Конспект открытого занятия по изодеятельности для детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии с отсутствием речи. Панно «Рукавица» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Дата публикации: 12.02.2020

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Евсеенко, Н. А. Конспект открытого занятия по изодеятельности для детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии с отсутствием речи. Панно «Рукавица» / Н. А. Евсеенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4899/ (дата обращения: 18.05.2024).



Лепка — это очень важное занятие для ребёнка. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

С этой точки зрения, технику лепки можно оценивать, как наиболее доступную для самостоятельного усвоения деятельность. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете и форме предметов. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную системудетей. Поэтому хочу предложить конспект занятия с использованием одного из моих любимых материалов в работе — солёное тесто.

Тема: Изготовление панно «Рукавица»

Цель: формировать умения изготовления панно.

Задачи:

Коррекционно- обучающие:

– формирование представления о тесте, его составе и свойствах;

– формирование умений пользоваться инструментами для лепки: стека, валик, скалка;

– формировать умения скатывать из теста шарики разного размера, приплющивать их, правильно располагать по образцу;

– формировать умения работать с кисточкой и красками.

Коррекционно-развивающие:

– развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, умение понимать и выполнять предложенную инструкцию;

– развитие творческих способностей средствами нетрадиционной техники рисования;

– развитие координации движений и мелкой, крупной моторики рук.

Коррекционно-воспитательные:

– способствовать воспитанию интереса к созданию образов с помощью нетрадиционных средств рисования;

– способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрацийипрочитывание сказки «Рукавица». Дидактическая игра «Найди пару».

Оборудование: Образец панно, шаблон рукавицы, кисточка, гуашевые краски, баночка с водой, стакан муки, стакан мелкой соли, бутылочка с водой, скалка, деревянный молоточек, стека, клеёнка, ёмкости для сыпучего материала, детский валик, мелкие предметы для отпечатывания на тесте, клеёнка, узкая атласная лента для петельки на панно.

Ход занятия:

Воспитатель: Зимой от холода наши ручки спасают рукавички, варежки. Вспоминаем русскую народную сказку «Рукавица», где дедушка в лесу обронил свою рукавицу, а лесные животные заселились в неё и жили, спасаясь в ней от холода, пока дед не вернулся за ней. Предлагаю, сделать свою рукавичку, только мы её будем делать из теста, (рассматриваем панно). Начнём с приготовления теста, для этого понадобится: мука, соль, вода.

Предлагаем ребёнку взять муку и пересыпать её из стакана в большую ёмкость, даём возможность поиграть с мукой (двумя руками), делая акцент на определение ощущений от сыпучего продукта (мягкая, воздушная, лёгкая).

Воспитатель: Берём соль из чашки и пересыпаем её в другую большую ёмкость, (ребёнок самостоятельно насыпает соль в глубокую ёмкость), предлагаем, осязать её руками. Чувствуешь, что она совсем другая на ощупь, не как мука, соль сыпучая, состоит из мельчайших кристалликов.

Муку и соль насыпаем в одну ёмкость, даём возможность ребёнку перемешать все компоненты.

Предлагаем воспитаннику самостоятельно добавить воду (вливаем постепенно, маленькими порциями из бутылочки с чуть открученной крышкой). Все ингредиенты перемешиваем руками, до получения нужной консистенции теста, (ребёнок участвует в этом процессе).

Воспитатель: Посмотри, что у нас произошло с мукой и солью. Соль почти вся растворилась, мука поменяла свои свойства, стала липучей, превратилась в тесто и мы не сможем её пересыпать, потрогай тесто, оно мягкое, эластичное, похоже на пластилин.

Даём ребёнку возможность поиграть с тестом: мнём, стучим по нему деревянным молоточком, раскатываем скалкой, катаем по нему детским валиком, вдавливаем в тесто различные предметы оставляя следы, скатываем колбаску нарезаем её стекой (приходим к выводу, что тесто мягкое, эластичное, оставляет след от предмета, не липнет к рукам и можно лепить из него, как из пластилина), (отмываем руки от теста).

Воспитатель: Давай, поиграем.

Пальчиковая гимнастика:

Из-за леса, из-за гор (дети шлёпают ладошками по коленям)

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил (показывают оборотную сторону ладони с вытянутым вверх большим пальцем)

Рукавичку обронил.

Мышка по полю бежала, («бегают» пальчиками одной руки по другой руке)

Рукавичку увидала. (жест «Рукавичка»)

— Кто, кто здесь живёт? (стучат правым кулачком по левой ладошке)

Мышку здесь никто не ждёт? (грозят пальчиком)

Стала жить-поживать,

Звонко песни распевать. (хлопки)

Зайка по полю бежал, (жест «Зайчик»)

Рукавичку увидал. (жест «Рукавичка»)

— Кто, кто здесь живёт? (стучат правым кулачком по левой ладошке)

Звонко песенку поёт? (хлопки)

Мышка зайку пригласила, (зовут, жестикулируя правой рукой)

Сладким чаем напоила. (вытягивают вперёд руки, ладошки «чашечкой»)

Зайка прыг, зайка скок,

Вкусных пирогов напёк. («пекут пирожки»)

Как по полю шла лисичка, (мягкие движения кистями рук)

Увидала рукавичку. (жест «Рукавичка»)

— Кто, кто здесь живёт? (стучат правым кулачком по левой ладошке)

Звонко песенку поёт? (хлопки)

И лисичку пригласили, (мягкие движения кистями рук)

Пирожками угостили. («пекут пирожки»)

Стала жить там поживать,

Пол метёлкой подметать. (движения руками влево-вправо)

Мишка по полю гулял, (стучат кулачками по коленям)

Рукавичку увидал. (жест «Рукавичка»)

— Кто, кто здесь живёт? (стучат правым кулачком по левой ладошке)

Звонко песенку поёт? (хлопки)

Звери испугались, (сжать пальцы рук в «замок»)

В страхе разбежались. (развести руки в стороны)

Воспитатель: Для изготовления рукавицы нам понадобятся: тесто, шаблон рукавицы, стека, скалка. Берём большой кусок теста, скатаем из него мячик, немножко растянем его для предания овальной формы и приплюснем ладошкой. Далее, нам понадобится скалка, чтобы раскатать из лепёшки пласт (толщиной 1 см). На пласт кладём шаблон рукавицы и обрезаем стекой по шаблону – основа нашей работы готова.

Верхний срез рукавицы сгибаем (примерно на 3 см), с помощью стеки, на сгибе делаем два отверстия для петельки. Весь перегиб рукавицы продавливаем колпачком фломастера, оставляя след отпечатка, придавая, «пушистую» фактуру опушки рукавицы.

Воспитатель:На втором этапе нашей работы мы будем украшать рукавицу. У нас зима, наконец-то выпал снег и мы уже налепили снеговиков на улице, предлагаю и рукавичку украсить снеговиком и снежинками. Для снеговика скатаем два шарика, один побольше другой поменьше и приплющим их скалкой. Для рук и ног снеговика скатаем по два шарика, для рук шарики поменьше, для ног побольше, придаём им нужную форму и приплющиваем. Теперь определяем место расположения снеговика. С помощью воды последовательно, прилепляем все детали снеговика. (по образцу). Оформляем снеговику глаза нос, рот, шапку.

А для снежинок скатываем маленькие шарики и с помощью воды прикрепляем их по всей поверхности рукавицы, далее, приплющиваем шарики, колпачком от фломастера оставляем след снежинки на каждом шарике. После работы с тестом моем руки.

Воспитатель: Предлагаю разомнуться (повторяем все действия по подражанию).

Физкультминутка:

В наших маленьких сапожках

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем

И похлопаем скорее

Рукавицы мы надели-

Не боимся мы метели.

Мы с морозом дружим,

Как снежинки кружим.

Воспитатель: Третий этап нашей работы включает заполнение цветом наше рукоделие, раскрашиваем рукавичку красками гуашь. Выбирай, каким цветом будешь заполнять фон рукавицы? Переворачиваем баночки с красками вверх ногами, ребёнок выбирает цвет (используем только яркие цвета, опушка рукавицы, снеговик и снежинки белые).

Воспитатель: Заполняем опушку рукавицы белым цветом. Заполняем фон рукавицы выбранным цветом, далее — ведро, шарф, нос, глаза, снеговика, снежинки.

Обязательно хвалим ребёнка за выполненную работу.

Высушить готовое панно можно в микроволновке, достаточно три раза — по 30 секунд в течение часа. В дырочки для петельки продеть тесьму, панно готово, даём ему просохнуть в течение суток и можно покрывать лаком.

Основные термины (генерируются автоматически): рука, левая ладошка, правый кулачок, воспитатель, рукавичка, соль, шаблон рукавицы, деревянный молоточек, детский валик, опушка рукавицы.

Похожие статьи

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает).

Эта долька — для ежа. (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке).

Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов.

Мастер-класс на тему «Кукла «Масленица домашняя» из мочала...

Концы рук обвязываем нитью, оформляя ладони, подравниваем мочало. Получилась такая заготовка. На голову по диагонали накладываем квадрат

Желаю творческих вдохновений! Пусть кукла «Масленица», выполненная по народным традициям нашими руками, не только...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек...

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду

«Покатай между ладошек». Цель: самомассаж ладоней. Оборудование: грецкий орех или граненый карандаш.

Это ручка- левая (переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой). Я на мячик нажимаю (перекладывать мячик из руки в руку, каждый раз его сжимая).

Сценарий новогоднего праздника «Снежная Баба...»

Сказка «Рукавичка» : Ведущий. Ребята, посмотрите, какая рукавица у Деда Мороза! Непростая рукавица, а волшебная, превратилась она в целую избушку…

Дружно пляску заведите, Друг за другом становитесь, Крепко за руки беритесь! Раз-два-раз, раз-два-раз, Начинаем перепляс!

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

«Большое путешествие» (конспект ООД по художественному...)

‒ Учить фиксировать поочередные движения правой и левой рук с движениями головы на сильную долю такта

(Детитопающимшагом двигаются по залу, ускоряя и замедляя движениев соответствии с темпом музыки. Руки, согнутыв локтях (пальцы сжаты в кулачки)...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство...

Ключевые слова: мелкая моторика рук, письмо как навык, подготовка руки к письму.

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше

Также многие дошкольники не различают, где находится право, где лево, что такое страница, а что...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически...

Похожие статьи

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает).

Эта долька — для ежа. (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке).

Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов.

Мастер-класс на тему «Кукла «Масленица домашняя» из мочала...

Концы рук обвязываем нитью, оформляя ладони, подравниваем мочало. Получилась такая заготовка. На голову по диагонали накладываем квадрат

Желаю творческих вдохновений! Пусть кукла «Масленица», выполненная по народным традициям нашими руками, не только...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек...

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду

«Покатай между ладошек». Цель: самомассаж ладоней. Оборудование: грецкий орех или граненый карандаш.

Это ручка- левая (переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой). Я на мячик нажимаю (перекладывать мячик из руки в руку, каждый раз его сжимая).

Сценарий новогоднего праздника «Снежная Баба...»

Сказка «Рукавичка» : Ведущий. Ребята, посмотрите, какая рукавица у Деда Мороза! Непростая рукавица, а волшебная, превратилась она в целую избушку…

Дружно пляску заведите, Друг за другом становитесь, Крепко за руки беритесь! Раз-два-раз, раз-два-раз, Начинаем перепляс!

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

«Большое путешествие» (конспект ООД по художественному...)

‒ Учить фиксировать поочередные движения правой и левой рук с движениями головы на сильную долю такта

(Детитопающимшагом двигаются по залу, ускоряя и замедляя движениев соответствии с темпом музыки. Руки, согнутыв локтях (пальцы сжаты в кулачки)...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство...

Ключевые слова: мелкая моторика рук, письмо как навык, подготовка руки к письму.

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше

Также многие дошкольники не различают, где находится право, где лево, что такое страница, а что...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически...

Задать вопрос