Тренинг педагогической осознанности «Педагог и на Марсе педагог» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.

Дата публикации: 16.01.2019

Статья просмотрена: 1560 раз

Библиографическое описание:

Дорогова, М. В. Тренинг педагогической осознанности «Педагог и на Марсе педагог» / М. В. Дорогова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3875/ (дата обращения: 19.05.2024).



Тренинг направлен на формирование у педагогов осознанности своей профессиональной деятельности. Упражнения, предложенные в содержании тренинга, способствуют самостоятельному выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности педагога. В результате взаимодействия происходит осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, а также выработка внутренней позиции по отношению к собственной профессиональной деятельности.

Цель: Создать условия для формирования мотивации у педагогов к анализу собственных педагогических взглядов и установок, выделению своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознанию их влияния на собственную профессиональную деятельность.

Задачи:

  1. Способствовать самораскрытию и самоанализу, проявлению своей профессиональной и личностной индивидуальности.
  2. Совершенствовать способность к поиску резервов для более эффективной работы, выделению причин возможных или истинных профессиональных проблем.
  3. Развивать навыки практического использования результатов самоанализа в целях самосовершенствования.

Материалы: писчая бумага, карандаши, магнитно-маркерная доска, маркеры, прищепки красного и синего цвета по количеству участников, непрозрачный мешочек, парики, театральные костюмы, атрибуты к костюмам, палитра (красный, голубой, белый, черный, зеленый, оранжевый), повязки на глаза, конусы, рисунок чемодана, распечатка с правилами тренинга, микрофон.

Ход тренинга:

Психолог: С каждым днем всё стремительнее развивается технический прогресс, и вот настал тот день, когда стало реально доступным полететь на Марс. Получен сигнал от марсиан, они хотят познакомиться с жителями Земли. Жители всей Земли стали обсуждать, кто же лучше всех сможет наладить контакт с марсианами и пришли к общему мнению, что это педагоги. Как Вы думаете почему?

Упражнение «Миссия выполнима»

Цель: анализ педагогических качеств, важных при установлении контакта.

Педагоги обсуждают, какими качествами обладает педагог, отмечая, как они могут пригодиться в установлении контакта с марсианами. Психолог записывает качества на магнитно-маркерной доске.

Примерные качества: гибкость, стремление к самоактуализации, доброжелательность, умение брать ответственность на себя, коммуникабельность, направленность на личность другого человека, принятие себя, уважение чужого мнения, организаторские способности, умение видеть н несколько шагов вперед, креативность, эмпатийность и др.

Психолог: Чтобы полететь на Марс нам надо сложить чемодан. Мы возьмем с собой правила взаимодействия в команде во время полета и пребывания на Марсе. (На магнитно-маркерной доске прикреплен рисунок чемодана, на листах бумаги написаны правила, психолог их озвучивает и складывает в чемодан после одобрения участниками тренинга).

Правила тренинг:

– доверительный стиль общения;

– общение по принципу «здесь и теперь» (говорить то, что волнует в данный момент);

– персонификация высказываний (свои суждения выдвигать в форме «Я считаю…», «Я думаю…»);

– недопустимость непосредственных оценок человека.

Чемодан сложен, пора отправляться.

Упражнение «Ладони-колени»

Цель: снятие мышечного напряжения для сплочения группы и установления непосредственного контакта между её членами.

Садимся в круг и заводим двигатель. Положите ладони на колени соседей: правую — на левое колено соседа слева, левую — на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопки от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующе колене по кругу, и не перепутать очерёдность своего хлопка).

Когда устоится ритм хлопков, надо ускорить хлопки. Затем произвести торможение для посадки на Марс. Ведущий касается плеча одно из участников, когда будет его очередь производить хлопок правой рукой, он делает два хлопка, это означает, что необходимо всем производить хлопки в обратную сторону — тормозить. Ведущий касается плеча другого участника, когда доходит его очередь произвести хлопки, он останавливает игру, поднимая руки вверх, за ним все поднимают руки вверх.

Мы прилетели.

Психолог: Всем известно, что «встречают по одёжке». Имидж педагога так же на 50 % зависит от восприятия его внешнего вида. Как выглядит идеальный педагог? А современный педагог? (обсуждение прически, макияжа, украшений, одежды, обуви и образа в целом идеального и современного педагога). Почему он выглядит именно так? А как выглядит педагог-марсианин?

Участники делятся на две команды по цвету прищепок (достают не глядя из мешочка по одной прищепки синего или красного цвета).

Упражнение «Портрет педагога-марсианина»

Цель: самораскрытие, проявление своей личностной индивидуальности и креативности.

Командам необходимо при помощи париков, одежды и атрибутов представить, как выглядит педагог-марсианин, переодев одного из членов команды. Объяснить, почему он так выглядит.

Психолог: И так мы знаем, как выглядят марсиане. Пора выходить из ракеты.

Перед педагогами расположена палитра с цветами (красный, голубой, белый, черный, зелёный, оранжевый).

Упражнение «Двери»

Цель: выделение причин возможных проблем, поиск личностных резервов. Посмотрите на палитру, теперь закройте глаза и представьте двери. Откройте глаза и запишите, какого цвета вы представили дверь.

Интерпретация:

Красная дверь — детство.

Голубая дверь — будущее.

Белая дверь — болезнь.

Черная дверь — секс.

Зеленая дверь — родные и друзья.

Оранжевая дверь — работа.

Отметьте, дверь была закрыта или открыта, хотелось ли вам в неё войти? Что находится за дверью? Как вы думаете, что это значит?

Психолог: Марсиане умеют читать мысли, и теперь они знают, что вас волнует сегодня. Однако они ничего не знают о вас как о педагогах.

Упражнение «3 качества»

Цель: самоанализ своей профессиональной индивидуальности.

Каждый должен представить себя, назвать свои три самых, на ваш взгляд, присущих вам качества, которые могли бы вас охарактеризовать как педагога.

Психолог: Теперь мы представились марсианам и нам пора ехать в отель. Ехать можно только по три человека, поэтому необходимо поделиться на команды по три человека. Для этого все встанут в строй по росту, первые три человека — первая команда и так далее.

Упражнение «Паровозик»

Цель: уточнение своей комфортной позиции: подчинённый или руководитель.

«Паровозики» едут по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго глаза закрыты — это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой, он — паровоз. Он держит за локти среднего участника, средний — первого. Движение происходит между конусами змейкой. Каждый из участников пробует себя в роли паровоза.

Обсуждение:

— Какие чувства вы испытывали во время упражнения на каждой позиции?

— Какая позиция для вас была самой удобной?

— Легко ли было, когда вами руководили?

— Легко ли было руководить другими?

Психолог: И вот мы в гостинице на Марсе. Но наш пилот сообщил, что ракета повреждена и её нужен длительный ремонт. Поэтому нам необходимо наняться на работу к марсианам.

Упражнение «Объявление»

Цель: анализ профессиональной и личностной индивидуальности коллег.

Педагоги в парах составляют короткое объявление друг другу о найме на работу, рассказывая о тех профессиональных достоинствах, которые помогут коллеге, устроится на работу.

Психолог: Пока мы работали у марсиан, корабль починен и пора домой. Марсиане в благодарность решили подарить нам подарки.

Упражнение «Формула успеха»

Цель: поиск резервов для более эффективной профессиональной деятельности.

Каждый из вас может получить то, что вы считаете, может помочь вам в вашей профессиональной деятельности достичь еще больших успехов. Составьте свою формулу вашего профессионального успеха.

Психолог: А теперь в ракету, отправляемся домой.

Упражнение «Ладони-колени» (см. выше)

Психолог: Мы приземлились. Нас встречают земляне, и нам предстоит поделиться своим мнением о Марсе.

Упражнение «Пресс конференция»

Цель: рефлексия.

Участники в микрофон высказывают своё мнение о тренинге, что узнали нового, что было интересно, что не понравилось и т. д.

Литература:

  1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 64с.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перероб. — М.: Логос, 2011. — 384 с.
  3. Практические семинары и тренинги для педагогов. — Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт. сост. е.В. Шитова. — Волгоград: Учитель,2009. — 171с.
Основные термины (генерируются автоматически): психолог, магнитно-маркерная доска, марсианин, педагог, упражнение, выделение причин, личностная индивидуальность, поиск резервов, собственная профессиональная деятельность, современный педагог.

Похожие статьи

Творческая индивидуальность и индивидуальный стиль...

Творческая индивидуальность и индивидуальный стиль деятельности учителя в современной педагогике.

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании...

Личностный рост педагога как основа профессионального...

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической

В структуре личности психологи выделяют три составляющие, содержание которых

И только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться...

Педагогический артистизм как компонент профессиональной...

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности педагога усилили потребность в формировании его творческой индивидуальности; реализации творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности.

Подготовка будущих педагогов-психологов к работе с детьми...

Важным условием подготовки педагогов-психологов к будущей профессиональной деятельности исследователь называет

7. Яковлева И. М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / И. М...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального...

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности...

Педагогам, страдающим эмоциональным истощением (профессиональным выгоранием)

Степень неудовлетворённости педагога своей работой оказывает огромное влияние на его

- мотивация: поиск дополнительных стимулов к деятельности, привлечение к новым проектам

Проблема успеха в деятельности психолога | Статья в журнале...

Проявление учителем доминирующих личностных тенденций психологи связывают с принципом

Выявленное гармоничное сочетание обобщенных образов психолога, учителя

Специфика выделения психологами целей профессиональной деятельности, удачных ее...

Социально-психологические свойства личности современного...

К личности современного учителя начальных классов предъявляется ряд самых се-рьезных требований. Ряд свойств личности не являются врожденными. Определение лич-ностных качеств учителя начальных классов предполагает опору на теоретическое обоснование...

Творчество в деятельности современного педагога

Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие

Итак, в образовательной среде института должно быть место творчеству, поиску...

Похожие статьи

Творческая индивидуальность и индивидуальный стиль...

Творческая индивидуальность и индивидуальный стиль деятельности учителя в современной педагогике.

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании...

Личностный рост педагога как основа профессионального...

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической

В структуре личности психологи выделяют три составляющие, содержание которых

И только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться...

Педагогический артистизм как компонент профессиональной...

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности педагога усилили потребность в формировании его творческой индивидуальности; реализации творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности.

Подготовка будущих педагогов-психологов к работе с детьми...

Важным условием подготовки педагогов-психологов к будущей профессиональной деятельности исследователь называет

7. Яковлева И. М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / И. М...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального...

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности...

Педагогам, страдающим эмоциональным истощением (профессиональным выгоранием)

Степень неудовлетворённости педагога своей работой оказывает огромное влияние на его

- мотивация: поиск дополнительных стимулов к деятельности, привлечение к новым проектам

Проблема успеха в деятельности психолога | Статья в журнале...

Проявление учителем доминирующих личностных тенденций психологи связывают с принципом

Выявленное гармоничное сочетание обобщенных образов психолога, учителя

Специфика выделения психологами целей профессиональной деятельности, удачных ее...

Социально-психологические свойства личности современного...

К личности современного учителя начальных классов предъявляется ряд самых се-рьезных требований. Ряд свойств личности не являются врожденными. Определение лич-ностных качеств учителя начальных классов предполагает опору на теоретическое обоснование...

Творчество в деятельности современного педагога

Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие

Итак, в образовательной среде института должно быть место творчеству, поиску...

Задать вопрос