Риск-ориентированный подход к оценке и обеспечению надежности и безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Охотников, И. В. Риск-ориентированный подход к оценке и обеспечению надежности и безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры / И. В. Охотников, И. В. Сибирко, О. А. Малахов. — Текст : непосредственный // Технические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/312/14635/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье анализируется методология управления ресурсами и рисками на основе анализа надежности объектов железнодорожной инфраструктуры (УРРАН). Сделан вывод о необходимости разработки прикладных метод расчета показателей надежности, безопасности и оценки рисков на основе методологии УРРАН.

Ключевые слова: управление рисками, управление ресурсами, управление инвестициями, стоимость жизненного цикла системы.

Спецификой железных дорог в процессе оказания транспортных услуг является необходимость использования большого количества железнодорожной инфраструктуры. Эксплуатация железнодорожной инфраструктуры требует очень существенных затрат (расход энергоносителей, износ конструкций, оплата труда работников и аппарата управления и проч.). В настоящее время доля стоимости основных фондов инфраструктуры составляет более 60 % от общей стоимости основных средств ОАО «РЖД», а доля эксплуатационных затрат на объекты инфраструктуры составляет порядка 35 % от общего объема затрат [2].

Ситуация усложняется тем, что железнодорожная инфраструктура, как совокупность технических систем, обладает такими специфическими характеристиками как определенные уровни надежности и безопасности, которые принципиально не могут быть абсолютными. Как следствие, в инфраструктуре возникают различные отказы и отклонения случайные по своей природе и имеющие различные последствия, включая необходимость прямых экономических затрат на ремонт, а также множество внутренних и внешних косвенных экономических затрат, возникающих из-за влияния состояния железнодорожной инфраструктуры на перевозочный процесс. Величина экономических затрат таким образом зависит от уровней надежности и безопасности, обеспечиваемых железнодорожной инфраструктурой, а также от характера ее обслуживания и показателей эксплуатационной работы. При этом материальный ущерб, связанный с отказами инфраструктуры, весьма значителен в отрасли, по данным компании он достигает десятки миллиардов рублей.

Основными источниками рисков, связанных с эксплуатацией железнодорожной инфраструктуры и обусловленных их неабсолютной надежностью и безопасностью являются: во-первых, прямые затраты на реализацию процесса устранения отказов элементов инфраструктуры (ремонт) в случае их возникновения; во-вторых, косвенные издержки, связанные с возможными задержками в движении поездов, в виде снижения участковой скорости, либо дополнительных остановок, а также выплатой штрафов и неустоек при задержках в сроках доставки и прочих случаях; прямые и косвенные издержки, связанные с устранением последствий опасных отказов железнодорожной инфраструктуры [3; 5; 6].

Таким образом, учет и прогнозирование рисков возникновения расходов в виде материального ущерба является важной и непростой задачей, позволяющей точнее оценивать эффективность работы компании, а это существенно влияет на устойчивость ее функционирования, особенно в современной ситуации систематического недостатка финансирования и высокой конкуренции на рынке перевозок.

В рамках указанной проблемы и с целью повышения привлекательности услуг компании на рынке транспортных перевозок в последние годы ОАО «РЖД» активно внедряет методологию УРРАН — методологию управления ресурсами, рисками на основе анализа надежности. Цель внедрения методологии — целесообразное распределение ограниченных ресурсов компании для обеспечения необходимых уровней надежности и безопасности перевозочного процесса с учетом экономических рисков, связанных с ними.

Основываясь на работах идеологов концепции УРРАН [3; 4; 5;], можно выделить основные особенности методологии данного подхода:

Во-первых, методология ориентирована на оценку и обеспечение надежности и безопасности технологического процесса, каковым является перевозочный процесс. То есть в ней исследуются не только показатели отдельных технических объектов, но и оценивается их влияние на организацию технологического процесса в целом и вклад в его показатели. Благодаря этому отличию методология УРРАН позволяет осуществлять прозрачный переход от показателей надежности и безопасности конкретных технических объектов к показателям, отражающим эксплуатационную деятельность компании и ее хозяйств.

Во-вторых, в основе УРРАН лежит технология управления рисками, определенная ГОСТ Р54505–2011 [1]. Управление рисками позволит достичь такого состояния железнодорожного транспорта, при котором риски причинения вреда людям и окружающей среде, экономических потерь, нанесения ущерба инфраструктуре, подвижному составу и уменьшению значений операционных показателей деятельности компании снижены до приемлемого уровня.

В-третьих, управление надежностью и безопасностью технологического процесса осуществляется на основе применимых для ОАО «РЖД» эксплуатационных показателей надежности и безопасности объектов и процессов.

В-четвертых, управление инвестициями осуществляется на основе рисков с учетом стоимости жизненного цикла, долговечности и технического обслуживания объектов железнодорожного транспорта по фактическому состоянию и с обоснованием затрат на проведение реконструкции/модернизации.

В-пятых, в отношении рисков, связанных с жизнью и здоровьем людей, животных, экологической безопасностью следует при принятии защитных мер отдавать им приоритет по сравнению с коммерческими интересами ОАО «РЖД».

Что касается реализованного подхода к анализу рисков, то его в методологии предусматривается осуществлять на основе модели ALARP — «As low as reasonably practicable», что переводится, как «низко, насколько целесообразно». По сути, подразумевается величина риска настолько низкой, насколько это экономически оправданно и технически достижимо. Графически ALARP представляет собой точку оптимума между затратами на предупреждение риска и потенциальными потерями от возникновения рисковых событий.

Риск, превышающий установленный, максимально допустимый уровень считается неприемлемым при любых обычных обстоятельствах. Допустимый риск находится между установленным максимально допустимым и заданным приемлемым уровнем. В отличие от приемлемого допустимый риск говорит о том, что лицо готово допускать такой риск, если это приносит какую-либо иную выгоду при условии, что как только это станет возможным, риск будет уменьшен. Зона допустимого риска часто называется зоной ALARP. В зоне приемлемого риска нет необходимости дополнительных затрат для его дальнейшего снижения, она находится ниже заданного приемлемого уровня.

Методология УРРАН охватывает как объекты инфраструктуры, так и подвижной состав. Применительно к инфраструктуре железнодорожного транспорта применение методологии имеет определенную специфику. Инфраструктура железнодорожного транспорта представлена объектами различного назначения, которые отнесены к соответствующим хозяйствам: во-первых, хозяйству автоматики и телемеханики; во-вторых, хозяйству электрификации и электроснабжения; в-третьих, путевому хозяйству.

Объекты инфраструктуры эксплуатируются при различных условиях (нагрузка, климат и проч.), имеют различные параметры, оказывают различный вклад на перевозочный процесс. С целью упрощения при анализе функционирования инфраструктуры широко применяют понятие эталонного объекта — типового, наиболее распространенного на сети дорог комплекса устройств, который выполняет в перевозочном процессе конкретную функцию в пределах известного участка и для которого уже рассчитаны показатели надежности и безопасности, как для технической системы.

Выделяют следующие основные эталонные объекты. В хозяйстве автоматики и телемеханики: эталонный блок-участок; эталонный комплекс технических устройств управления стрелкой. В хозяйстве электрификации и электроснабжения: эталонная контактная сеть; эталонная тяговая подстанция; эталонная линия электропередач. В хозяйстве пути: эталонная конструкция пути; эталонный стрелочный перевод. Так как каждый эталонный объект находится в зоне ответственности конкретного подразделения и в принципе может быть определено его влияние на перевозочный процесс, то такой подход позволяет не только упростить расчеты, но и оценивать эффективность работы структурных подразделений по обеспечению заданных показателей качества перевозок.

Таким, образом, внедрение методологии УРРАН на железнодорожном транспорте при управлении рисками позволят подойти к решению одной из основных задач инновационного развития ОАО «РЖД» — сокращения стоимости жизненного цикла объектов инфраструктуры и подвижного состава при условии обеспечения высокого уровня надежности технических средств и требуемого уровня безопасности перевозочного процесса.

Литература:

  1. ГОСТ Р54505–2011 «Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте» // СПС Право.ruРежим доступа:http://docs.pravo.ru
  2. Концепция комплексного управления надежностью, рисками, стоимостью жизненного цикла на железнодорожном транспорте (редакция 1.1). — М.: ОАО «РЖД», 2010.
  3. Ададуров, С.Е., Розенберг Е. Н. Доклад на Объединенном ученом совете ОАО «РЖД», 24.06.2010 г. / Официальный сайт ОАО «ВНИИЖТ». Режим доступа: http://www.vniizht.ru
  4. Гапанович, В. А. Внедрение методологии УРРАН в хозяйстве АТ / Гапанович В. А., Безордный Б. Ф., Горелик А. В., Шалягин Д. В. // Автоматика, связь, информатика. — 2012. — № 4. — С.12–15.
  5. Замышляев, А. М. Прикладные информационные системы управления надежностью, безопасностью, рисками и ресурсами на железнодорожном транспорте / А. М. Замышляев. — Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2013. — С. 143.
  6. Орлов, А. В. Методика расчета показателей надежности, безопасности и оценки рисков функционирования систем интервального регулирования / Безродный Б. Ф., Горелик А. В., А. В. Орлов, Шалягин Д. В., Журавлев И. А. — М.: Деп. в ВИНИТИ. — 2012. — № 298. — В2012
  7. Розенберг И. Н. Создание АС УРРАН / И. Н. Розенбегр, А. М. Замышляев, С. В. Калинин // Железнодорожный транспорт. — 2012. — № 10. — С.41–44.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожная инфраструктура, перевозочный процесс, ALARP, железнодорожный транспорт, безопасность, затрата, инфраструктура, подвижной состав, технологический процесс, управление рисками.

Ключевые слова

управление рисками, управление ресурсами, , управление инвестициями, стоимость жизненного цикла системы

Похожие статьи

Методы управления железнодорожными перевозками

Основанием централизованного управления железнодорожным транспортом являются хозрасчетные

Основным условием централизованного управления железнодорожным транспортом

Следующая составляющая — технологическая дисциплина выполнения...

Пути совершенствования управления железнодорожными...

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, железнодорожные перевозки, конкуренция, рынок транспортных услуг, логистические центры.

Основные поиски направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками сосредоточены в области...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

Подвижной состав также и технически устарел. Железнодорожному транспорту необходимо не только «омоложение» основных средств, но также приобретение технически современных и наиболее совершенных подвижного состава и в том числе путевого оборудования.

Методика оптимизации расхода смазочных материалов на...

железнодорожный транспорт, подвижной состав, вид транспорта, перевозка, централизованное управление

Расход смазочных материалов на железнодорожном транспорте определяется не только конструкцией электроподвижного состава, но и...

Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт — это вид транспорта, включающий в себя комплекс различных систем и средств, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров посредством подвижного состава, движущегося по специальным закреплённым (традиционно стальным)...

Алгоритм расчета экономических потерь на сортировочной горке

Определение необходимых затрат на повышение безопасности, выявление резервов уменьшения потерь и как результат расчет экономической эффективности невозможны без анализа технологического процесса функционирования сортировочной горки [3–7].

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

Статья посвящена исследованию опыта транспортного обслуживания населения в зарубежных странах и возможности его применения в России. Были рассмотрены модели государственного регулирования деятельности пассажирского транспорта в различных...

Стратегический аспект управления железнодорожным...

В статье обоснована необходимость стратегического управления железнодорожным транспортом РФ в виду ключевого значения данной отрасли для инновационного социально-ориентированного развития страны в целом и регионов в частности.

Актуальность изучения существующих технологических...

Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы России.

Поэтому подробное изучение технологических процессов ремонта буксовых узлов тягового подвижного состава в ВУЗах железнодорожного транспорта является актуальной задачей.

Похожие статьи

Методы управления железнодорожными перевозками

Основанием централизованного управления железнодорожным транспортом являются хозрасчетные

Основным условием централизованного управления железнодорожным транспортом

Следующая составляющая — технологическая дисциплина выполнения...

Пути совершенствования управления железнодорожными...

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, железнодорожные перевозки, конкуренция, рынок транспортных услуг, логистические центры.

Основные поиски направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками сосредоточены в области...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

Подвижной состав также и технически устарел. Железнодорожному транспорту необходимо не только «омоложение» основных средств, но также приобретение технически современных и наиболее совершенных подвижного состава и в том числе путевого оборудования.

Методика оптимизации расхода смазочных материалов на...

железнодорожный транспорт, подвижной состав, вид транспорта, перевозка, централизованное управление

Расход смазочных материалов на железнодорожном транспорте определяется не только конструкцией электроподвижного состава, но и...

Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт — это вид транспорта, включающий в себя комплекс различных систем и средств, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров посредством подвижного состава, движущегося по специальным закреплённым (традиционно стальным)...

Алгоритм расчета экономических потерь на сортировочной горке

Определение необходимых затрат на повышение безопасности, выявление резервов уменьшения потерь и как результат расчет экономической эффективности невозможны без анализа технологического процесса функционирования сортировочной горки [3–7].

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

Статья посвящена исследованию опыта транспортного обслуживания населения в зарубежных странах и возможности его применения в России. Были рассмотрены модели государственного регулирования деятельности пассажирского транспорта в различных...

Стратегический аспект управления железнодорожным...

В статье обоснована необходимость стратегического управления железнодорожным транспортом РФ в виду ключевого значения данной отрасли для инновационного социально-ориентированного развития страны в целом и регионов в частности.

Актуальность изучения существующих технологических...

Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы России.

Поэтому подробное изучение технологических процессов ремонта буксовых узлов тягового подвижного состава в ВУЗах железнодорожного транспорта является актуальной задачей.