Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому наследию своего края в социокультурной среде через игровой фольклор | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (46) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 23.09.2021

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Салтыкова, З. Ш. Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому наследию своего края в социокультурной среде через игровой фольклор / З. Ш. Салтыкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9 (46). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6596/ (дата обращения: 15.05.2024).



В статье описывается опыт работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации по применению игрового фольклора в патриотическом воспитании дошкольников .

Ключевые слова: игра, ребенок, дошкольный возраст, детский сад.

Мы знаем, для того, чтобы вырос лес, нужно посадить и позаботиться о молодых саженцах. Чтобы оздоровить пруды и реки, нужно расчистить ключи и маленькие родники, питающие их. Чтобы возродить национальные традиции, нужно позаботиться о том, чтобы в этих традициях росли и воспитывались наши дети.

Являясь музыкальным руководителем в детском саду, могу сказать, что дошкольный возраст — это возраст становления культуры личности. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые жизненные навыки и ориентиры.

В Российской Федерации на период до 2025 года стратегия развития воспитания опирается на систему духовно-нравственных ценностей. В основе ценностей лежат: совесть, честь, справедливость, человеколюбие, вера в добро, личное достоинство. Что касается ФГОС ДО, то в нем провозглашены следующие принципы: обеспечение равных возможностей развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от его нации, пола, места проживания, языка, социального статуса, а также создание таких условий развития детей, которые будут соответствовать прежде всего их индивидуальным и возрастным особенностям.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплены несколько статей касающихся толерантности. В том числе и недавние изменения в Закон, связанные с вопросами воспитания обучающихся, которые говорят о бережном отношении к традициям многонационального народа Российской Федерации и к культурному наследию.

На региональном уровне существует Государственная программа Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014–2025 годы». Актуальность также прослеживается и в государственной программе «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия».

Так как же воспитать у детей, начиная с дошкольного возраста, интерес к историческому наследию своего края?! Я считаю, что более понятного, занятного и простого метода, чем игра — и быть не может. Игра — один из важнейших, основных видов деятельности дошкольников и это не преувеличение. Как только ребенок начинает яснее осознавать все то, что его окружает, у него появляется желание воспроизводить все, что он видит и слышит, и он начинает играть почти беспрерывно. Игра — это планета, на которой обитает ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит, способ познания мира. Я считаю, что практически любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольника, в том числе и в семье, можно и нужно решать с помощью игры. В данном случае речь пойдет об игровом фольклоре.

В нашем крае — Мордовии, веками бок о бок жили и продолжают мирно сосуществовать три основные национальности: русские, мордва и татары.

Корни этих народностей настолько переплетены, что окунувшись в игровой фольклор, понимаешь, что почти все игры между собой очень похожи, за некоторыми исключениями, изменениями произошедшими в процессе жизни, например, русский вариант игры «Перетягивание каната», мордовский вариант (мокша) «Котор кодатама», татарский вариант «Аркан тартыш»; игра в горшочки: русская игра «Горшочки», мордовский вариант (мокша) «Сяканяса», татарская игра «Чульмак уены» и т. д. Егор Арсеньевич Покровский — русский педиатр, психолог, крупнейший исследователь детского физического воспитания и детских народных игр, разных народов и регионов России 19 века, сказал: «Игры во все времена и у всех народов были непременно. Они одинаково занимают детей у всех народов, так как потребности детей везде одинаковы: ребенок чувствует потребность упражнять свои мышцы, развивать их ловкость и гибкость, силу и проворность. Поэтому детские игры до поразительности похожи у многих народов».

Значение фольклорных игр, особенно для современного подрастающего поколения — неоценимо. Так как современные гаджеты, начиная с дошкольного возраста буквально «заворожили», «сковали», «обездвижили» наших детей, то подвижные игры на сегоднящний день, в прямом и в переносном смыслах, являются в оздоровлении, коммуникативности, некой палочкой-выручалочкой, оказывая чудодейственное влияние, прежде всего, на физическое здоровье.

Бытовые будничные ситуации, движения в игре, имитирующие человеческий труд (ловкость, проворность), а в хороводных играх-песнях: спокойствие, умиротворенность, плавность в движениях; все это способствует формированию у ребенка гибкой психики. И еще, говоря об играх, в них не всегда можно выиграть, поэтому умению проигрывать тоже нужно учиться. Игры учат ребенка жизни.

У нас ни одно занятие не обходится без игр, ведь играя, дети отвлекаются от повседневных переживаний, особенно если до этого имели место быть: ссоры, обиды, злоба в отношении друг с другом. Ребенок переключается, увлекается, раскрепощается, если что-либо его раньше беспокоило, то все неприятности в процессе игры мгновенно исчезают.

Особенно полезна игра на свежем воздухе. У детей упражняется дыхательная система, а это благотворно отражается на работе сердечно-сосудистой системы. Следовательно, играя в фольклорные игры, укрепляются здоровье и психика, а о положительных эмоциях и хорошем настроении даже говорить не приходится.

Играя в фольклорные игры, у дошкольников формируются навыки адекватного, уважительного и доброжелательного отношения друг к другу. Вы, наверное, ни раз замечали, как ребята с желанием, настроением, живостью играют во все игры, независимо от того, к какому народу они относятся.

В то же время дети осознают, что без дружбы, сплоченности, старания и дисциплины, ни о какой игре даже речи быть не может. Если каждый будет думать только о себе и не будет считаться с другими, то никакого хоровода, игры в целом не получится. Итак, на каждом шагу в общей игре ребенок будет убеждаться в том, что необходимо ладить с другими. В то же время он видит, что одному играть не так весело, без товарищей выходит не так интересно, поэтому он начинает ценить своих товарищей. Все это постепенно будет развивать чувство толерантности.

Хочу сказать, что очень много зависит от нас — от взрослых. Если мы в них будем воспитывать и поддерживать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу (прежде всего на собственном примере), то проблем воспитания толерантной культуры в обществе, которые на сегодняшний день очень актуальны, просто не станет, они уйдут сами собой.

Так что же такое толерантность? В переводе толерантность означает терпимость, веротерпимость. А зачем терпеть друг друга, когда можно просто дружить, прекрасно сосуществовать, общаться, наслаждаться жизнью?! И игры, в частности фольклорные, в этом нам в помощь.

Итак, обучая детей фольклорным играм разных народов мы не только даем им приятное развлечение и позитивное настроение, но и воспитываем у дошкольников интерес к историческому наследию своего края в социокультурной среде.

Литература:

1. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 4. — С. 33–37.

2. Абудеева Н. Б., Карпушина Л. П. Воспитание детей шестилетнего возраста средствами мордовского музыкального фольклора: (Учеб. пособие с нот. материалом) / Морд. респ. ин-т повышения квалификации работников образования; — Саранск: МРИПКРО, 1996. — 102 с.;

3. Балашов В. А. Бытовая культура мордвы: традиции и современность. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991.

4. Детские подвижные игры народов СССР. — Москва: «Просвещение», 1988.

5. Подвижные игры с песнями в детском саду. Составитель Доломанова Н. Н. –М.: ТЦ Сфера, 2002. ISBN 5 -89144–269–8

6. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. — Мордовское книжное издательство, 1978.

Задать вопрос