Инновационные формы работы педагогов ДОО с семьёй (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.

Дата публикации: 25.03.2019

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Ерхова, М. В. Инновационные формы работы педагогов ДОО с семьёй (из опыта работы) / М. В. Ерхова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4044/ (дата обращения: 18.05.2024).



Цель: Разработать и разнообразить подходы, формы работы к организации взаимодействия ДОО (педагогов) с семьёй для обеспечения эффективного сотрудничества с семьями воспитанников и активизации участия родителей в жизни ребёнка и ДОО.

Задачи: установить прочные партнёрские взаимоотношения между педагогами и семьёй, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником; сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей; повысить степень активности родителей в жизнь ДОО.

В настоящее время перед педагогами стоит немаловажная задача по взаимодействию и сотрудничеству с семьями воспитанников, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение ими социальных ролей, необходимых для безболезненной адаптации в саду и в целом обществе, закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения. Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи воспитателей.

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, последним достаточно сложно становится работать в одиночку. Кроме того, понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в саду и общие условия там лучше. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также бывает иногда причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей и детского сада. Для этого необходим индивидуальный подход к каждой семье, умение выделять наиболее важные проблемы, а сотрудничество, доброжелательный и открытый стиль общения помогут наладить контакт с родителями, слышать и понимать друг друга, поэтому необходимо комбинировать старые традиционные формы и использовать новые приёмы работы с семьей, применять более современные методы в работе с родителями, без которых уже не может существовать современный детский сад.

Современное общество стремительно осваивает новые технологии коммуникации. Дошкольное учреждение как часть социума представляет собой динамическую систему, отражающую социальный заказ общества и тенденции его развития. В связи с этим детский сад должен быть современным, все его элементы и системы должны функционировать четко и бесперебойно Современные родители очень заняты, множество бесконечных споров с педагогами, необоснованные жалобы, страхи родителей за их чадо, понизился авторитет педагогов, все чаще детей забирают из детских садов бабушки, няни и это является проблемой взаимодействия с семьей; прямого, непосредственного контакта с родителями все меньше, если раньше родители получали информацию о событиях и мероприятиях в родительских уголках, папках-передвижках, со стендов, то сейчас есть другие источники. Поэтому выход есть в сложившейся ситуации, последнее время люди между собой все чаще общаются посредством специальных приложений на смартфонах и планшетах, так называемых мессенджеров, таких как WhatsApp, Viber и другие, достаточно овладеть ими. Например, Viber достаточно прост и всегда под рукой, такие средства информационно-коммуникативных технологий помогут педагогам (и педагогам-стажистам, которые недостаточно владеют ИКТ) разнообразить не только формы поддержки образовательного процесса, но и всегда быстро, иметь связь с родителями, доступно повысить качество работы с ними. Преимущества их использования в следующем: минимизация времени доступа родителей к информации, возможность педагогов предоставить любой документ, информацию, фотоматериалы, обеспечить индивидуальный подход к каждому родителю, оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и группы, обеспечение диалога, расширение информационных потоков, заказной принцип консультирования родителей, постоянная обратная связь родителей с педагогами. Предоставляется возможность родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, на прогулке и в свободной деятельности, как в фото отчетах, так и видеороликах (например «один день жизни в детском саду», «мы выросли», «вот какие мы умелые», «наш тихий час») и так далее, тем самым родители получают возможность наблюдать за своим ребенком в реальном времени, как занимается ребенок, наблюдать за поведением и многое другое. Наблюдаются положительные отзывы родителей от такого вида общения, масса положительных эмоций родителей, комментариев и благодарностей, успешно идет обсуждение и консультирование по поводу предстоящих досугов и мероприятий, достаточно выкладывать на страничку фотографии примерных костюмов, атрибутов и остальные родители имеют представление, что им нужно и над чем стоит потрудиться.

Очень важна подача материала или совета родителям. При общении с родителями как устно, так и в интернет ресурсах при общении с родителями чаще должны звучать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе решим…», «Хочется услышать Ваше мнение». До 95 % родителей на моем опыте активно включаются в диалог. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители-его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи. Самостоятельно родители организовали свою группу в Viber, где активно обсуждаются любые возникшие вопросы и ситуации; также родителями была организована группа в контакте «Родители Петра Дубравы», где мамы не только моей группы, но и всего поселка присоединились к ней, даже те, чьи дети еще не посещают ДО, что является не мало важным. Всего на данный момент насчитывается около 240 подписчиков группы. Публикуются полезные ссылки по воспитанию и образованию детей, родители делятся опытом и советами друг с другом, происходит обмен праздничных костюмов, выкладываются фотоматериалы построек, атрибутов, которые заинтересовали мам и многое другое. В ближайшее время планирую освоить интересную форму взаимодействия с родителями как дистанционное гостиные через Skype (cистему видеоконференции) или в сообществе нашей группы в социальной сети, которую педагог сможет овладеть и организовать.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия ДОО и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникативные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Конечно, такой интерактивный режим взаимодействия педагогов с семьями воспитанников не противопоставляет и не исключает других форм работы через непосредственное «живое общение», а скорее обогащает и дополняет их, учитывая современные реалии жизни. Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни группы, детского сада и родительского коллектива. Я изменила обычный шаблон-собрание и заменила фразой «Родительские гостиные-встречи». Часто они носят познавательный характер. Регулярно проходит открытый показ интеллектуальных игр детей для родителей, родителей между собой- «Знатоки»; «Знай правила важные — пожароопасные!», «Азбука пешехода» по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста В рамках семинара-практикума активно ведется работа по теме «Совершенствование здоровье сберегающих технологий», «Проблемы детей перед школой» и прочие, родители самостоятельно выбирают наиболее актуальные для них темы таких встреч, что является важным для педагогов.

Следующая форма работы: информационно-аналитическая (анкетирование, опрос, «почтовый ящик», тестирование), что поможет так же родителям задать интересующий вопрос анонимно или предоставит мне обратную связь в качестве просьбы или совета, а педагогу получить дополнительную информацию; широко используется наглядно-информационные формы работы-(родительские клубы, яркие и краткие буклеты, памятки), родительский клуб предоставляет возможность показать друг другу и педагогам свое мастерство, талант, раскрыть свой творческий потенциал, поделиться опытом и служит примером другим семьям, например в моей практике одно из значимых это родительский клуб «папа может все, что угодно». На одной из таких встреч папа показал, как можно изготовить из пластиковых водопроводных труб ПВХ различные изделия — стулья, этажерки, и целые игровые пособия для детей; мамы демонстрируют мастер-классы: по изготовлению интересных поделок и предметов из коктейльных трубочек, которые можно использовать для развития мелкой моторики, которые служат украшениями для елочек и интерьера, демонстрируют как изготавливаются поделки и другие атрибуты из шелковых ленточек и фетра и так далее. Актуальны для меня консультации (я называю их лекторий) других специалистов (психолога, медицинского работника, логопеда), в реальном режиме-онлайн, что позволяет повысить педагогическую грамотность наших родителей путем дистанционного общения и консультирования в любое, свободное время семьи. Рубрика «Окно — очень короткие новости»: краткая информация, изменения в работе детского сада, объявления, выполнена в креативном стиле из дерева в виде домика руками родителей, параллельно она ведется и в режиме «онлайн-времени» (для слишком занятых родителей).

Следующая форма работы — досуговые: (праздники, совместные досуги, мероприятия, реализация совместных проектов («Путешествие по Вселенной или наша Галактика», «Азбука безопасности», тематические акции, участие родителей в конкурсах, выставках). Ни одно мероприятие, праздник для детей не проходит без участия родителей. Живое общение с мамой в образе Кикиморы или Феи, а папы в роли большого Мишки или Деда Мороза. Показ и демонстрация театрализованных сказок в рамках творческой мастерской родителей («Морозко, «Уроки мудрой тетушки совы» и другие), самостоятельно подготовивших родителями, изготовление декораций и костюмов. Все это приносит особое удовольствие детям, а родители, погружаясь в сказочный мир, лучше понимают своих детей, их желания и интересы, вместе с детьми постоянно принимают участие в спортивных мероприятиях. Ребенок рядом с активными родителями получает наглядный пример и с большим уважением и гордостью относится к ним.

С помощью родителей произошли изменения в группе по созданию пространственно-развивающей среды, созданы уголки и зоны на самые разнообразные тематики (космос, экология, правила дорожные знать всем положено, лекарственные растения, азбука поведения в природе, огонь не забава, мир животных и т. д.), группа стала более оснащенной и игрушками, дидактическим материалом, различными пособиями как самодельными, так и приобретенных в магазинах. Все родители с удовольствием сами участвуют в организации праздников и досугов для детей, примеряют на себе различные роли, изготавливают костюмы и декорации, что является немаловажным и для детей и для педагогов. Зимой и летом самостоятельно организовывают встречи на участке детского сада для его благоустройства, и их озеленению, для зимних прогулок изготовлены атрибуты и инвентарь именно для прогулок зимой, которые служат целой областью для наблюдений и размышлений, привлекают спонсоров со стороны для предоставления различного материала и мелкого ремонта. Хочется особо отметить, что родители стали сами проявлять активность и инициативу, что нам — педагогам необходимо для работы с детьми, проявили интерес к тому, чем занимается их ребенок, проявили доверие к воспитателю и стали проявлять активное участие в жизни детского сада. Даже малоактивные семьи, которые всегда есть в ДОО, стали более активными и участвуют с удовольствием в различных мероприятиях. Родительский коллектив между собой очень сблизился, посещаемость детей в группе значительно возросла. Важным является и то, что дети видят наглядный пример трудовой деятельности их родителей, с удовольствие идут в детский сад и получают при этом позитивные эмоции и положительный пример родителей, испытывают гордость за них.

Семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает социальный опыт ребенку, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями к чему я шла, используя инновационные формы работы. Родители стали более внимательно относится к нашим проблемам, проблемам своих детей, а самое главное они стали нашими помощниками в образовании детей, в создании условий современной образовательной среды, соответствующей требований ФГОС ДО, активными и инициативными участниками ДОО, а информационно-коммуникативные технологии, используемые мной в процессе работы с родителями, способствуют и повышению качества образовательного процесса, выводят его на новый уровень, способствуют развитию детского сада в целом как института социализации.

Вывод: Создание положительного эмоционального микроклимата при взаимодействии с родителями, повышение педагогической грамотности родителей,повышение профессиональной компетентности педагогов, обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов, продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей. Активное и инициативное участие родителей в жизни современного детского сада и общества в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, педагог, семья воспитанников, форма работы, активное участие, индивидуальный подход, образовательный процесс, родительский коллектив.

Похожие статьи

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание...

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

Организовывать процесс взаимодействия в рамках ДОУ приходится на долю педагогов, для

При планировании работы с родителями воспитанников детский сад обозначил для себя

родительская реакция (рост активности в делах группы, более массовое участие в групповых...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Работу с родителями в нашей группе планируем заранее, начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в группе, в детском саду. Для этого ежегодно проводим мониторинг «Взаимодействие семьи и детского сада», опрос...

Создание условий для партнерских отношений с семьями...

Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в

Одной из основных задач взаимодействия детского сада с семьей является создание в детском саду

Индивидуальная форма— одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Семья — это действительно ячейка общества, в которой заключено не только настоящее, но и наше будущее. Именно во имя будущего мы

При организации работы с родителями очень важно проводить интегрированные мероприятия, когда дети и взрослые собираются вместе.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение...

Сайт группы как эффективная и недавно появившаяся форма...

Детский сад остается «закрытым» учреждением. Родители имеют смутное представление о ходе воспитательного и образовательного процессов. Считая, что детям уделяется мало внимания, некоторые мамы и папы занимают негативную позицию по отношению к педагогам.

Особенности работы с молодой семьей в условиях ДОУ

Разрабатываются планы индивидуальной работы с детьми, имеющими коммуникативные проблемы; с семьями, имеющими детей с задержкой

Содержание с работы в условиях ДОУ предполагает выработку единых педагогических требований с сотрудниками и родителями в...

Взаимодействие с родителями как условие успешной...

создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе

Семья и детский сад — два самых главных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания не...

Использование инновационных форм взаимодействия...

Без родительского участия воспитательный процесс детского сада невозможен. Поэтому особое внимание должно быть направлено внедрению новых форм сотрудничества с родителями, которые позволят применить дифференцированный подход к семьям разного...

Похожие статьи

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание...

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

Организовывать процесс взаимодействия в рамках ДОУ приходится на долю педагогов, для

При планировании работы с родителями воспитанников детский сад обозначил для себя

родительская реакция (рост активности в делах группы, более массовое участие в групповых...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Работу с родителями в нашей группе планируем заранее, начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в группе, в детском саду. Для этого ежегодно проводим мониторинг «Взаимодействие семьи и детского сада», опрос...

Создание условий для партнерских отношений с семьями...

Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в

Одной из основных задач взаимодействия детского сада с семьей является создание в детском саду

Индивидуальная форма— одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Семья — это действительно ячейка общества, в которой заключено не только настоящее, но и наше будущее. Именно во имя будущего мы

При организации работы с родителями очень важно проводить интегрированные мероприятия, когда дети и взрослые собираются вместе.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение...

Сайт группы как эффективная и недавно появившаяся форма...

Детский сад остается «закрытым» учреждением. Родители имеют смутное представление о ходе воспитательного и образовательного процессов. Считая, что детям уделяется мало внимания, некоторые мамы и папы занимают негативную позицию по отношению к педагогам.

Особенности работы с молодой семьей в условиях ДОУ

Разрабатываются планы индивидуальной работы с детьми, имеющими коммуникативные проблемы; с семьями, имеющими детей с задержкой

Содержание с работы в условиях ДОУ предполагает выработку единых педагогических требований с сотрудниками и родителями в...

Взаимодействие с родителями как условие успешной...

создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе

Семья и детский сад — два самых главных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания не...

Использование инновационных форм взаимодействия...

Без родительского участия воспитательный процесс детского сада невозможен. Поэтому особое внимание должно быть направлено внедрению новых форм сотрудничества с родителями, которые позволят применить дифференцированный подход к семьям разного...

Задать вопрос