Губернские газеты как основной фактор развития городской торговли во второй половине XIX — начале XX века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Водин, Д. В. Губернские газеты как основной фактор развития городской торговли во второй половине XIX — начале XX века / Д. В. Водин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 35-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18492/ (дата обращения: 18.05.2024).



Рассмотрены губернские газеты как основной источник развития городской торговли, которая способствует эффективному развитию производства, экономики и улучшению в лучшую сторону повседневной жизни людей. Рассмотрено понятие газеты как главного источника информации данной эпохи. Описано дальнейшее влияние губернских газет как на повседневную жизнь людей, так и на развитие городской торговли.

Ключевые слова: газета, источник информации, губернские газеты, городская торговля, столичные, провинциальные газеты, СМИ, биржевые сводки, статистические данные, объявления о купле-продаже, ярмарочные листовки, коммерция, тираж, цензура, целевая аудитория.

Газета — это один из важных источников истории, культуры, политики, творчества и социальной жизни. С появлением газет общество вступило в новую эру отношений — информационную.

Развитие городов привело к появлению городских газет, как столичных, так и провинциальных. В 1838 году правительственным указом образованы губернские ведомости. В дальнейшем местные газеты преобладают над столичными. Данный вид информации оказал положительную роль в развитии средств массовой информации. Благодаря модернизации ярмарочных листовок привело к появлению городских газет, находящихся в частной собственности. Популярными рубриками в таких газетах являлись биржевые сводки, объявления о купле-продаже и статистические данные.

Во второй половине девятнадцатого века развитие российской прессы связано с её перестройкой на путь коммерции. Важным этапом развития прессы стало принятие правительством либеральных решении. А именно уменьшение ограничений для газет в плане публикации частных объявлений и рекламы (май 1862 г.). Так же появление Временных правил печати в 1865 г., способствовало изданию частных газет и журналов, которые продавались на улицах. В. Дерюжинский описывает состояние российской прессы следующим образом: «После закона 1865 г., который дал толчок для развития частной предприимчивости в газетном деле, издательская деятельность значительно усилилась. Стабильному развитию провинциальной прессы мешали сильные цензурные требования, чем для столичной прессы. Только в Петербурге и в Москве могут выходить периодические издания без предварительной цензуры».

В это время реклама стала основным двигателем прогресса в развитии СМИ. Это было обусловлено высокой конкуренцией между помещиками и купцами на размещение торговых объявлений. Одним из примеров размещение торговой рекламы является ежедневная городская газета «Оберточный листок» (1860 г.), которая была переименована в «Московский курьер». Её целевой аудиторией были московские купцы и мещане. Собственники торговых предприятий печатали рекламные и торговые объявления и заворачивали в газету свой товар, отсюда и ее название. Появление железных дорог способствовало развитию городов, увеличению численности рабочих, интеллигенции. По наблюдению исследователей с середины 60-х годов девятнадцатого века отмечается рост провинциальных газет. Провинциальные газеты оказывали важное идейно-политическое значение, которое было важно для местного читателя. Распространение информации имело важно значение для газет того времени. Поэтому провинциальные газеты становятся ежедневными. Многие издания шли в ногу со временем. Им приходилось подстраивать под новые реалии времени. Это проявлялось в изменении структуры, содержания материала, периодичности издания, тиража и формата в общем. На первый план выходили рекламные объявления, которые способствовали развитию торговли.

В 60-е годы девятнадцатого века формируются системы городских газет, для которых типичны основные признаки:

по территории распространения: провинциальные, столичные;

по теме публикации: общественно-политические, специальные, промышленные, торговые, литературные медицинские, справочно-рекламные;

по частоте выхода: ежедневные, еженедельные, выходящие два раза в месяц;

по издателю: частные и официальные.

В 70–80-е годы девятнадцатого столетия историки проводили социологические исследования. Результаты показали, что большим спросом пользовалась литература, ориентированная на политику, экономику и общество в целом. Читатель того времени стремился больше узнать о мире, государстве, торговле и т. д. Издания такого типа печатались большими тиражами и приносили весомую прибыль. Предприниматели поняли свою выгоду и постепенно стали вкладываться в издательское дело.

Активное развитие получают рекламно-справочные городские газеты и печатные издания, направленные на коммерческого читателя, которые размещают торговые объявления, экономические и промышленные сведения. Частные городские газеты в 70–80-х годах девятнадцатого века печатают большими тиражами, что с одной стороны приводит к снижению их стоимости, а с другой делает их более массовыми.

Одними из основных факторов развития городских газет является грамотность населения и его интерес к данной информации местного значения, воздействие цензуры и освобождение крепостных крестьян. Все это приводит к появлению различных политические течений и развитию рекламного дела в России. В Тамбовской губернии первой российской провинциальной газетой были «Тамбовские известия», опубликованные при участии главы Тамбовского наместничества Г. Р. Державине. Они издавались всего один год (1788) и прекратили свое существование вместе с отставкой Г. Р. Державина с поста тамбовского наместника.

Вторая по времени местная газета — «Тамбовские губернские ведомости» — была издана с 1838-го по 1918 год. Она публиковалась при губернаторе А. А. Корнилове согласно «Положения об издании губернских ведомостей» (1830). С 1838 года выходила один раз в неделю, по субботам, с 1876 г. 2 раза в неделю, с 1877 г. выходила 3 раза в неделю.

«Тамбовские губернские ведомости» является официальной местной газетой. Издавалась под наблюдением вице-губернатора. Имела официальную часть (предписания властей и казённые объявления) и «Прибавления», в которых размещались разные хозяйственные советы, свежие новости о происшествиях в губернии . Подписка осуществлялась в губернском правлении, с 1847 — в почтовых конторах, с 1852 — у предводителей дворянства, городничих, исправников и городских голов. Во второй половине девятнадцатого века заметно улучшилось полиграфическое оформление, качество печати. В конце XIX века в качестве редактора был издатель и романист Е. А. Салиас-де-Турнемир. Закрыта большевиками в 1918 году.

Распространение информации имело важно значение для газет того времени. Поэтому провинциальные газеты становятся ежедневными. Многие издания шли в ногу со временем. Им приходилось подстраивать под новые реалии времени. Это проявлялось в изменении структуры, содержания материала, периодичности издания, тиража и формата в общем. На первый план выходили рекламные объявления, которые способствовали развитию торговли.

Литература:

  1. Александров, Ю. Л. Эволюция торговли: учебное пособие: в 2 частях / Ю. Л. Александров, М. В. Крылова, О. Т. Сартене; рец.: Н. И. Дроздов, В. В. Куимов; Сибирский федеральный университет, Институт торговли и сферы услуг. — Электрон. текстовые дан. (44,4 Мб). — Красноярск: СФУ, 2023 -. — Загл. с титул. экрана. — Электрон. версия печ. публикации. — ISBN 978–5–7638–4651–5. — Текст: электронный. Ч. 1. — 2023–375 с.;
  2. Бородкин, Л. И. Моделирование исторических процессов: от реконструкции реальности к анализу альтернатив. С.-Петербург, Алетейя, 2017;
  3. Виртуальная реконструкция территории «Базарная Площадь» города Тамбова. Немтинов В. А., Борисенко А. Б., Трюфилькин С. В., Немтинова Ю. В., ГореловА. А. В сборнике: Виртуальное моделирование, прототипирование и промышленный дизайн. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2018. С. 104–112;
  4. Кулишер, И. М. Очерк истории русской торговли / И. М. Кулишер. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 287 с. — (Антология мысли). — ISBN 978–5–534–07074–3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455624 (дата обращения: 30.04.2024);
  5. Левкин, Г. Г. Организация торговой деятельности: учебник и практикум для вузов. / Г. Г. Левкин, О. А. Никифоров. -3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Изд. Юрайт,2023–157;
  6. Мизис, Ю. А. Формирование рынка Центрального Черноземья во второй половине XVII — первой половине XVIII вв.: Монография / Ю. А. Мизис. — Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун.та, 2006–816 с.;
  7. https://tambov911.narod.ru/index/0–3 (дата обращения 30.04.2024).
  8. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2024/02/15/organy-mestnogo-samoupravleniya-v-tambovskoy-provintsii-v-xviii-v/(дата обращения 30.04.2024).

Ключевые слова

газета, СМИ, цензура, коммерция, целевая аудитория, статистические данные, источник информации, губернские газеты, городская торговля, столичные, провинциальные газеты, биржевые сводки, объявления о купле-продаже, ярмарочные листовки, тираж