Знакомство детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения на улице и дома с целью сохранения их здоровья | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 29.09.2020

Статья просмотрена: 204 раза

Библиографическое описание:

Макаровская, Л. В. Знакомство детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения на улице и дома с целью сохранения их здоровья / Л. В. Макаровская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5537/ (дата обращения: 05.05.2024).



Ключевые слова: безопасное поведение, опасность, профилактика.

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявления во всех сферах человеческой жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для ее изучения необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Поэтому мной, было принято решение начать углубленную работу по теме «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения на улице и дома с целью сохранения их здоровья».

Трудами многих ученых созданы предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей, которые включают в себя решение трех задач:

  1. Идентификация опасностей, т. е. распознавание опасностей и их источников.
  2. Разработка превентивных или предупредительных мер
  3. Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.

Опасность — центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.

Изучив литературу, можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности в природе, опасности на дороге и улице, опасности с незнакомыми людьми.

Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение их в нос, глаза, прямую кишку) и т. д.

Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из–за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в не установленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т. д. Беспечность детей на дороге зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому — детская жизнь.

Опасности в природе.Копасности в природе относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например ураганы, наводнения, экстремальные ситуации; растения, животные и грибы и т. д. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, жара, гололед и другие.

Говоря о природных опасностях, следует отметить роль антропогенного влияния на их проявления. Многочисленные факторы нарушения равновесия с природой связаны с деятельностью человека. В результате вырубок леса возрастает активность селей, увеличивается паводковый расход. Соблюдение природного равновесия является важнейшим профилактическим фактором сокращения опасных явлений. Между природными опасностями существует взаимная связь. Одно явление может послужить причиной, пусковым механизмом последующих.

Опасности контактов с незнакомыми людьми.Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающиеся трагически, не снижается. Статистика сексуальных преступлений против детей неполна и непрочна. Большую часть подобных преступлений (61 %) совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Более 60 % насильников — люди моложе 21 года и лишь немногим более 10 % — старше 30 лет. Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а хорошо знакомые детям люди. Из них примерно 40 % — отцы, братья и другие родственники, а 45 % — друзья, соседи, учителя.

Одним из факторов, обеспечивающим безопасное поведение человека является именно обученность и опыт, который в большей степени зависит от способности людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее часто встречающихся ситуациях.

П.Личман, П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем — то забываются или отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

По теме «Ознакомление детей с основами безопасного поведения на улице и дома с целью сохранения их здоровья» я начала работать с детьми средней группы.

Начиная изучение темы, разработала диагностику по разделу «Основы безопасного поведения детей на улице и дома», за основу взяв программу «Детство».

На начальном этапе своей работы я поставила следующие задачи:

– Создать условия в группе для ознакомления с основами безопасности

– Сформировать у детей первоначальное представление о безопасном поведении на улице и дома с целью сохранения их здоровья. Совместно с родителями оформили ширму «Безопасность», с целью стимулирования у детей стремления соблюдать правила безопасности в ходе самостоятельной деятельности.

Разработала дидактические игры для закрепления правил безопасности: «Найди выход из ситуации», «Осторожно, опасность», «Черное и белое», «Прогулка по городу», «Собери съедобные и несъедобные грибы», «Осторожно! Ядовитые растения», в группе для родителей оформлена картотека «Правила безопасного поведения».

Чтобы работа была более успешной, были изготовлены письменные консультации для родителей: «Законы безопасного пешехода», «Осторожно, лифт!» «Терроризм», «Весенний лед таит в себе опасность», «Правила для тех, кто оказался в заложниках», «Правила поведения при пожаре», «Научите своих детей безопасному поведению на дороге», «Родителям о правилах дорожного движения», «Купание в открытых водоемах», «Первая помощь при укусе осы или шмеля». Проводились индивидуальные беседы с родителями по данной проблеме.

В течение года были разработаны и апробированы занятия из серии: «Чем опасны игры возле проезжей части», «Скорая помощь», «Огонь друг или враг?», «Опасные предметы», «Берегись автомобиля», а также разнообразные познавательные беседы. Для коллег детского сада проведено занятие «Один дома».

Широко использовала такие приемы как: экскурсии, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, беседы, занятия, проблемные ситуации, создание условий и т. д.,

На втором году обучения решали следующие задачи:

– Закрепить знания правил безопасного поведения на улице и дома

– Учить предвидеть сложную ситуацию, быстро находить выход.

– Учить оказывать первую медицинскую помощь.

– Закрепить правила работы и методы хранения «опасных предметов» (нож, иголка, вилка и т. д.)

– Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, заботу об окружающих, желание помочь ближнему.

В течение года созданы дидактические игры: «Оказание первой медицинской помощи», «Опасные предметы», «Найди решение», «Улитка», «Ребенок и улица», «Вредные и полезные продукты», «Соедини по точкам», «Выбери правильно дорогу», «Четвертый лишний», «Ядовитые и лекарственные растения». Оформлен стенд «Наши эмоции», составлен алгоритм оказания первой медицинской помощи. А также мной приобретены игры: «Чрезвычайные ситуации на прогулке», «Правила дорожного движения», «Чрезвычайные ситуации на улице».

Разработаны и апробированы занятия: «Здоровое питание», «Береги свое здоровье», «Скорая помощь», «Пожароопасные предметы», «Бытовые предметы», «Пожар — это опасно», «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Зачем нужны дорожные знаки», «Если чужой приходит в дом». Дополнен список литературы по обучению детей с основами безопасного поведения. Для педагогов ДОУ проведено показательное занятие «Оказание первой медицинской помощи».

Для работы с родителями оформлены папки — передвижки: «Как защитить ребенка от насилия»; «Как избежать опасных ситуаций, связанных с использованием инструментов»; «ПДД для велосипедистов, водителей, пешеходов»; «Безопасное поведение в лесу»; «Чего не следует делать при пожаре»; «Пожар в квартире»; «Горение в соседних помещениях»; «Осторожно! Электроприборы»; «Профилактика электротравматизма»; «Оказание первой медицинской помощи в летний период»; «Законы безопасного пешехода». Результаты анкетирования родителей «Я и мой ребенок на улицах города» показали, что папы и мамы заинтересованы в получении знаний и навыков безопасного поведения их детьми, дали советы как эффективнее обучать детей безопасному поведению.

На заключительном этапе работы по данной проблеме решала задачи:

– Закрепить и систематизировать знания детей по основам безопасного поведения на улице и дома с целью сохранения их здоровья

– Провести мониторинг знаний и умений детей

Дополнила развивающую предметно-пространственную среду группы дидактическими играми: «Дорожные знаки», «Можно — нельзя», «Так и не так», «Что возьмешь в лес», «Угадай правило», «Пешеходное домино», «Язык жестов», «Витамины А, В, С». Для рассматривания и обсуждения проблемных ситуаций были оформлены альбомы: коммуникативных игр; загадок о безопасности, стенд «Береги себя сам», «Действия при эвакуации из горящего здания», алгоритм «Как я перехожу дорогу»; изготовлены атрибуты к сюжетно — ролевым играм «Пожарные», «Спасатели». Совместно с родителями создан альбом «Опасности, предостерегающие нас в школьной жизни».

В течение года разрабатывались и апробировались занятия: «Скорая помощь», «Пожар. Служба 01», «Служба 02», «Наши помощники — бытовые электроприборы», «Безопасное поведение на улице», Спорт», «Здоровье и болезнь», «Витамины и полезные продукты», «Если ты остался дома один».

Для педагогов ДОУ провела консультацию по теме «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности», деловую игру «Основы безопасности для детей». Очень запомнилась детям игра между командами первоклассников и детьми подготовительной группы «Как уберечь себя от беды». Обе команды играли достойно.

Для повышения компетентности родителей оформила консультации рубрики «Учим детей основам безопасности»: «Пример родителей главный», «Детям о безопасностях на дороге», «С пиротехникой шутки плохи», «Меры безопасности на льду», «Основные причины гибели на воде», «Причины детского дорожно — транспортного травматизма», «Бег через дорогу враг — особенно зимой». Раздавались памятки: «Когда ребенок подвергается опасности», «Азбука для родителей», «Правила дорожного движения — как таблица умножения», «Как помочь Вашему ребенку избежать насилия». Выступила на общем собрании для родителей с темой «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Для закрепления ранее пройденного материала для беседы с детьми на тему «Безопасность в школе» были приглашены сотрудники школы, отвечающие за вопросы охраны труда, сотрудник ОДН. Дети побывали на экскурсии в ГОВД, пожарной части.

Тема «Ознакомление детей с основами безопасного поведения дома и на улице с целью сохранения их здоровья» очень объемная, многообразная и интересная. Воспитанники и их родители стали более ответственно подходить к проблеме безопасности жизнедеятельности. Дети научились не только находить выход из проблемной ситуации, но и видеть ошибки в неправильном поведении других людей.

Анализ проведенной работы отражает положительную динамику, о чем свидетельствуют следующие результаты за 2 года в старшей и подготовительной группах, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Уровень знаний детей

начало обучения

окончание обучения

высокий

10 %

70 %

средний

32 %

30 %

низкий

52 %

0 %

Считаю, что данная тема всегда была и будет актуальной. Важно готовить ребенка с возможными трудностями, чрезмерно опекаемым детям не позволено выработать собственные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести навыки для распознавания опасных или подозрительных ситуаций.

Литература:

  1. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников.—М., 2005.— 109 с.
  2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. и др. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. — М.: Просвещение, 2005.
  3. Григорович Л. Санитарно-просветительная работа среди родителей по предупреждению травм у детей младшего дошкольного возраста // Медицинская сестра. 2008. № 8.—С. 25.
  4. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице– М.: Центр педагогического образования, 2007.
  5. Шорыгина Т. Л. Беседы о правилах пожарной безопасности. — М.: ТЦ Сфера, 2010.- 64 с. — (Вместе с детьми).
  6. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» «Методическое пособие» М, 2004.
Задать вопрос