Психолого-логопедическая секция как форма социального партнерства специалистов ДОУ и семьи в условиях ФГОС ДО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Крутовская, Т. В. Психолого-логопедическая секция как форма социального партнерства специалистов ДОУ и семьи в условиях ФГОС ДО / Т. В. Крутовская, Э. А. Кунтуганова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4814/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье авторы раскрывают организационные аспекты деятельности специалистов ДОУ (педагога-психолога и учителя-логопеда) с родителями детей первой младшей группы в рамках психолого-логопедической секции «Играем вместе!»

Ключевые слова: психолого-логопедическая секция, социальное партнерство, адаптация детей раннего возраста, специалисты ДОУ, родители, игровые технологии и методы,детско-родительские отношения.

Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью.

В. А. Сухомлинский

На сегодня взаимодействие детского сада с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в период адаптации к ДОУ. Только в тесном сотрудничестве и на взаимопонимании воспитателей, родителей и специалистов можно добиться успешной адаптации ребенка. Участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое.

У современных родителей детей раннего возраста в их воспитательной практике возникает существенное противоречие: с одной стороны, они понимают, что ребенка необходимо обучать, а не только присматривать и ухаживать за ним, а с другой стороны — отсутствие у родителей информативных представлений и достоверных знаний о возрастных потребностях и возможностях ребенка, педагогически и психологически оправданных методах его воспитания и обучения, организации повседневного общения с ним приводит к тому, что их попытки взаимодействовать с ребенком, придать этому взаимодействию развивающий характер сводятся к дрессуре, механическому приобретению знаний и умений, зачастую непригодных для усвоения ребенком раннего возраста.

На разрешение обозначенного противоречия и направлена работа педагога-психолога и учителя-логопеда в нашем детском саду. С целью психолого-педагогического просвещения родителей и успешной адаптации ребенка к детскому саду мы организовали психолого-логопедическую секцию «Играем вместе!», которая предназначена для работы с детьми от двух до трех лет и их родителями. Работа секции начинается с сентября месяца. На первой встрече мы знакомимся с родителями, презентуем план работы. Обговариваем правила посещения секции для родителей, разработанные нами:

– быть активными, естественными, открытыми, раскрепощёнными участниками в работе секции;

– на протяжении всего занятия выступать в разных ролях — партнёр, помощник;

– контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;

– принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков.

Цель секции: создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов.

Задачи для специалистов:

– повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

– оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников;

– установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

– объединение усилий для развития и воспитания детей;

– повышение педагогической культуры родителейввопросах развития и воспитания детей;

– привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Задачи для родителей (семьи воспитанников):

– совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка;

– формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность;

– наполнение жизни семьи созидательной энергией.

Игра, является эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, оказания родителям действенной помощи в воспитании детей до трех лет. Мы создаем игровые ситуации, в которых происходит реальный процесс развития и обучения ребенка. А родители получают возможность, с одной стороны, направлять данный процесс, а с другой — обеспечивать саморазвитие своего ребенка. В работе с детьми взаимодействуют специалисты и родители на основе принципа интеграции видов деятельности.

Содержание занятий:

  1. Организационная часть включает в себя:

– встречу детей;

– вовлечение детей в самостоятельную игру с родителями;

– ритуал приветствия, который раздается родителям при первой встрече, они его заучивают, и мы его используем в течении года.

  1. Основная часть включает в себя серию игр:

– направленных на сенсорное, социальное, физическое развитие и профилактику речевых нарушений;

– музыкальные, сюжетные игры;

  1. Заключительная часть состоит из:

– продуктивной деятельности (совместное изготовление композиций из бросового и природного материала);

– завершение игрового часа (ритуал прощания);

– свободная деятельность (наблюдение специалистов за деятельностью детей вместе с родителями, консультирование родителей по запросу).

Для достижения положительных результатов в работе с детьми и родителями, в тематическое планирование включены следующие разделы:

адаптационные игры, направлены на развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта, умения соразмерять свои движения.

игры, направленные на сенсорное развитие. Цель игр: развитие зрительного восприятия, умения различать основные цвета и раскладывать фигурки по цвету, развитие тактильного восприятия, обучение умению распределять предметы по форме.

игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений. Цель игр: развитие понимание речи, умения подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

игры, направленные на физическое развитие. Цель игр: учить детей выразительно передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать как зайчики, поклевать как птички и т.д)

сюжетные игры. Цель: обучение умению выполнять разные действия с предметами в соответствии с их функциями и свойствами, обыгрывать несложный сюжет.

игры, направленные на социальное развитие. Цель игр: развитие у ребенка интереса к партнеру по взаимодействию, к подражанию, формирование доверительных отношений.

игры-развлечения, музыкальные игры, направлены на развитие музыкального слуха и образных движений.

В деятельности с детьми используем приемы показа, проговаривания, сопряженных и отраженных действий, создания сюрпризных моментов, проблемных предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово в процессе как организованных взрослым, так и самостоятельных игр детей. Результатом наших занятий является:

– социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в деятельности продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми;

– у родителей формируются доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами;

– активизируется деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;

– участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.

Деятельность с родителями выстраиваем поэтапно:

На первом этапе работы мы формируем позитивный образ своего ребенка, адекватные представления о его возрастных и индивидуальных особенностях, способах регуляции его эмоциональных состояний, готовность к взаимодействию со специалистом и другими семьями в процессе совместного участия в играх.

На втором этапе достигается цель: научить приемам использования разнообразных видов игр, игрушек и игровых ситуаций в процессе воспитания, обучения и развития ребенка.

На третьем этапе формируем умения по организации игровой среды и игрового взаимодействия с ребенком.

В конце учебного года мы проводим итоговое анкетирование родителей, с целью выявления эффективности нашего взаимодействия. По окончании учебного года родители уходят от нас с определенным багажом знаний:

– эффективные способы и формы игрового взаимодействия с детьми;

– виды игрушек и игр, их развивающий, обучающий и воспитательный потенциал.

Родители умеют:

– создавать игровую среду в соответствии с возрастом и интересами ребенка;

– эффективно организовывать игровое взаимодействие с ребенком;

– руководить развитием самостоятельной игры и игр со сверстниками;

– использовать игровые ситуации в целях развития, обучения и воспитания ребенка.

Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. С помощью представленной работы психолого-логопедической секции «Играем вместе!» устанавливаем партнерские отношения с родителями, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.

Дети, которые посещают нашу секцию адаптируются к детскому саду легче и быстрее, так как они вместе с родителями проводят время в детском саду, родители на некоторое время сами вспоминают детство, становятся детьми, у них есть возможность наблюдать за своими детьми, получить консультацию у специалистов, обсудить волнующие их вопросы.

Мы стремимся к тому, чтобы каждая встреча была интересна и полезна всем участникам, стараемся отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Благодаря таким занятиям налаживается взаимосвязь с семьями, родители проявляют повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей.

Литература:

1. Афонькина Ю. А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней/Ю. А. Афонькина, Е. М. Омельченко. — Волгоград: Учитель, 2013.

2. Галанов, А. С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3лет) / А. С. Галанов. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Григорьева, Г. Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей/Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба. — М.: Просвещение, 2003.

4. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. — Ростов н/Д., 2006.

5. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей/Е. В. Зворыгина. — М.:Просвещение, 2003.

6. Свирская Л. Работа с семьей. — М.: Линке — Пресс, 2007.

7. Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, детский сад, игра, воспитание детей, психолого-логопедическая секция, игровое взаимодействие, развитие, ранний возраст, игровая среда.

Ключевые слова

Социальное партнерство, родители, детско-родительские отношения, психолого-логопедическая секция, адаптация детей раннего возраста, специалисты ДОУ, игровые технологии и методы

Похожие статьи

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

– оформление игровой среды, соответствующей возрасту, полу ребенка, тематике

Горюнова Т. М. ''Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного

Оверчук Т. И. ''Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада(сборник статей...

Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.

ребенок, детский сад, родитель, семья, физическое воспитание, физическая культура, игра, мероприятие, социальный опыт...

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

Актуальность темы социализации детей раннего возраста в ДОУ зависит от качественных

Воспитание у детей положительно отношения к активному образу жизни в дальнейшем

ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка ребенка, специалист, игра...

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи...

Центр игровой поддержки ребенка является важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении семьи и ребенка раннего возраста. Он осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей, на...

Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой...

Словом, для детей раннего возраста необходима особая педагогическая программа, которая отвечает потребностям и возможностям ребёнка и

Игра — первая ступень воспитания, она представляет благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык...

Особенности воспитания детей раннего возраста

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ. ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая...

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность, развитие ребенка, ролевая игра, игровая среда, игра детей...

Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их...

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему

Игра – это также способ приобщения ребенка к миру культуры, мягкая форма обучения жизненно

Центр игровой поддержки ребенка осуществляет психолого-педагогическую деятельность...

Образовательная программа Центра игровой поддержки ребенка...

Деятельность Центра игровой поддержки ребенка сосредоточена на осуществлении психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей на основе современных методов организации игровой деятельности. Во исполнение п.1.4...

Похожие статьи

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

– оформление игровой среды, соответствующей возрасту, полу ребенка, тематике

Горюнова Т. М. ''Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного

Оверчук Т. И. ''Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада(сборник статей...

Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.

ребенок, детский сад, родитель, семья, физическое воспитание, физическая культура, игра, мероприятие, социальный опыт...

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

Актуальность темы социализации детей раннего возраста в ДОУ зависит от качественных

Воспитание у детей положительно отношения к активному образу жизни в дальнейшем

ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка ребенка, специалист, игра...

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи...

Центр игровой поддержки ребенка является важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении семьи и ребенка раннего возраста. Он осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей, на...

Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой...

Словом, для детей раннего возраста необходима особая педагогическая программа, которая отвечает потребностям и возможностям ребёнка и

Игра — первая ступень воспитания, она представляет благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык...

Особенности воспитания детей раннего возраста

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ. ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая...

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность, развитие ребенка, ролевая игра, игровая среда, игра детей...

Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их...

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему

Игра – это также способ приобщения ребенка к миру культуры, мягкая форма обучения жизненно

Центр игровой поддержки ребенка осуществляет психолого-педагогическую деятельность...

Образовательная программа Центра игровой поддержки ребенка...

Деятельность Центра игровой поддержки ребенка сосредоточена на осуществлении психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей на основе современных методов организации игровой деятельности. Во исполнение п.1.4...

Задать вопрос