Элементы квест-технологии в психодиагностике детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 03.12.2020

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Якимова, М. С. Элементы квест-технологии в психодиагностике детей дошкольного возраста / М. С. Якимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5792/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье раскрываются понятия «квест» и «квест-технология», описывается опыт применения элементов квест-технологии в диагностике познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: психологическая диагностика, квест, квест-технология, дошкольный возраст.

Психодиагностика составляет важную часть психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста. А. Н. Веракса утверждает, что с помощью психодиагностики можно определить уровень развития познавательных процессов, эмоциональной, мотивационно-потребностной и социальной сфер каждого ребёнка, соотнести полученные данные с возрастной нормой, выявить интересы, возможности, склонности и способности детей для их более полноценного личностного развития [1].

Однако процесс психодиагностики не всегда может быть интересен ребёнку дошкольного возраста сам по себе. Для создания и поддержания необходимого уровня интереса и мотивации можно использовать различные игровые технологии [5].

Г. К. Селевко в качестве игровых технологий рассматривает технологии, в которых осуществляется организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это целостное образование, охватывающее определенную часть педагогического взаимодействия и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем [2].

Среди широко используемых в практике образования игровых технологий можно выделить квест-технологию, которая начинает активно использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций.

Н. И. Сокол определяет «квест» как приключенческую игру. Само слово произошло от английского «quest», означающее «поиск» (предмет поисков, поиск приключений) [3]. Квест также рассматривается как вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Квест-технология — это игровая технология, включающая задания, основанные на определенной сюжетной линии и требующие решения [4].

В работе педагога-психолога ДОО квест-технология при психодиагностическом обследовании детей младшего дошкольного возраста использовалась следующим образом.

Взаимодействие детей и педагога-психолога организовывалось в сенсорной комнате. Цель психодиагностического обследования — получение информации об уровне развития познавательных процессов ребёнка. В качестве психодиагностического инструментария использовались материалы субтестов № 3 и № 5 из комплекта «Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павловой и Л. Г. Руденко [6].

Субтест № 3 предназначен для оценки сформированности наглядно-действенного мышления и степени овладения зрительным синтезом. Субтест № 5 направлен на оценку способности ребёнка концентрировать внимание на предъявленных объектах, наблюдательности и зрительной памяти. Материалы данных субтестов представляют собой разрезные картинки (2–3 составные) и парные картинки (6 пар картинок).

Данные картинки перемешиваются и помещаются в 3 непрозрачные мешочка или коробочки, и прячутся педагогом-психологом в разных местах сенсорной комнаты. Рядом с каждым спрятанным мешочком располагается мягкая игрушка — животное — так, чтобы ребёнок мог её увидеть. Для каждого животного, представленного мягкой игрушкой, подбирается небольшая загадка, доступная для понимания детей 3–4-х летнего возраста. В нашем случае были использованы следующие герои: собака, заяц и сова. Герой, который постоянно находится в сенсорной комнате и хорошо знаком детям, — мягкая игрушка обезьянка.

Педагог-психолог после приветствия детей в сенсорной комнате предлагает им помочь обезьянке. Так может выглядеть мотивирующий монолог взрослого: «Ребята, а вы знали, что наша обезьянка очень любит рисовать? У неё даже был целый альбом с рисунками. Но прошлой ночью прилетал Злой Волшебник и украл этот альбом, разорвал его и спрятал рисунки где-то в этой комнате. Обезьянка очень расстроена и просит вас помочь ей найти этот альбом. Чтобы было легче его искать, друзья обезьянки будут давать вам подсказки. Но сначала, нужно угадать, кто является другом обезьянки».

С помощью отгаданных животных-игрушек находятся все 3 спрятанные мешочка с картинками для диагностики. После этого все картинки собираются детьми в соответствии с инструкцией к субтестам. Когда дети собирают части разрезанной картинки в целостное изображение и находят пару к каждой из 6 парных картинок, обезьянка благодарит их за проделанную работу, за то, что они нашли и собрали её «альбом с рисунками».

Такая диагностическая игра может быть организована не только в сенсорной комнате, но и в помещении группы. Желательно проводить его в индивидуальной форме или с небольшой группой детей из 3–4-х человек, чтобы у педагога-психолога была возможность запомнить, как справляется с психодиагностическим заданием каждый ребенок.

Помимо информации о развитии познавательных процессов, на диагностику которых направлены субтесты комплекса, педагог-психолог может получить информацию и о других особенностях познавательной сферы ребёнка. Например, наблюдая за тем, как ребёнок слушает и отгадывает загадки про героев, находящихся в комнате, можно судить о его внимании, слуховом восприятии и общей осведомленности.

А. Н. Веракса считает, что обязательное условие проведения обследования ребёнка — это переживание им положительных эмоций после встречи с психологом. Если после психодиагностики или любой другой работы ребёнок испытает отрицательные эмоции, то наладить с ним контакт в следующий раз будет сложнее [1].

Психодиагностика с применением элементов квест-технологии способствует переживанию ребенком положительных эмоций, процесс и результат деятельности поддерживают непосредственное общение и формируют доверие к взрослому.

Литература:

  1. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду // А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2012. — 144 с.
  2. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1 / Г. К. Селевко. — Москва: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
  3. Сокол И. Н. Использование квест-технологии для повышения ИКТ-грамотности педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013. — № 12 (декабрь). — С. 36–40. — URL: http://e-koncept.ru/2013/13248.htm.
  4. Сокол И. Н. Классификация квестов / И. Н. Сокол // Молодой ученый. − 2014. − № 6 (09). − С. 138–140.
  5. Фазлыева А. Ф. Место психодиагностики в ходе игровой деятельности дошкольников // Пути повышения качества профессиональной подготовки социально-педагогических кадров. Материалы всероссийской заочной электронной научно-практической конференции. Научный редактор: Г. И. Гайсина. — 2005. — С. 69–72.
  6. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений / Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. — Москва: Генезис, 2019. — 80 с.
Задать вопрос