«Бережливый детский сад»: от проекта к первым результатам | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (45) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.08.2021

Статья просмотрена: 470 раз

Библиографическое описание:

Пшеничных, Л. А. «Бережливый детский сад»: от проекта к первым результатам / Л. А. Пшеничных. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6555/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматриваются возможности и результаты применения бережливых технологий в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации. Описаны основные направления применения инструментов бережливого производства.

Ключевые слова: бережливые технологии, инструменты бережливого производства, дошкольное образование, образовательное пространство, фабрика процессов.

Применение бережливых инструментов в образовании, а в частности, в ДОО способно сделать образовательный процесс более комфортным для всех участников образовательных отношений. В 2019 году МБДОУ д/с № 75 г. Белгорода был включен в пул из «опорных» площадок по внедрению бережливых технологий в деятельность ДОО Белгородской области в рамках реализации регионального проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад»), что поставило нас перед необходимостью:

– доведения до участников образовательных отношений сущности, философии, принципов бережливого управления за счет создания и развития единого информационного образовательного пространства по внедрению бережливых технологий, функционирования раздела по бережливому управлению на сайте ДОО;

– внедрения инструментов и методов бережливого управления: «визуализация» и «5S», в такой последовательности, чтобы это не превратилось в дополнительные потери;

– вовлечения всех участников образовательных отношений в процесс постоянного совершенствования образовательной организации.

Институциональные краткосрочные бережливые проекты, реализуемые в ДОО, были направлены на:

  1. Внедрение технологий бережливого управления в организационно-управленческую деятельность ДОО. В деятельность ДОО внедрены: доска задач Канбан, позволяющая сформировать эффективную систему планирования деятельности ДОО на каждом уровне выполнения задач и оперативно решать проблемы, возникающие в ходе выполнения работ по процессу; такие инструменты бережливого управления, как организация рабочего пространства (5S) — 100 % охват рабочих мест педагогов и специалистов (бережливое управление мы начали с наведения порядка на рабочем месте, что позволило более эффективно и оперативно выполнять стандартные задачи, облегчить труд педагогов, сократить время, которое они тратили на работу с документами, высвободив его для главного — воспитания и обучения детей), визуализация (разработана система навигации и безопасности пространства) и картирование семи процессов. В ДОО создана зона «Обея» для управления внедрением бережливых технологий и фабрика процессов для освоения бережливых технологий.

В рамках данного направления был разработан и реализован проект «Оптимизация процесса учета и хранения продуктов питания на складе ДОО», который стал победителем регионального конкурса профессионального мастерства «Лучший лин-проект в сфере образования». Данный проект позволил нам снизить временные потери на 48 % за счет использования автоматической системы учета данных.

  1. Внедрение технологий бережливого управления в содержание дошкольного образования. В результате реализации проекта «Внедрение элементов визуализации ежедневных операций в режиме дня детей старшего дошкольного возраста» минимизированы потери времени и ненужных избыточных действий детей и педагогов при выполнении ежедневных операций детьми в режимных моментах для восполнения дефицита игрового времени и пространства; созданы система пространственной навигации в 10 группах ДОО (указатели, знаково-символические средства, схемы движения), система стандартизации ежедневных операций в режиме дня воспитанников детского сада (разработаны алгоритмы ежедневных действий детей во всех возрастных группах); создана креативная среда с использованием системы 5S в работе более 80 % групповых ячеек (для каждого вида творческой деятельности есть памятки; игрушкам, играм и книжкам отведены свои промаркированные картинками ящики и полочки, разработаны тематические лэпбуки («Теплосбережение», «Водосбережение», «Электросбережение», «Сбережение и укрепление здоровья», «Семейная экономика» и др.), игровые дидактические пособия (часы, календарь ожидаемых событий, и др.)).

Проект «Внедрение в практику образовательной работы старших групп «бережливой» технологии «План-дело-анализ»» позволил приобщить старших дошкольников к культуре планирования и временных затрат собственной деятельности. Данная технология внедрена в 5 группах. Основная идея проекта состоит в том, что обучение, главным образом, проходит именно в выбранных детьми видах деятельности. Детям предлагаются темы, основанные на их интересах, потребностях. Дети подключаются к принятию решения о том, что они хотят изучать и с кем они хотят работать. 10 педагогов ДОО продолжают внедрять в свою работу технологию «План — дело — анализ», но уже на данном этапе мы смогли увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к учебным). Дети стремятся к самостоятельной организации игр, продуктивных видов деятельности, общению. Они умеют находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело. Время на самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам в центрах активности возросло в 10 раз за счет того, что воспитатели вместо организации четко регламентированной деятельности детей научились создавать условия для их самостоятельной деятельности.

Педагоги активно внедряют в образовательную деятельность «фабрику процессов». Их опыт был представлен на всероссийском онлайн-фестивале «Солнечные дни Вдохновения» и в рамках педагогического марафона.

Внедрение технологий бережливого управления в содержание дошкольного образования оказалось для нас самым трудным. Во-первых, в процессе картирования мы не сразу пришли к пониманию, как и что мы должны «экономить»; во-вторых, было достаточно сложно перестроить мышление большинства педагогов, убедить их уйти от излишней регламентации детской деятельности и роли руководителя-организатора и предоставить детям больше самостоятельности и инициативы в выборе и организации своей деятельности.

Детский сад также принял участие в апробации парциальной программы дошкольного образования «5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления». Программа апробировалась в трех группах (6 педагогов) с охватом 85 детей в возрасте 6–7 лет.

В результате апробации программы более 70 % детей могут самостоятельно выстраивать предположения о назначении инструментов бережливого производства, что позволяет им самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи. Удалось вовлечь более 50 % родителей в процесс формирования бережливого мышления у детей, многие из них делились личным опытом использования бережливых инструментов.

  1. Использование ресурсов «бережливого детского сада» для трансформации образовательного пространства ДОО. В этом направлении реализован проект «Создание комфортной зоны ожидания для родителей в МБДОУ д/с № 75 г. Белгорода» (призер муниципального конкурса бережливых проектов), который позволил создать комфортную зону ожидания для родителей, сократить временные потери родителей (увеличена продуктивность их пребывания в зоне ожидания в 2,5 раза), повысить уровень эффективности информационного использования рекреационной зоны и образовательных ресурсов МДОУ при организации пребывания родителей в зоне ожидания более чем на 30 % (в процессе ожидания родители могут самостоятельно изучить документы, заполнить бланки, познакомится с деятельностью учреждения с помощью различных ресурсов (бланки, образцы документов, электронное табло, Q-коды).

Несмотря на то, что проект «Бережливый детский сад» завершился, на базе нашего МБДОУ планируется активная постпроектная деятельность в направлении бережливого управления. По-прежнему будет востребована комната Обея, которая используется педагогами и детьми при планировании своего дня и недели. Продолжается работа по бережливым проектам, уже реализованным на институциональном уровне. В их числе — проекты по обновлению навигации ДОО, улучшению комфортности зоны ожидания для родителей, автоматизации различных процессов. А также разработка новых проектов по направлению «Создание игрового пространства и руководство детской игрой».

Среди проблем и обязательных условий эффективности бережливого управления в ДОО мы выделили следующие:

  1. Создание и поддержка со стороны руководителя социально-психологической среды в ДОО, позволяющей использовать бережливые инструменты и технологии для раскрытия и использования таланта сотрудников, их интеллектуальных и творческих способностей.
  2. Принятие и понимание каждым сотрудником, внедряющим бережливые технологии, их значимости в повышении эффективности собственной деятельности.
  3. Создание лидерской команды, которая продвигает брэнд «бережливости» в ДОО.
  4. Преодоление формального отношения к внедрению бережливых инструментов и технологий в деятельность ДОО.

В случае выполнения данных условий можно говорить о системном подходе и комплексном развитии ДОО в качестве интегратора и драйвера муниципальной и региональной активности.

Задать вопрос