Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.

Дата публикации: 06.02.2020

Статья просмотрена: 5642 раза

Библиографическое описание:

Хованская, Т. Ю. Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности / Т. Ю. Хованская, Д. И. Афонина, О. В. Владимирова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4866/ (дата обращения: 02.05.2024).



Ключевые слова: детское экспериментирование, художественное развитие, художественное образование, детское изобразительное творчество, стереотипность, вектор творческого развития.

От того, каким будет первый шаг в изобразительное искусство, сделанный ребенком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер мировосприятия, мировоззрения и эстетический вкус. Каждый ребенок обладает художественным потенциалом и является носителем индивидуального стиля.

Задача современного педагога заключается не в том, чтобы из дошколят сделать в перспективе профессионального художника, а в том, чтобы научить его переносить лучшие традиции искусства в свою творческую деятельность.

Для того чтобы дети осознали свою роль в творческом процессе, важно предоставить им возможность смело экспериментировать с художественными эталонами, принимать активное участие в организации рабочего места. В процессе изобразительного творчества необходимо обеспечивать детям эстетическую и изобразительную рефлексию. Дети должны иметь доступ к безопасным материалам и инструментам.

Успешность развития у дошколят творческого потенциала зависит и от инновационных методик и педагогических технологий художественно-творческого развития, применяемых педагогом в своей деятельности.

Технологии по художественно-эстетическому развитию в изобразительной деятельности применяют с раннего возраста.

Педагогическая технология «Творчество смладенчества» или «Художники впамперсах» авторыМ.В.Гмошинская, И.Н.Воробьева

Технология предполагает развитие творческих способностей детей раннего возраста. Заинтересованность проявляют родители. Ребенку в непринужденной обстановке предлагают материалы для изобразительной деятельности, при этом ребенок к моменту начала занятий должен уметь сидеть. Дети до года рисуют ладонями, после года используют кисти. На первых этапах цикла занятий предлагают краски одного или двух цветов. Родитель активный участник всего процесса.

Педагогическая технология «Формирование выразительного образа визобразительной деятельности детей раннего имладшего дошкольного возраста» Т.Г.Казаковой

Суть технологии заключается в том, что главный смысл продуктивной деятельности в детском саду — развитие творчества, результатом которого является создание выразительного образа.

Методы:

  1. Сотворчество взрослого с ребенком.
  2. Показ и объяснение приемов изображения предметов.

Педагогическая технология «Синтез искусств как фактор развития орнаментального творчества двух— семи лет» Л.Г.Васильева

Использование синтеза искусств в формировании геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей, основу которого составляет интеграция живописи и искусства народного геометризированного орнамента, взаимосвязь литературного и орнаментального образов, взаимодействие устного, музыкального и «полотняного» народного фольклора.

Формы работы: игра-экскурсия, сюжетная игра, праздник-ярмарка, праздник, настольный театр кукол.

Педагогическая технология «Формирование геометризированного орнаментального образа врисовании, лепке, аппликации детей от 2–7 лет» Л.Г.Васильева

Л. Г. Васильева Программа этно-художественного развития детей 2–4 лет «Узоры чувашской земли», 2015 г.

Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства

«Арт-коворкинг» вразвитии самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей дошкольного возрастаС.В.Погодиной

Компоненты: экспериментирование, экспресс-ситуация, арт-тренажер, эстетический релаксатор, арт-проект, демонстратор, личный дневник достижений.

Технология художественного экспериментирования вразвитии самостоятельной творческой деятельности детейС.В.Погодиной

В нашем детском саду педагоги работают по данной технологии.

Смысл технологии заключается в экспериментировании с художественными эталонами: цвет, форма, композиция, художественные техники

Особенности работы сцветом: использование цветового круга

Механическое смешение

Оптическое смешение

Пространственное смешение

Особенности работы с формой: осваивая цвета и оттенки, дети одновременно изучают разные формы

Особенности работы скомпозицией. Основные законы композиции: закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации.

Художественные техники.

В методических рекомендациях представлена классификация неклассических техник, осуществленная по следующим признакам: характер использования материалов и инструментов; характер получаемых действий; характер используемой основы для работы; степень взаимодействия материалов.

Техники сиспользованием оттиска: монотипия, диатипия, акватипия, линотипия, простая гравюра на картоне и другие.

Техники сиспользованием природных исинтетических материалов: посыпная (солью, манкой, пищевыми красителями, сухой гуашью, чаем, песком); клеевая: контурная, фактурная; витражная: пленочная, бумажная, акриловая; мозаичная (из сыпучих материалов, плитки, пуговиц, бисера, бусинок, искусственного камня, ракушек, ложементов).

Техники сиспользованием мелков: рисование восковыми мелками и акварелью, рисование свечкой (невидимые картинки), рисование восковой стружкой, рисование по наждачной бумаге; граттаж: черно-белый, цветной, многослойный.

Техники сиспользованием необычной основы: рисование по фольге стекой, рисование по стеклу пластилином, рисование по картону пластилином, рисование по ткани: холодный, горячий, узелковый батик; роспись ткани

акриловыми красками, фломастерами, рисование по ватным дискам и другие.

Техники сиспользованием необычных материалов иинструментов: рисование зубной щеткой: нанесение ритмичных мазков, набрызг, рисование пластиковыми карточками, рисование пластиковыми вилками, рисование помазком для бритья, рисование двумя кисточками одновременно (двумя руками, одной рукой), рисование гелевой ручкой по влажной бумаге, рисование стержнем от фломастера, рисование губкой (с трафаретом, без трафарета).

Использование данных технологий педагогами и родителями в деятельности с детьми — фактор успешного художественно-эстетического развития детей.

Литература:

  1. Развитие моторики руки в нетрадиционной изобразительной деятельности. Автор –Ю. В. Рузанова. Санкт –Петербург, Каро 2007 г.

2. Методика раннего развития Марии Гмошинской

3. Экспериментирование и творчество. «Цветной мир», Москва, 2013 г.

  1. Погодина С. В. Художественные эталоны в детском изобразительном творчестве. — Москва: МПГУ, 2013. — 240 с
  2. Творчество с младенчества, или «Художники в памперсах». Подготовка детей раннего возраста к изобразительной деятельности.
Основные термины (генерируются автоматически): Педагогическая технология, ребенок, рисование, орнаментальный образ, особенность работы, техник, выразительный образ, детский сад, изобразительная деятельность, ранний возраст.

Ключевые слова

художественное образование, стереотипность, детское экспериментирование, художественное развитие, детское изобразительное творчество, вектор творческого развития

Похожие статьи

Рисование у детей раннего возраста, как средство...

Рисование - одно из самых любимых занятий детей раннего возраста.

Таким образом, средства выразительности используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир...

Развитие изобразительно-выразительных умений у детей...

Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания

Детям доступны такие средства выразительности в рисовании как линия, форма, цвет

Таким образом, степень выразительности рисунка дошкольника зависит от того, развито ли у...

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок

Что такое детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как

Рисование — это один из важных средств в познании мира, развитии знаний эстетического восприятия, так...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст...

ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая деятельность, творческий поиск, детское творчество, педагогическая инновация, дошкольный возраст, творческий процесс, учебный процесс.

Этапы развития способностей к изобразительной деятельности...

Таким образом, «формирование способностей к изобразительной деятельности должно быть тесно взаимосвязано с осуществлением

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка . Рисование — это один из важных средств в познании мира...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст...

Выразительность — это главный существенный признак художественного образа.

Данные техники позволяют повысить выразительность художественных образов в детских

Отличительной особенностью освоения средств выразительности в детском рисунке...

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

Изобразительная деятельность это постоянная практика. Особое значение изобразительная деятельность имеет место в подготовки руки

Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль...

Таким образом, нетрадиционные техники рисования — это в своем роде некая игра, которая

Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей...

Специфика формирования художественного образа в рисунках...

Вопросы формирования художественного образа в детском творчестве отражены во многих педагогических исследованиях, в которых отмечается, что развитие личности ребёнка самым непосредственным образом связано с формированием у него эстетического отношения к...

Использование нетрадиционных технологий в развитии...

«Методика использования инновационных технологий изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» - Учебно

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Шерстяная акварель.

Похожие статьи

Рисование у детей раннего возраста, как средство...

Рисование - одно из самых любимых занятий детей раннего возраста.

Таким образом, средства выразительности используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир...

Развитие изобразительно-выразительных умений у детей...

Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания

Детям доступны такие средства выразительности в рисовании как линия, форма, цвет

Таким образом, степень выразительности рисунка дошкольника зависит от того, развито ли у...

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок

Что такое детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как

Рисование — это один из важных средств в познании мира, развитии знаний эстетического восприятия, так...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст...

ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая деятельность, творческий поиск, детское творчество, педагогическая инновация, дошкольный возраст, творческий процесс, учебный процесс.

Этапы развития способностей к изобразительной деятельности...

Таким образом, «формирование способностей к изобразительной деятельности должно быть тесно взаимосвязано с осуществлением

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка . Рисование — это один из важных средств в познании мира...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст...

Выразительность — это главный существенный признак художественного образа.

Данные техники позволяют повысить выразительность художественных образов в детских

Отличительной особенностью освоения средств выразительности в детском рисунке...

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

Изобразительная деятельность это постоянная практика. Особое значение изобразительная деятельность имеет место в подготовки руки

Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль...

Таким образом, нетрадиционные техники рисования — это в своем роде некая игра, которая

Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей...

Специфика формирования художественного образа в рисунках...

Вопросы формирования художественного образа в детском творчестве отражены во многих педагогических исследованиях, в которых отмечается, что развитие личности ребёнка самым непосредственным образом связано с формированием у него эстетического отношения к...

Использование нетрадиционных технологий в развитии...

«Методика использования инновационных технологий изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» - Учебно

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Шерстяная акварель.

Задать вопрос