Использование синквейна в работе с дошкольниками | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 29.04.2021

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Гринюк, Е. А. Использование синквейна в работе с дошкольниками / Е. А. Гринюк. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6322/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье автор делится своим опытом использования нового подхода в образовательном процессе.

Ключевые слова: синквейн, педтехнологии, строка, слово.

В своей работе я часто сталкиваюсь с проблемой нарушения речи у детей. Зачастую это бедность словарного запаса, затруднение составляет рассказать по картине, пересказ прочитанного материала. При подготовке к тем или иным мероприятиям у некоторых детей наблюдается затруднение выучить наизусть стихотворение или роль.

Для меня, как для педагога встал вопрос поиска пути решения сложившейся задачи. И частично мне удалось его найти с помощью метода — составление синквейна. На мой взгляд, это один из эффективных методов развития речи ребенка. Данный метод позволяет быстро получить необходимый результат.

Что такое синквейн? Это происходит из французского языка и переводится как «пять строк», иными словами, пятистрочная строфа стихотворения. Как оказалось, данный метод широко используется во многих странах мира. У нас, в России синквейн известен с конца 90-х годов.

Прорыв этой педтехнологии заключается в том, что ею создаются благоприятные условия для развития ребенка. Она способствует развитию мышления детей, учит их выделять главное для себя, классифицировать и обобщать.

Целью синквейна является глубокое осмысление вопроса, проверки умений детей кратко и точно выражать свои мысли на заданную тему. Используя данный метод работы, я ставлю перед собой задачи: обогатить словарный запас детей, развить их творческие способности, развить фразовую речь, ассоциативное мышление.

Каковы правила синквейна? В первую очередь надо находить в тексте необходимые элементы, уметь делать выводы и заключение, уметь высказывать своё мнение. Анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать свои мысли. Работать можно как индивидуально, так и группой. Задания могут быть при этом разнообразные: придумывать слова, составить небольшой рассказ с обязательным выполнением условий (определенные слова и фразы). Это занятие учит детей самовыражению путем сочинения нерифмованных стихов.

В чем суть? Первая строка — это тема синквейна, она заключается в одном слове, это может быть существительное или местоимение, оно обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Это слово отражает главную идею задания. Вторая строка — это уже два слова, чаще всего используют прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта, описывающих основную мысль. Третья строка образовывается тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — это фраза из четырех слов, которые способны выразить личное отношение автора синквейна к предмету(объекту), который описывается. Пятая строка — это слово, которое может охарактеризовать суть вопроса. Оно связано с первым, который отражает суть.

Применение синквейна в работе позволяет мне обеспечить запоминание материала, способствовать усвоению полученных знаний о частях речи, пополнить словарный запас, активизировать мыслительную деятельность.

На фотографиях вы можете видеть проводимое мною занятие «Времена года. Весна». Цель данного занятия — закрепить полученные знания о весне, природных изменениях, обогатить словарный запас.

Вместе с детьми мы составляли синквейн с помощью схем, применяя словарный, наглядный и игровой методы.

Сначала дети отвечали на загадки о весне, затем вместе с детьми мы проанализировали картины И. И. Левитана «Март», А. В. Саврасова «Грачи прилетели». Далее проведение дидактической игры «Весенние слова», цель которой — угадать слова, связанные с данным временем года.

После игры детям предложили попробовать составить самостоятельные рассказы о весне с опорой на различные картинки.

Использование данной технологии на занятиях с детьми дает мне возможность позитивно воздействовать на речевое развитие детей, речь становится более яркой и понятной. Дети учатся делать выводы, кратко формулировать основную мысль темы.

Литература:

  1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. Ростов. 2008г.
  2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников / Н. Душка // Логопед. — 2005. — № 5.
  3. Терентьев Н. Синквейн по «Котловану». Первое сентября № 4–2006г.

Ключевые слова

слово, синквейн, педтехнологии, строка
Задать вопрос