различные загадки — шутки, а также задачи в стихах, музыкальные математические игры и т. д.

Таким образом, «сухую математику» можно превратить в занимательное увлечение. При этом следует учитывать и то, что активная умственная деятельность должна удовлетворять возрастные интересы и социальные потребности ребёнка. Важно грамотно и соразмерно распределить включенность многих мыслительных процессов: таких как смекалка, логика, гибкость мыслительного процесса, сообразительность, ориентация в пространстве и т. д. Во всем этом ребенку будут помогать нестандартные задачи с занимательным материалом.

Не стоит забывать об обратной связи при планировании занятия. Ведь если ребенок не может высказывать свои предположения, уточнять словесную инструкцию, то результатом такой формы взаимодействия может быть неточное выполнение задания или невыполнение его вовсе. Важно следить за ходом мыслей ребёнка, чтобы своевременно скорректировать и направить деятельность в нужное русло.

Различные числовые курьезы, головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование — интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычайностью решения. Включение их в определённый этап решения задачи запускает процесс размышления о возможных способах решения и предвосхищению результата.

Игры с арифметическими головоломками (угадывание чисел), геометрическими (на разрезание), старинными головоломками, буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады) — способствуют развитию фантазии и воображения. Дети безумно любят «математические развлечения», разного рода задачи, упражнения, игры на пространственные преобразования, моделирование образных изображений из определенных частей, воссоздание фигур-силуэтов.

Занятие осуществляется посредством реализации следующих практических действий: подбор, составление, раскладывание по правилам и условиям. А также, игр, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру-силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В одних играх составляются плоские фигуры: «Танграм», «Колумбово яйцо», головоломка «Пифагор», «Пентамино», «Волшебный круг». В других требуется составить объемную фигуру: «Кубики для всех», «Собери призму», «Куб-хамелеон».

Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны и интересны загадки и задачи-шутки.

В результате такой формы деятельности освоение необходимых навыков происходит с удовольствием и без особых усилий. Практика в работе с дошкольниками показывает, что те навыки и умения, которые ребенок приобрел во время игры, более устойчивы и прочны, чем те, которые ребенок получил в устной форме (при отсутствии непосредственной включенности в деятельность).

Справедливо сформулировать вывод о том, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра. А формирование математических представлений можно практиковать как на занятиях математики, так и в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель может включать работу над знаниями по формированию математических представлений в процесс игры, бесед, наблюдений, экспериментирования и другое. При этом создавая необходимые условия для формирования детьми математических представлений.

Методически правильно подобранные варианты тех самых загадок, занимательных вопросов, загадок-шуток, дидактических игр и т. д., окажет значительное влияние на формирование поисковых навыков у ребенка и будет своеобразным паттерном, направленным на повышении мотивации, и более внимательному отношению к решению любой задачи. Активизирует механизмы развития всех психических процессов.

Использовать такой материал можно как в основной части занятия по ФЭМП, так и в заключительной (в случае, если наблюдается снижение умственной активности дошкольника). В старших и подготовительных группах можно использовать занимательные задачи в качестве умственной гимнастики в начале занятия.

В современной литературе представлен довольно широкий выбор обучающих игр. Многие из них направлены на то, чтобы ребенок охотно преодолевал возникающие трудности в решении различного рода логических задач, плавно овладевал знаниями, максимально активизировал умственную деятельность и тренировал произвольную концентрацию внимания.

Хорошо в этом помогают использование в работе с детьми серии «обучающих» игр (А. А. Столяр). Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их (Б. П. Никитин). Умело сочетают в себе игровые методы и методы прямого обучения детей. Всё это позволит не только эффективно усвоить материал, но и вызовет у детей радость от занятия, а это радость постепенно перейдет в любовь к математике. И математика станет для ребёнка желанной, увлекательной, необходимой и интересной.

Примеры:

Загадки математического содержания

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)

У него два колеса и седло на раме,

две педали есть внизу,

крутят их ногами (Велосипед).

Задачи-шутки

Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ль всех? (Три.)

Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?

Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько)

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)

У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)

Логические концовки

– Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)

– Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)

Задачи в стихах

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним. Сколько стало щенят?

На плетень взлетел петух.

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (три)

Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети сами.

Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят,

Сколько в снег свалились?

Головоломка «Пифагор»

«Танграм»

«Колумбово яйцо»

Литература:

  1. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. 2009.
  2. Игровые занимательные задачи для дошкольников Михайлова З. А.
  3. Занимательная геометрия. Подготовительная группа / авт.-сост. Р. А. Жукова2009.
  4. Целищева, И. И. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром: Интегрированные занятия / И. И. Целищева, М. Д. Большакова. 2009.
Задать вопрос