Развитие представлений о социальной действительности у старших дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 03.04.2020

Статья просмотрена: 607 раз

Библиографическое описание:

Лопатина, Е. А. Развитие представлений о социальной действительности у старших дошкольников / Е. А. Лопатина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5093/ (дата обращения: 17.05.2024).



Уже в дошкольном возрасте обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к жизни взрослых, положительного отношения к труду и его результатам. Вместе с тем, мы можем отметить трудности проникновения современных дошкольников в те области социальной действительности, которые непосредственно связаны с производственным трудом взрослых.

Ключевые слова: социальная действительность, ребенок, социальный мир, детский сад, положительное отношение, старший дошкольный возраст

В работе Л. С. Выготского следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для старшего дошкольного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Этим понятием Выготский определяет систему «отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью» [2].

Социальная ситуация развития дошкольников такова, что дети стремятся активно познавать и реализовать свои возможности в отношениях психологического равенства со взрослыми. Однако осуществить новый тип отношений ребенок может только в игре. Дошкольник пытается осмыслить, познать и прощупать социальный мир в игре. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. Играя, дошкольник отражает глубину и смысл представлений о труде взрослых.

По мнению Эрика Эриксона дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. Дошкольник реализует свои представления о различных сферах социальной жизни и деятельности взрослых в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность” [6]

Л. Г. Мухаметова в своей работе раскрывает само содержание социальной действительности. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен — все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания.

Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях, о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т. д. [5].

В работе Д. Н. Кобозева говориться о том, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются на этапах первичной социализации и овладении элементами культурного наследия. Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность», предполагающая знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, — задача, которую человек решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению предыдущего опыта. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка [3].

Р. С. Буре считает, что ознакомление с разными сторонами окружающего мира и воспитание на этой основе чувств, отношений и мотивов поступка является одной из важнейших задач нравственного воспитания дошкольников.

За период дошкольного детства по Р. С. Буре у детей формируются:

а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах), рождающие чувство гордости, начала патриотизма. Такие знания побуждают к деятельности, продолжению славных дел отцов и дедов; вызывают интерес к жизни других народов, создавая возможности для формирования эмоционально положительного отношения к ним;

б) знания о труде людей; о том, что все окружающее — результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей. Знания о труде сочетаются со знаниями о роли тружеников в создании материальных и духовных благ, о лучших качествах человека труда (трудовой героизм, мастерство, любовь к своей профессии, личностные качества (ответственность за свое дело, настойчивость, смекалка, доброжелательное отношение к соратникам, бескорыстная помощь и требовательность);

в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;

г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. Осознание своего «Я», адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям вызывают стремление стать лучше, доброжелательнее, активнее в проявлении моральных качеств;

д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма.

И. М. Краснобаев утверждает, что у детей старшего дошкольного возраста некоторые понятия, такие как долг, честь, нередко задерживаются на уровне элементарных эмпирических знаний. Дети не вкладывают в эти понятия их социальную ценность и не осознают свое поведение как социально значимое. [1].

По мнению С. А. Козловой процесс социализации личности, начинаясь с детства, продолжается всю жизнь. По своему содержанию социальная действительность имеет все необходимое для конкретизации детских представлений и воспитания чувств. А собственно познание социальной действительности будет происходить через действия ребенка с предметами, через общение, направленное на него непосредственно. Весь остальной мир для ребенка этого возраста как бы и не существует. С возрастом ребенок расширяет для себя социальный мир [4].

Таким образом, развитие представлений дошкольников о социальной действительности формируются на основе не только знаний, полученных в ситуациях прямого обучения, но и вынесенных из опыта социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, добытых в самостоятельных наблюдениях, практическом решении познавательных, социально-коммуникативных задач. В процессе овладения элементарными представлениями о социальной действительности у ребёнка формируются желание и привычка действовать в соответствии со знакомыми ему нормами поведения. Так же можно сказать, что представления несут некую систему обобщенных, эмоционально окрашенных образов, которые возникают в сознании ребенка под влиянием приобретенного жизненного опыта, восприятия им предметов и явлений окружающей действительности и определяют характер его взаимодействия с окружающим миром.

Литература:

  1. Буре Р. С. / Социально-нравственное воспитание дошкольников.
  2. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — с. 244–268
  3. Кобозева Д. Н., МБДОУ ЦРР детский сад № * «Буратино”, Сахалинская область, Охинский район, г.Оха
  4. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольника с социальной действительностью. — М., 1998, 97 с.
  5. Мухаметова Л. Г. Работа с дошкольниками.
  6. Эрик Г.Эриксон. Детство и общество.— Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.— 592 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная действительность, ребенок, социальный мир, знание, положительное отношение, старший дошкольный возраст, норма поведения, окружающая действительность, родной край, труд людей.

Похожие статьи

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного...

Процесс ознакомления детей с социальной действительностью, в большей

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем...

Социальная направленность работы дошкольного...

Работа дошкольного учреждения по социальному развитию детей включает ряд аспектов.

Большое внимание уделяется окружающей среде, взаимодействию различных групп людей.

Однако его назначение заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в...

Проблема социокультурного развития детей старшего...

ребенок, социальная действительность, дошкольное образование

Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений

В среднем дошкольном возрасте развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, стремиться к...

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей...

Он учит его понимать окружающую действительность

Ребенок старшего дошкольного возраста уже может сознательно управлять своим поведением

Ключевые слова: безопасное поведение, опыт безопасного поведения в быту, дети старшего дошкольного возраста...

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного... ребенок, социальная

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь...

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей...

старший дошкольный возраст, ребенок, культурное поведение, социальный мир, экспериментальная работа, ситуация, старший дошкольник, уровень культуры поведения, сверстник, Детский сад.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной...

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей...

окружающий мир — как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема. Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его...

Задачами социально-нравственного воспитания дошкольников являются

Дальше дети самостоятельно смогут придумывать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из.

Похожие статьи

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного...

Процесс ознакомления детей с социальной действительностью, в большей

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем...

Социальная направленность работы дошкольного...

Работа дошкольного учреждения по социальному развитию детей включает ряд аспектов.

Большое внимание уделяется окружающей среде, взаимодействию различных групп людей.

Однако его назначение заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в...

Проблема социокультурного развития детей старшего...

ребенок, социальная действительность, дошкольное образование

Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений

В среднем дошкольном возрасте развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, стремиться к...

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей...

Он учит его понимать окружающую действительность

Ребенок старшего дошкольного возраста уже может сознательно управлять своим поведением

Ключевые слова: безопасное поведение, опыт безопасного поведения в быту, дети старшего дошкольного возраста...

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного... ребенок, социальная

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь...

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей...

старший дошкольный возраст, ребенок, культурное поведение, социальный мир, экспериментальная работа, ситуация, старший дошкольник, уровень культуры поведения, сверстник, Детский сад.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной...

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей...

окружающий мир — как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема. Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его...

Задачами социально-нравственного воспитания дошкольников являются

Дальше дети самостоятельно смогут придумывать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из.

Задать вопрос