Конспект тематической прогулки с детьми старшей группы на тему «Весна — красна» (первоцветы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 21.08.2018

Статья просмотрена: 2153 раза

Библиографическое описание:

Козлова, О. В. Конспект тематической прогулки с детьми старшей группы на тему «Весна — красна» (первоцветы) / О. В. Козлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3528/ (дата обращения: 18.05.2024).



Цель: Воспитание у детей любви и правильного отношения к природе, заботливого и бережного отношения к ней, желание помогать природе в трудных ситуациях.

Программные задачи:

– Познакомить детей с весенними изменениями в природе.

– Дать элементарные представления о первых весенних цветах — первоцветах, закрепить названия частей растений.

– Обучить правилам поведения в лесу: не срывать и не топтать растения, не загрязнять окружающую среду бытовыми отходами, не шуметь и не пугать животных и птиц.

– Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (влажными поролоновыми губками, акварелью по бумаге и слою парафина).

– Закреплять навыки образования уменьшительно-ласкательных форм слов (корень — корешок, стебель — стебелек, лист — листик, цветок — цветочек).

– Развивать активный и пассивный словарь (первоцветы, подснежник, лебедь, водоплавающие).

– Развивать умение по показу воспитателя выполнять игровые действия, выполнять движения по тексту.

– Продолжать воспитывать у детей доброту, желание быть вежливыми, воспитанными, совершать добрые поступки и заботиться об окружающем мире.

Организация прогулки на тему «Весна — красна» (первоцветы)

Ход прогулки

Дети с воспитателем приходят на участок. На скамейке лежит конверт.

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Так интересно украшено (зелеными листиками, солнышком, ручейками, бабочками) Интересно, от кого оно? Как узнать? (Рассматривают, высказывают предположения).

Дети: — Нужно прочитать!

Воспитатель: — Ребятам группы «Лучики». Значит нам!

Читают: «Здравствуйте, ребята! Очень вас прошу, попробуйте отгадать, кто я.

Загадка:

Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Отступает непогода,

Это к нам пришла…

(Весна).

Дети: — Это весна!

Воспитатель: — Правильно, ребята, а как вы догадались?

Ответы детей.

Воспитатель: — Правильно, это письмо то Весны. Послушайте, ребята, что нам еще пишет Весна.

«Ребята, я путешествую по всей планете Земля, бываю в разных странах и городах.

Совсем недавно я услышала народную поговорку «У весны теплые ноги». Я не знаю, что это значит. Как можно объяснить эту поговорку? Прошу вас о помощи».

Воспитатель — Ребята, что будем делать?

Дети: — Нужно объяснить Весне поговорку.

Воспитатель: — Ребята, давайте попробуем разобраться и постараемся понять, что же означает эта поговорка.

Какое удивительное время года — весна! Ребята, я предлагаю вам посмотреть вокруг и назвать, какие изменения в природе произошли с приходом весны.

Дети: — Солнце ярко светит и сильнее греет, растаял снег, появилась зеленая травка, зацвели первые цветы, на березах набухли почки, а на иве появились маленькие листочки, по траве ползают насекомые — муравьи, пауки, порхают бабочки, весело поют птицы. Весенний ветерок легкий, веселый, ласковый, приятный.

Воспитатель: — Молодцы, ребята, как много изменений вы назвали, появившихся с приходом весны. А мне бы хотелось обратить ваше внимание на воздух. Весной воздух становится особенным, он свежий, им легко дышится. Давайте подышим свежим воздухом.

Дыхательная гимнастика «Птицы поют».

1 — вдох носом;

2 — на выдохе произносить: «Чик — чирик, чик — чирик!» Повторить 3–4 раза. Почувствовали, какой свежий воздух? Ребята, кроме весны есть еще три времени года. Назовите их. Давайте поиграем в игру «Когда это бывает?»

Воспитатель: — Ой, какие вы молодцы! Правильно определили все времена года.

А сейчас какое время года? (Весна). Назовите весенние месяцы. А сейчас какой месяц? (Апрель). Ребята, с приходом весны настроение у всех отличное, но мы должны помнить, что всем людям весной предстоит много потрудиться. Что делают люди весной?

Дети: — Весной убирают мусор, сажают деревья, цветы, овощи.

Воспитатель: — Я предлагаю вам подготовить наши ручки, поиграть в пальчиковую игру и размять наши пальчики.

Пальчиковая игра «Алые цветки».

Наши алые цветы (ладони соединены лодочкой перед собой («молитвенная» поза)

Распускают лепестки (по очереди, начиная с большого, развести пальцы в

стороны, запястья оставить соединенными).

Ветерок чуть дышит, (подуть на руки «Цветки»)

Лепестки колышет.(подвигать пальцами вперед-назад

Наши алые цветы (по очереди сложить пальцы, соединив ладони)

Закрывает лепестки, («молитвенная» поза)

Головой качают, (покачать ладонями вправо-влево)

Тихо засыпают. (положить голову на сложенные ладошки)

Воспитатель: — Мы подготовили наши пальчики, теперь они смогут справиться с любыми трудностями. Ребята, посмотрите какие цветы расцвели на нашем участке. Как называются эти цветы? (мать–и–мачеха). Чем покрыт стебель у этого растения (цветка)? (Стебель покрыт чешуйками, он без листьев). На что похож цветок? (Цветок желтый, по форме похож на корзиночку). Почему именно здесь выросли цветы? Где можно найти мать-и-мачеху? (В первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег. Цветы растут здесь потому, что в этих местах условия жизни лучше, чем в других, — больше тепла, влаги, почва оттаявшая).

Ребенок:

Огонёчки жёлтые из сухой травы.

Это мать-и-мачехи первые цветы.

Солнышко пригрело, и растаял снег.

Жёлтые цветочки солнышка привет.

Джулия Рум

Воспитатель: — Мать-и-мачеха растет, цветет и радуют нас. Но вы заметили, что полянка, на которой растет мать-и-мачеха, усыпана палочками от деревьев. Давайте поможем мать-и-мачехе и освободим полянку от лишних палочек. Для этого мы возьмем ведерки и разделимся парами.

Труд в природе: сбор палочек в ведерки.

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием. Хорошо потрудились, можно и поиграть.

Подвижная игра «Весенний букет».

Дети встают в круг; на траве по кругу разложены цветы, на 1–2 меньше чем число участников игры; под бубен дети двигаются по кругу заданным способом, с окончанием музыки — быстро берут цветы. Ребенок, которому не хватило цветка — выходит из игры; игра повторяется пока не останется один победитель. Каждый раз число цветов уменьшается, убранные цветы складывают в общий букет в центре круга. В конце игры дети хвалят победителя.

Воспитатель: — Ребята, а вы знаете как называют первые весенние цветы? (Ответы детей: первоцветы) А как вы понимаете это слово? (Ответы детей).

Воспитатель: — Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Давайте повторим вместе «первоцветы». Почему они появляются первыми? (Ответы детей: потому что эти цветы любят яркий солнечный свет, и появляются тогда, когда деревья еще не покрылись листвой.) Назовите, какие вы знаете первоцветы? (Ответы детей: подснежники, пролески, хохлатки, ландыши, примулы, незабудки…)

Ребенок:

Наша клумба — загляденье!

Полюбуйтесь на неё!

Поднимает настроенье!

Всем, кто к ней ни подойдёт.

Воспитатель: — Ребята, давайте рассмотрим первоцветы и вспомним их названия

Подснежники — первые цветы, которые появляются после зимних холодов, и растут они во всех регионах России, кроме Крайнего Севера.

По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, —

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е. Серова)

Игра малой подвижности.

Воспитатель: — Присядьте, руки положите на голову.

В весеннем лесу вырастают цветы небывалой красоты. (Дети встают).

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. (Дети встают на носочки, поднимая руки вверх).

Ветер дует иногда, только это не беда. (Дети наклоняются влево — вправо с

поднятыми вверх руками).

Наклоняются цветочки, распускают лепесточки. (Дети продолжают упражнение,

затем разводят руки в стороны).

Воспитатель: — Ребята давайте поиграем в игру «Дружно, хором отвечайте»

Игра «Дружно, хором отвечайте»:

Первый цветок — ломает ледок;

Весна красна цветами, а осень — плодами;

Где цветок, — там и медок;

Аленький цветок — бросается в глазок;

На цвет — и пчелки летят;

Хорош цветок, да скоро вянет.

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, почему цветок быстро вянет? (Ответы детей: если за ним не ухаживать: не рыхлить, не поливать, не пропалывать сорняки).

Воспитатель: — Ребята, послушайте стихотворение «Цветок» В. Викторова. Ребенок:

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал,

А зачем — Объяснить не могу.

В стакане

Он день простоял и завял.

А сколько бы он

На лугу простоял?

Воспитатель: — Подумайте и скажите, где цветок будет жить дольше в стакане или в цветнике? (Ответы детей).

Ребенок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Ребенок:

Мы цветочки рвать не будем,

И другим сказать спешим:

Пусть приносят радость людям,

Всем — и крохам, и большим!

Ребенок:

Для чего нужны цветы?

Ясно всем — для красоты!

Воспитатель: — Почему в лесу мы не будем срывать цветы?

Ответы детей.

Воспитатель: — Правильно, ребята, цветы рвать нельзя они радуют нас своей красотой. Насекомые питаются их вкусным нектаром. Когда видите первоцветы в лесу, не срывайте их. Они занесены в Красную книгу. В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой». Все первоцветы можно вырастить у себя в саду. Существует много сортов, выведенных цветоводами.

Воспитатель: — Ребята, давайте подумаем, что же мы сможем написать Весне, как вы объясните поговорку «У весны теплые ноги»?

Дети вспоминают, что они делали, о чем разговаривали — «Весной стал свежим воздух, весело запели птицы, расцвели цветы, появились листочки на деревьях, все ожило. Благодаря тому, что пришла Весна, стало тепло, природа ожила и поэтому говорят, что у Весны теплые ноги».

Воспитатель: — Вот все это мы и напишем Весне, когда вернемся в группу.

Основные термины (генерируются автоматически): цветок, воспитатель, ответ детей, ребенок, Весна, Ребята, первое, первоцвет, приход весны, Красная книга.

Похожие статьи

«Чудеса на весенней полянке». Конспект организованной...

Дети: Весна! Воспитатель: Верно, это загадка о весне. (На экране появляется слайд весны).

(Подснежник). Воспитатель: Ребята, какие ещё весенние цветы первоцветы вы знаете?

воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица, весенняя полянка, Красная...

Конспект комплексного занятия на тему «Первоцветы» (для детей...

Дети переворачивают цветы изображением вверх./ — Вот весенние цветы или первоцветы. Их запомнить должен ты, как весны

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица, весенняя полянка, Красная...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по...

Дети: Первые цветы весной называются первоцветы. Воспитатель: Ребята, а, как вы считаете, почему появляются проталинки?

Воспитатель: Посмотрите ребята. Деревья и кусты по-своему приготовились к приходу весны! А как они приготовились?

Викторина «Дорогою добра» для детей средней группы

Ребенок — лучик приводит детей на цветочную поляну. Дети видят сорванные и затоптанные цветы. Дети идут за лучиком и приходят на

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица, весенняя полянка, Красная...

воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица...

Дети: Это весна. Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. Ребята, у меня есть волшебная веточка.

Воспитатель: Дети, а какие птицы прилетают первыми?

Воспитатель: С приходом весны звери линяют, меняют теплую зимнюю шерстку на более легкую.

«Перелётные птицы». Конспект интегрированного занятия...

ДЕТИ. Ответы детей. ВОСПИТАТЕЛЬ.

Как вы думаете, какие птицы улетают первыми? ДЕТИ. Ответы детей. ВОСПИТАТЕЛЬ.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица, весенняя полянка, Красная...

Конспект занятия в старшей группе «В поисках весны»

Дети входят в группу и встают в круг. В: Доброе утро, ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними.

В: Ребята, нам нужно обязательно вернуть Весну, ведь жизнь без весны на земле невозможна. Ребята, а здесь есть подсказки, как вернуть Весну.

воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица...

- Углубить представления детей о сезонных изменениях в природе. - Продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные

Воспитатель: — Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно. Дети слушают мелодию весенняя капель.

«Шаги в мир весны». Конспект занятия с включением культурных...

‒ Закрепить представления детей о характерных признаках весны

Дети: Подснежники, первоцветы, мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, сирень, ландыши и пр.

воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица, весенняя полянка, Красная книга, весенний...

Похожие статьи

«Чудеса на весенней полянке». Конспект организованной...

Дети: Весна! Воспитатель: Верно, это загадка о весне. (На экране появляется слайд весны).

(Подснежник). Воспитатель: Ребята, какие ещё весенние цветы первоцветы вы знаете?

воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица, весенняя полянка, Красная...

Конспект комплексного занятия на тему «Первоцветы» (для детей...

Дети переворачивают цветы изображением вверх./ — Вот весенние цветы или первоцветы. Их запомнить должен ты, как весны

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица, весенняя полянка, Красная...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по...

Дети: Первые цветы весной называются первоцветы. Воспитатель: Ребята, а, как вы считаете, почему появляются проталинки?

Воспитатель: Посмотрите ребята. Деревья и кусты по-своему приготовились к приходу весны! А как они приготовились?

Викторина «Дорогою добра» для детей средней группы

Ребенок — лучик приводит детей на цветочную поляну. Дети видят сорванные и затоптанные цветы. Дети идут за лучиком и приходят на

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица, весенняя полянка, Красная...

воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица...

Дети: Это весна. Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. Ребята, у меня есть волшебная веточка.

Воспитатель: Дети, а какие птицы прилетают первыми?

Воспитатель: С приходом весны звери линяют, меняют теплую зимнюю шерстку на более легкую.

«Перелётные птицы». Конспект интегрированного занятия...

ДЕТИ. Ответы детей. ВОСПИТАТЕЛЬ.

Как вы думаете, какие птицы улетают первыми? ДЕТИ. Ответы детей. ВОСПИТАТЕЛЬ.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица, весенняя полянка, Красная...

Конспект занятия в старшей группе «В поисках весны»

Дети входят в группу и встают в круг. В: Доброе утро, ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними.

В: Ребята, нам нужно обязательно вернуть Весну, ведь жизнь без весны на земле невозможна. Ребята, а здесь есть подсказки, как вернуть Весну.

воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица...

- Углубить представления детей о сезонных изменениях в природе. - Продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные

Воспитатель: — Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно. Дети слушают мелодию весенняя капель.

«Шаги в мир весны». Конспект занятия с включением культурных...

‒ Закрепить представления детей о характерных признаках весны

Дети: Подснежники, первоцветы, мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, сирень, ландыши и пр.

воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица, весенняя полянка, Красная книга, весенний...

Задать вопрос