Сенсорное развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (46) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 30.09.2021

Статья просмотрена: 818 раз

Библиографическое описание:

Щербакова, Н. Б. Сенсорное развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности / Н. Б. Щербакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9 (46). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6615/ (дата обращения: 18.05.2024).



В статье описывается фундаментальное значение сенсорного развития детей в их дальнейшем развитии. Автор указывает на необходимость его интеграции во все виды деятельности детей раннего возраста, основываясь на личном опыте работы.

Ключевые слова: восприятие, сенсорное воспитание, интеграция.

Период дошкольного детства — время, когда развивается и совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются и систематизируются представления об окружающем мире. Для того чтобы лучше познать окружающий его мир, ребенок должен достигнуть определенного уровня развития восприятия, приобрести навык обследования предметов. Накопление чувственного опыта при ознакомлении со свойствами предметов обозначают в педагогике как накопление сенсорных впечатлений. Именно благодаря этим впечатлениям у детей формируется полноценное восприятие окружающей действительности.

Говоря о сенсорном воспитании дошкольников, мы предполагаем восприятие детьми формы, цвета, величины, звука, вкуса, качества поверхности. Эти свойства имеют определяющее значение для формирования представлений об окружающей действительности и являют собой фундамент общего умственного развития ребенка.

Познание окружающего мира начинается с восприятия ребенком предметов и явлений. Все другие формы познания базируются на основе образов восприятия и становятся результатом его переработки. По этой причине нормальное умственное развитие ребенка не представляется возможным без полноценного восприятия окружающего мира. [2]

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что сенсорное развитие в дошкольном детстве имеет определяющее значение.

Значение сенсорного развития сводится к упорядочиванию хаотичных представлений ребенка, полученных при взаимодействии с окружающим миром, развитию внимания, наблюдательности, усвоению основных сенсорных эталонов.

Ребенок 2–3 лет еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, в этот период он только начинает активно накапливать информацию о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Взрослому, находящемуся рядом, следует позаботиться о разнообразии этих представлений. Целесообразно использовать для этого разные виды деятельности. Рассмотрим их подробнее. [3]

Игровая и коммуникативная деятельность.

Дидактические игры с давних пор зарекомендовали себя в качестве эффективного средства воспитания ребенка в целом, и в частности сенсорного воспитания.

В процессе грамотно организованной игровой деятельности ребенок учится осязанию и восприятию, учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, он развивается и познает мир. [1]

В работе с детьми раннего возраста целесообразно использовать такие дидактические игры, как:

  1. Игры, способствующие развитию тактильного восприятия: «Угадай, что внутри», «Узнай фигуру на ощупь», «Игры с песком и водой», «Игры с массажными мячиками» и др.
  2. Игры, способствующие формированию представлений о величине: «Пирамидка», «Что выше?», «Длиннее — короче», «Разложи по величине» и тд.
  3. Игры, способствующие формированию представлений о цвете: «Какого цвета не стало?», «Найди предмет … цвета», «Подбери по цвету» итд.
  4. Игры, способствующие закреплению понятия о форме: «Из каких фигур состоит предмет?», «Найди лишнюю фигуру», «Найди предмет такой же формы» и др.
  5. Игры, способствующие развитию мелкой моторики: игры с сухим бассейном, «Закрути крышечку» и др.
  6. Игры, способствующие развитию слухового восприятия : «Шумовые коробочки», «Шумелки», «Тихо и громко», «Чей голосок?» и др.
  7. Игры, способствующие развитию обонятельного восприятия: «Угадай чем пахнет?», «Что готовят на обед?» и др.

Стоит отметить, что данный вид деятельности тесно переплетается с коммуникативной деятельностью, предполагающей активное речевое взаимодействие взрослого и ребенка в словесных играх, направленных на развитие сенсорных эталонов. [2]

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Развитие сенсорных способностей с наибольшим успехом происходит в ходе продуктивной̆ деятельности, преимущественно — в рисовании. В процессе рисования сенсомоторные действия осуществляются не изолировано от деятельности, а внутри нее, что обеспечивает богатые возможности для развития сенсорной сферы малышей в широком его понимании.

Восприятие художественной̆ литературы и фольклора.

На первый взгляд этот вид деятельности не имеет никакого отношения к сенсорному развитию, но это мнение ошибочно. Прослушивая сказки, малыш закрепляет представления о величине, форме предметов, учится воспринимать информацию на слух. Для этой цели подойдут следующие произведения: РНС «Три медведя», «Репка», «Колобок», «Теремок» и др.

Самообслуживание и элементарный̆ бытовой̆ труд (трудовые поручения)

Выполнение трудовых поручений — прекрасный способ познания окружающего мира. Убедитесь сами: расставляя тарелки, малыш воспринимает их форму, цвет, ощущает прохладу от керамической поверхности; расставляя игрушки по полкам, он знакомится с их фактурой, формой и величиной.

Двигательная деятельность.

Использование в ходе организации двигательной активности детей физкультурного оборудования, окрашенного в основные цвета (например, кегли), либо имеющего разный размер (мячи), положительно сказывается на сенсорном развитии детей. В ходе игры целесообразно акцентировать внимание на отличительных признаках этих предметах, их цвете, форме, величине.

Экспериментальная деятельность.

Ребенок — это исследователь от природы. Необходимо поддерживать в детях их неутолимую жажду новых впечатлений, любопытство, интерес к наблюдению и экспериментированию, самостоятельному поиску новых сведений о мире. Педагогу важно включать малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Так, в процессе предметно — манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убеждаются в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать из нее различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса. На прогулке дети узнают, что мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой песок может сыпаться и тд.

Подводя итоги, отметим, что грамотная организация и интеграция всех видов детской деятельности позволяет:

– сформировать у детей представления о форме, цвете и величине предметов;

– повысить уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности детей;

– помочь детям освоить методы обследования предметов. [2]

В заключение хочется ответить на главный вопрос: почему так важно развивать сенсорное восприятие?

Сенсорные процессы представляют собой фундаментальную ступень познания, образуют область чувственного познания, выступая исходным звеном интеллектуального развития. Процесс сенсорного воспитания предполагает подготовку к переходу от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению. Именно так формируется основа будущей интеллектуальной деятельности.

Вместе с тем формирование сенсорной сферы играет важную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка, развивает его наблюдательность, внимание, позитивно влияет на формирование эстетических чувств, упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром, помогает в освоении навыков учебной деятельности, готовит к реальной жизни в целом. Задача воспитателей — использовать при этом весь арсенал игр, упражнений и занятий, создавать благоприятные и комфортные условия для легкого восприятия материала детьми.

Литература:

  1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. М. Просвещение, 2008.
  2. Нищева Н. В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста С-Пб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  3. Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию. М. Просвещение, 2003.
Задать вопрос