Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 30.04.2021

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Попова, Д. В. Организация проектной деятельности в ДОУ / Д. В. Попова, Т. И. Вагатова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 31-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6306/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.

Ключевые слова: работа с родителями, проектная деятельность, информация.

Современное общество перед детскими образовательными учреждениями ставит задачи по становлению индивидуальной личности. Образовательное учреждение должно способствовать развитию в детях творческих способностей, при этом обогащать их духовно-нравственные состояние.

В настоящее время педагогический процесс неразрывно связан с деятельным подходом и стремлением детей освоить новые знания в той или иной направленности. Познать для себя что-то новое и интересное. Один из таких подходов, которые мы используем в работе — это проектно-исследовательская деятельность. Данный метод очень эффективен, на наш взгляд. И эффективен он как в реализации воспитательных, так и в образовательных вопросах. Он позволяет организовать как группу детей, так и каждого ребенка в отдельности на определённую работу, которая направлена на результат (создание продукта, открытие). Мы, педагоги, должны в первую очередь заинтересовать детей, и превратить достаточно сложный и непростой процесс изучения выбранной темы (проблемы) в интереснейшее и увлекательное занятие.

Данный метод не нов, но с каждым годом в него вносится много нового, при этом сохраняется главная цель метода — это развитие интереса детей к выбранной теме, к постановке и цели проекта. При этом необходимо забывать, что при выполнения задачи надо не только применять полученные знания, но и стараться приобретать новые, как самостоятельно, так и со взрослыми. Для этого мы привлекаем и родителей к данному виду деятельности. Это способствует воссоединению родителя, ребенка и педагога. Родители наравне с детьми познают для себя новое, знакомятся с методикой обучения, втягиваются в образовательный процесс.

При выборе темы наша задача доказать, что всё, что нас окружает — это некая лаборатория, где мы изучаем, познаем и развиваемся. Мы вооружаем детей знаниями и навыками, стараемся помочь им проявить себя в полной мере, проявить свои способности, самостоятельность и творческий потенциал. Мы учим детей добывать знания, а не получать их готовыми или добытыми нами, педагогами. В начале нами ставится проблемный вопрос, далее выясняется актуальность проблемы, далее постановка цели, ставятся задачи и начинается поиск решения. Результат поиска — это открытие для ребенка.

Дети дошкольного возраста — настоящие исследователи, и они с огромным интересом принимают участие в различных проектно-исследовательских делах. Несомненно, что успех каждого исследования зависит от организации работы, она должна быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. В этом большую поддержку нам оказывают родители наших воспитанников.

Использование данного метода подразумевает самостоятельную, индивидуальную, групповую деятельность. Мы стараемся внедрять групповую работу, чтобы каждый ребенок был способен проявить себя в полной мере.

По времени проект может быть краткосрочным (1-3 месяца) или долгосрочным (до 1 года). В нашей работе мы используем краткосрочный проект. На наш взгляд, он более эффективен.

По направленности проекты различаются: исследовательские, творческие, практико-ориентированные, информационные и приключенческо-игровые. Наш опыт в использование данного метода достаточно большой. Мы старались разнообразить каждый раз выбор направленности. У нас был проект «В гостях у сказки» — это приключенческо-игровая направленность, мы работали и в информационной направленности — проект «Мой любимый город».

http://center-dt.ru/wp-content/uploads/2019/03/DSC0733.jpg

http://center-dt.ru/wp-content/uploads/2019/03/DSC0769.jpg

На данный момент образовательная организация включилась в подготовку Дня Победы. Педагоги, дети и родители участвуют в поиске материалов о земляках, участниках Великой Отечественной войны, оформляют стенды, готовят письма ветеранам, участвуют в акциях «Георгиевская ленточка» и «Сад Памяти».

Проектная деятельность личностно-ориентирована, она имеет воспитательную и образовательную направленность, вызывает стойкий познавательный интерес, а главное, приносит каждому ребенку огромное удовлетворение от полученного результата. Каков же результат, спросите вы. Это и создание цветных буклетов, открытие музея в детском саду, это постановка сказки в новой интерпретации. Причем в постановке сказки участвуют исключительно дети, взрослые помогают с костюмами и атрибутикой. Дети настолько воодушевлены данной работой, что самостоятельно хотели показать результат своей деятельности.

В условиях правильной организации проектно-исследовательской работы дети овладевают и нравственными нормами и усваивают моральные требования, при этом закрепляются определенные нормы поведения, тем самым происходит формирование нравственных привычек. Самостоятельность, ответственность, старательность, творческий подход — всем этим каждый ребенок овладевает в результате проектно-исследовательской деятельности. Выполняя исследования, повышается уверенность в себе, что мотивирует каждого ребенка на успешную учебную деятельность в дальнейшем.

Но хотелось бы отметить тот факт, что работа над проектами и исследованиями достаточно сложная, поэтому подготовку надо организовывать постепенно. Она должна быть уже изначально свободной, не должна сковывать и напрягать детей. Дети должны быть прежде всего заинтересованы в выбранной теме. В идеале дети должны самостоятельно столкнуться с той или иной проблемой. У них должен возникнуть вопрос, с которым они обратятся педагогу.

Проектно-исследовательская деятельность — это огромный толчок в развитии и в воспитании детей дошкольного возраста. Она является фундаментом воспитания у них нравственной, трудовой, интеллектуальной, информационной, экологической, художественно-эстетической культуры.

Нашим опыт проектно-исследовательской деятельности мы стараемся делится с другими образовательными учреждениями. И неоднократно становимся участниками городских и областных конкурсов проектно-исследовательской деятельности. Наши воспитанники активно принимают участие в данных конкурсах. К сожалению, количество участников ограничено, поехать и защитить проект могут не все. И тем не менее, при работе все стараются себя проявить и с огромным удовольствием работают в коллективе. Использование метода проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе показало эффективность данного вида деятельности. Это позволяет включить детей в исследовательскую деятельность, нацелив их на достижение поставленного результата. Несомненно способствует их творческому мышлению, воображению. С помощью этого метода мы реализуем сразу несколько целей: расширяем кругозор воспитанников, способствуем их самостоятельной деятельности, поиску пути решений создавшийся проблемы, закрепляем полученные знания, повышаем уровень культуры детей.

Литература:

  1. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000 г.
  2. Ева Райхерт-Гаршхаммер: Проектная деятельность в дошкольной организации. Учебно-практическое пособие для педагогов. ФГОС ДО. М., 20183. Исаев Е. И. Проектирование психологического образования педагога. Вопросы психологии. — 1997 г.
Задать вопрос