Конспект занятия в подготовительной группе детского сада «Образы природы в поэзии А. С. Есенина» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 04.10.2018

Статья просмотрена: 1300 раз

Библиографическое описание:

Рожкова, Е. В. Конспект занятия в подготовительной группе детского сада «Образы природы в поэзии А. С. Есенина» / Е. В. Рожкова, Т. В. Фисенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3600/ (дата обращения: 18.05.2024).



Цель: знакомить детей с творчеством С. А. Есенина.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять знания детей о ранее прочитанных стихотворениях о природе.
  2. Способствовать образному восприятию стихотворения.
  3. Раскрыть авторское отношение к природе.
  4. Расширять знания детей о природе и поэзии.

Развивающие:

  1. Развивать память и умение внимательно слушать говорящего (ребёнка, взрослого), дослушивать вопросы до конца.
  2. Активизировать чувственное восприятие художественного слова.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.
  2. Вызвать у детей интерес к выразительному чтению отрывков из стихотворений.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, выставка детских рисунков, книжная выставка произведений С. А. Есенина, портреты и фотографии Есенина, макет березы.

Ход занятия.

В группе оформлен уголок деревенского быта: скамья, люлька, лучина, прялка.

(Звучит песня «Закружилась листва золотая» на стихи Сергея Есенина в исполнении Ильи Халтурина)

Ведущий читает:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе, и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец,

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец…

Ребята, как вы считаете, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответы детей)

Почему вы так решили? Какие слова вам подсказали, что говорится об осени? (ответы детей)

С кем сравнивает поэт осеннюю листву? Как вы думаете, почему? (ответы детей)

А вы знаете, кто автор этого стихотворения?

Это стихотворение написал известный русский поэт Сергей Есенин, с творчеством которого мы сегодня с вами познакомимся поближе.

Сергей Есенин родился в самое прекрасное, по его мнению, время года — осенью, а именно 3 октября. Родился он в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии в семье крестьян.

Так случилось, что с двух лет Сергея отдали на воспитание бабушке и дедушке бабушке по материнской линии. Вместе с дедушкой и бабушкой в доме жили три неженатых их сына. Они-то и учили жизни маленького Сережу. Учили верховой езде: сажали на неоседланную лошадь и пускали в галоп. Учили плавать: завозили на середину реки в лодке и кидали в воду. Сережа плескал руками, а когда начинал захлебываться, его доставали из воды. Когда Сергей подрос, его стали брать на охоту, где он был у дядей вместо охотничьей собачки: из водоемов доставал подстреленных уток, лазил на деревья за дичью.

Среди деревенских мальчишек Сергей был большим озорником и драчуном. И за это его ругала только бабушка, которая безмерно любила своего маленького внука. Она рассказывала ему много сказок, пела песни и частушки. И как сам утверждал поэт, именно она привила ему любовь к народному творчеству и подтолкнула к написанию первых стихов.

Писать стихи Есенин начал с девяти лет. Но осознанное свое творчество он относил к семнадцати годам. Позже посылал свои стихи по журналам, и был очень удивлен, что их не печатают. Тогда он решил поехать в Петербург и отнести свои произведения в редакцию.

Есенин очень любил природу. Для него природа — это вечная красота. И в своих стихах он описывал шелест луговых трав, песнь ветра, утреннюю зарю, звездное ночное небо…

(стихотворение «Вот уж вечер. Роса…» читает ребенок)

Какое время суток описывает поэт? (ответы детей)

Как выглядит природа вечером? (ответы детей)

Название какого дерева встречается в стихотворении? (ответы детей)

С кем сравнивает березу Есенин? (ответы детей)

Как вы думаете, вечер какого времени года описывает автор? Почему вы так решили? (ответы детей)

Правильно, это лето, так как крапива растет летом.

У Сергея Есенина есть еще стихотворение, в котором говорится о березе. Прослушав его, скажите, в какое время года описывается береза.

(стихотворение «Белая береза…" читает ребенок)

В какое время года описывается береза? Какой он ее изображает? (ответы детей)

Есенин очень любил березу, он питал к ней особые чувства. Она всегда ему напоминала о родных краях. Ему казалось, что береза прекрасна в любое время суток и в любое время года. Сейчас нам ребята расскажут стихотворения, в которых упоминается такая близкая сердцу поэта русская береза.

Дети читают стихотворения:

  1. «Темна ноченька, не спится…»
  2. С добрым утром!
  3. «Зелёная причёска…»

В своих стихотворениях поэт воспевал не только березу, но и еще одну частичку родных просторов — черемуху. Он посвятил ей немало красивых строк.

Дети читают стихотворения:

  1. «Черемуха душистая…»
  2. «Сыплет черемуха снегом…»

Как описывает поэт черемуху в этих стихотворениях? С чем сравнивает автор черемуху? (ответы детей)

При чтении стихотворений Сергея Есенина возникают живые, трепетные картины природы, которые художники с легкостью переносят на свои холсты. Давайте посмотрим на рисунки ребят к стихотворениям, которые они выучили и сейчас нам расскажут.

(в группе оформлена выставка детских рисунков к стихотворениям С. Есенина. Дети рассказывают стихи, к которым они нарисовали иллюстрации:

  1. «Еду. Тихо. Слышны звоны…»)
  2. «Вот уж вечер. Роса…»
  3. «Поет зима — аукает…»
  4. Зима.
  5. Весенний вечер.)

Стихи поэта легки и мелодичны, поэтому многие композиторы накладывали музыку на произведения Сергея Есенина. Сейчас мы с вами прослушаем одну популярную песню, автором которой является Сергей Есенин.

(звучит песня «Над окошком месяц» слова С. Есенин, музыка Е. Попова в исполнении Владимира Ивашова)

А к другому его стихотворению, которое мы с вами сегодня уже слышали, «Черемуха» написали музыку пятнадцать композиторов.

(Прослушивание музыкальной композиции «Черемуха» слова С. Есенин, музыка Г. Струве в исполнениилауреата Международных конкурсов вокального ансамбля выпускников ДХС «Пионерия»)

Итак, с творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? (ответы детей)

Чему посвящены стихотворения Сергея Есенина? (ответы детей)

Правильно, природе. Для Есенина природа — это гармония мира, это любовь к Родине, к родному краю. Картины природы в стихотворениях поэта учат любить и хранить наш мир, способствуют формированию нашего характера.

(Звучит народная песня «Во поле береза стояла», дети, взявшись за руки, водят хоровод возле макета березы, затем играют в детскую игру «Ручеек» под музыку).

Литература:

  1. Мусский И. А. 100 великих кумиров ХХ века. — Москва: Вече, 2007. — 480 с
  2. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. — Москва: Молодая гвардия, 1989. — 352 с
  3. Есенин С. А. Собрание сочинений в двух томах. Том 1. — Москва: Советская Россия: Современник, 1990. — 480 с (382 с)
  4. Есенин С. А. Собрание сочинений в двух томах. Том 2. — Москва: Советская Россия: Современник, 1990. — 382 с
  5. https://educontest.net/ru/1784289/музыкално-литературная-гостинаяо-ес/
  6. https://mail.rambler.ru/m/redirect?url=http %3A//mdou2novoorsk.ucoz.ru/literaturno-muzykalnaja_gostinaja.docx&hash=1bbe3b4369959a9598ace46644b7d9f0
Основные термины (генерируются автоматически): ответ детей, стихотворение, какое время, береза, ребенок, выставка детских рисунков, знание детей, макет березы, музыка, сереж.

Похожие статьи

Творчески-познавательный проект для детей подготовительной...

– познакомить детей с обрядами, обычаями связанные с берёзой. Гипотеза проекта: Действительно ли берёза является символом нашей Родины-России? Планируемые результаты: иметь представления о значении берёзки в жизни русских людей, знать связанные с ней...

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе...

Итог занятия: совместные рисунки детей и родителей выставляются на доску.

Так же, подбирая материал, можно ориентироваться на способность ребенка находить сходство в стихах поэта со

Ребята, какая музыка прозвучала, какое время года она напоминает. Дети.

Форма организации детей: групповая.

Познание” — развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей, формирование

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к стихотворению

- Продолжать знакомить детей с образами художественной литературы, учить интонационно...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной...

Вход детей под песню «Отчего так в России берёзы шумят», (гр. «Любэ») «Орнаментальный хоровод». Вед: Наше занятие недаром началось с задушевной песни. Сегодня мы с вами будем размышлять о том, что значит Родина для каждого человека, с чего она начинается.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

– Закрепить знания детей о российской символике. – Продолжать расширять знания детей о своей малой родине, городе и крае, посредством поэзии, красоты

– Способствовать развитию у детей интонационной выразительности, умение свободно и образно выражать свои мысли...

Музыка как средство воспитания экологической культуры...

Мы периодически оформляем выставки детских творческих работ «Мы рисуем музыку», где

Рисунки детей на музыку Т. Чудовой «Гром и дождь». Познакомиться ближе с повадками

Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка...

Внеклассное мероприятие в 1 классе «Мы в гармонии с природой»

Ответы детей. Учитель: Ваши варианты замечательные, а я вот вам еще подскажу: – прежде чем дом построить – посади дерево

Сергей Есенин. Учитель: Друзья мои! Как же это здорово, что мы с вами знаем столько видов деревьев! А какие красивые стихи про них написаны.

Интегрированное занятие по музыкальной и изобразительной...

Дети танцуют под музыку с листьями березы, дуба. С окончанием музыки дети с березовыми листочками бегут к Осени по её просьбе, затем дети с дубовыми листочками. Осень предлагает поиграть: (рассказывает стихотворение, задевая каждого ребенка кистью, дети садятся).

Тема осени в поэзии и прозе для детей (по учебникам УМК...)

Восприятие этих произведений обогащает жизнь детей сильными эмоциями и эстетическими впечатлениями; способствует

Анализ учебников литературного чтения УМК «Планета знаний» показывает, что произведения подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной...

Цели: - Дать характеристику березе. - Учить бережному отношению к деревьям, в том числе при сборе березового сока. - Обогатить и активизировать словарь детей. - Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Ход занятия. Воспитатель.

Похожие статьи

Творчески-познавательный проект для детей подготовительной...

– познакомить детей с обрядами, обычаями связанные с берёзой. Гипотеза проекта: Действительно ли берёза является символом нашей Родины-России? Планируемые результаты: иметь представления о значении берёзки в жизни русских людей, знать связанные с ней...

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе...

Итог занятия: совместные рисунки детей и родителей выставляются на доску.

Так же, подбирая материал, можно ориентироваться на способность ребенка находить сходство в стихах поэта со

Ребята, какая музыка прозвучала, какое время года она напоминает. Дети.

Форма организации детей: групповая.

Познание” — развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей, формирование

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к стихотворению

- Продолжать знакомить детей с образами художественной литературы, учить интонационно...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной...

Вход детей под песню «Отчего так в России берёзы шумят», (гр. «Любэ») «Орнаментальный хоровод». Вед: Наше занятие недаром началось с задушевной песни. Сегодня мы с вами будем размышлять о том, что значит Родина для каждого человека, с чего она начинается.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

– Закрепить знания детей о российской символике. – Продолжать расширять знания детей о своей малой родине, городе и крае, посредством поэзии, красоты

– Способствовать развитию у детей интонационной выразительности, умение свободно и образно выражать свои мысли...

Музыка как средство воспитания экологической культуры...

Мы периодически оформляем выставки детских творческих работ «Мы рисуем музыку», где

Рисунки детей на музыку Т. Чудовой «Гром и дождь». Познакомиться ближе с повадками

Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка...

Внеклассное мероприятие в 1 классе «Мы в гармонии с природой»

Ответы детей. Учитель: Ваши варианты замечательные, а я вот вам еще подскажу: – прежде чем дом построить – посади дерево

Сергей Есенин. Учитель: Друзья мои! Как же это здорово, что мы с вами знаем столько видов деревьев! А какие красивые стихи про них написаны.

Интегрированное занятие по музыкальной и изобразительной...

Дети танцуют под музыку с листьями березы, дуба. С окончанием музыки дети с березовыми листочками бегут к Осени по её просьбе, затем дети с дубовыми листочками. Осень предлагает поиграть: (рассказывает стихотворение, задевая каждого ребенка кистью, дети садятся).

Тема осени в поэзии и прозе для детей (по учебникам УМК...)

Восприятие этих произведений обогащает жизнь детей сильными эмоциями и эстетическими впечатлениями; способствует

Анализ учебников литературного чтения УМК «Планета знаний» показывает, что произведения подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной...

Цели: - Дать характеристику березе. - Учить бережному отношению к деревьям, в том числе при сборе березового сока. - Обогатить и активизировать словарь детей. - Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Ход занятия. Воспитатель.

Задать вопрос