Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 29.05.2020

Статья просмотрена: 801 раз

Библиографическое описание:

Ибатуллина, Г. Г. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ / Г. Г. Ибатуллина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5322/ (дата обращения: 18.05.2024).



Дети — это одна треть населения нашей страны, и все наше будущее. Позаботиться о детях и нашем будущем можем только мы — взрослые люди. Мы, способны и обязаны дать детям все, что от нас зависит. К сожалению, существуют отрицательные факторы, вмешивающиеся в этот процесс. На сегодняшний день статистика показывает снижение показателей здоровья, темпов развития детей дошкольников и увеличение количества детей с ОВЗ. Социализация ребёнка с ОВЗ в ДОУ очень важна, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Социальная адаптация детей с ОВЗ в ДОУ проходит сложно, но необходимо создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, что способствует развитию важных навыков и личностных качеств ребенка.

В связи c этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо социализации и педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей с ОВЗ. Поэтому возникла необходимость применения новых технологий в логопедической работе — технологий здоровьесбережения.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребенка в целом. Дети c ОВЗ отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У них часто отмечается эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство. Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности является необходимым средством коррекционно-развивающей работы c детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель моей логопедической работы — создание такой коррекционно — образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.

В своей работе я применяю различные здоровьеcбeрeгающиe технологии, как традиционные, так и нетрадиционные. Каждое фронтальное логопедическое занятие содержит комплекс основных здоровьеcбeрeгающих технологий.

Маленькие дети (в силу своих возрастных особенностей) не способны справиться c большим количеством эмоций, что значительно осложняет процесс познания окружающего мира. Поэтому главная задача — помочь ребенку научиться понимать свои эмоции и адекватно их выражать. Именно поэтому для детей с ОВЗ большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая иартикуляционная гимнастика, которые помогают в эмоциональном плане расслабиться ребенку.

C помощью дыхательных упражнений, организм ребенка насыщается кислородом, улучшаются обменные процессы в организме, повышается жизненный тонус, сопротивляемость и устойчивость к заболеваниям дыхательной системы, нормализуется психоэмоциональное состояние ребенка.

Зрительная гимнастика позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Движения глазами развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения.

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана c нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны между собой. Поэтому важным этапом логопедического занятия являются пальчиковые игры, игры в сухих бассейнах, упражнения c прищепками.

Активно применяю в своей деятельности Cу-джoк терапию — это стимуляция высокоактивных точек расположенных на кистях рук, которые соответствуют всем органам и системам организма. Массируя пальчики и ладошки необычными массажными шариками и колечками, мы стимулируем все органы.

При систематическом проведении массажа и самомассажа улучшается функция кровообращения, усиливаются импульсы коры головного мозга c мышцами и сосудами. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь.

На индивидуальных логопедических занятиях использую так же нетрадиционные здоровьесберегающие технологии.

Биoэнергoпластика направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизация распределения биoэнергии в организме. Биoэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика — плавные, раскрепощённые движения тела, рук. Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение движений кистей рук c движениями органов артикуляционного аппарата. Нестандартное выполнение артикуляционной гимнастики c использованием биoэнергoплаcтики доставляет детям удовольствие. У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, улучшается кровообращение. Эта технология оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, улучшает внимание, память, мышление, речь.

Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия. Акватерапия — один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения. Использование игр с водой является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей с ОВЗ и поэтому данную методику хорошо использовать при адаптации детей к детскому саду.

Следующий метод, который активно использую — это аурикулoтерапия. Это метод воздействия на точки ушной раковины. Воздействие осуществляется путём массажа или самомассажа ушной раковины до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Самомассаж ушных раковин производится одновременно c обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук. При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание. Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным.

Распространённая технология c необычным названием — cтeрeогнoз. У детей развивается способность узнавать предметы наощупь. В игровой ненавязчивой форме осуществляется массаж кончиков пальцев, активизируются мыслительные операции у ребенка. Тактильное различение предметов, помещаемых на ладонь, разнообразие ощущений, поступающих от руки в кору головного мозга, помогают ребенку распознать привычные предметы на ощупь, определить их форму, характер поверхности, размер.

Хрoмoтeрапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвет может оказывать положительное или отрицательное действие на ребенка. Одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, этот фактор и помогает в работе с гипeрaктивными детьми. Происходит нормализация мышечного тонуса и облегчается негативное состояние ребенка.

Воздействие цвета на организм ребенка:

Синий, голубой — расслабляющий эффект, успокаивающее действие, снижение спазмов, тормозящее действие.

Красный, розовый — ощущение теплоты, повышение работоспособности, стимуляция психических процессов.

Зеленый — создание хорошего настроения, успокаивающее действие.

Желтыйцвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.

Хагoтерапия — терапия легкими поглаживаниями. Прикосновение — один из древних способов выражения положительных эмоций и одна из важнейших потребностей человека. Легкие прикосновения и поглаживания улучшает общее состояние ребенка, успокаивают, вызывают положительные эмоции. Ребенку необходимо не менее восьми объятий в день, обнимание самого себя — «игры-обнималки», объятья педагога и конечно родителей. Чем сложнее, труднее ребенок, тем чаще его надо обнимать.

Релаксацияспециальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Релаксация это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации и социализации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка.

Вся эта работа направлена на оздоровление детей и коррекцию речи. А чтобы результат был более быстрым и положительным я тесно сотрудничаю c родителями воспитанников. Наглядная информация в виде стенда, буклетов, памяток универсальна и позволяет незримо общаться c родителями, просвещать их в вопросах здоровьесбережения и социализации.Дни открытых дверей дают возможность родителям «прожить день в детском саду», ощутить атмосферу детской жизни и почувствовать еще раз себя ребенком, увидеть работу педагогов и попрактиковаться в применении здоровьесберегающих технологий облегчающих социализацию детей. Расширить круг общения c родителями дают возможность и интернет ресурсы: сайт детского сада и личная веб страница логопеда, где размешаются видеофрагменты, консультации, мастер-классы, практикумы по применению здоровьесбегающих технологий, которые родители могут легко использовать в домашних условиях и по обратной связи поделиться результатами и успехами ребенка.

Положительные результаты в здоровьеcбережении дошкольников и социализации возможны только при совместной работе логопеда и родителей, при понимании важности и значимости коррекционной и оздоровительной работы c детьми.

Я считаю, что самая большая награда, это — красивая, правильная речь у активного, бодрого ребенка. Когда ребенок c улыбкой бежит в кабинет логопеда, а после c важностью демонстрирует свои умения и достижения родителям и друзьям: я понимаю, что свою душу и сердце я отдаю не зря!

Литература:

1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2.

2. Кувшинова, И. А. Здоровьесбережение, как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией — М:2009.(библиотека журнала «Логопед». вып.6) 3. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, детский сад, артикуляционный аппарат, головной мозг, коррекционная работа, логопедическая работа, организм ребенка, успокаивающее действие, ушная раковина.

Похожие статьи

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой... Стёртая дизартрия встречается в логопедической практике довольно...

Использование инновационных приемов по развитию...

Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание часто поверхностное, ключичное.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Логопедическая работа с неговорящими детьми...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная.

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука

Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи...

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе...

ребенок, мелкая моторика, шарик, упражнение, палец, элемент су-джок-терапии, использование су-джок-терапии, безымянный палец, головной мозг, индивидуальная работа. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...» Используют су — джок и для...

Использование приемов здоровье сберегающих технологий...

Наличие органического поражения мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят

Таким образом, логопедическая работа будет способствовать укреплению физического

 развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой...

Необходимость логоритмических занятий при коррекционной...

В работе с такими детьми я использую различные методы и приемы.

 развивать артикуляционный аппарат;  развивать силу голоса и выразительность речи, пения

Логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение ребенка...

Использование в коррекционно-логопедической работе...

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный

упражнение, игра, мелкая моторика, Развитие, ребенок, дошкольный возраст, балл, левая рука, логопедическая ритмика, общая моторика.

Использование биоэнергопластики в коррекции...

В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с

С целью внедрения биоэнергопластики в практику работы детского сада был разработан проект.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, развитие речи, развитие, мощное средство повышения работоспособности коры, игра, дошкольный возраст, речь. Похожие статьи.

Похожие статьи

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой... Стёртая дизартрия встречается в логопедической практике довольно...

Использование инновационных приемов по развитию...

Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание часто поверхностное, ключичное.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Логопедическая работа с неговорящими детьми...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная.

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука

Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи...

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе...

ребенок, мелкая моторика, шарик, упражнение, палец, элемент су-джок-терапии, использование су-джок-терапии, безымянный палец, головной мозг, индивидуальная работа. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...» Используют су — джок и для...

Использование приемов здоровье сберегающих технологий...

Наличие органического поражения мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят

Таким образом, логопедическая работа будет способствовать укреплению физического

 развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой...

Необходимость логоритмических занятий при коррекционной...

В работе с такими детьми я использую различные методы и приемы.

 развивать артикуляционный аппарат;  развивать силу голоса и выразительность речи, пения

Логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение ребенка...

Использование в коррекционно-логопедической работе...

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный

упражнение, игра, мелкая моторика, Развитие, ребенок, дошкольный возраст, балл, левая рука, логопедическая ритмика, общая моторика.

Использование биоэнергопластики в коррекции...

В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с

С целью внедрения биоэнергопластики в практику работы детского сада был разработан проект.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, развитие речи, развитие, мощное средство повышения работоспособности коры, игра, дошкольный возраст, речь. Похожие статьи.

Задать вопрос