Особенности адаптации первоклассников с нарушениями зрения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Майстрова, М. О. Особенности адаптации первоклассников с нарушениями зрения / М. О. Майстрова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/514/18461/ (дата обращения: 15.05.2024).



В статье автор исследует вопрос специфики адаптации первоклассника с нарушением зрения к обучению в школе.

Ключевые слова: адаптация, первоклассник, нарушения зрения.

Начало обучения в школе — важный этап в развитии личности. В этот возрастной период возникают внутренние переживания. Для успешного овладения знаниями, умениями и навыками в ходе образовательного процесса, необходима основа, психологическая готовность ребенка к школьному формату обучения. По мнению Д. Б. Эльконина необходимо обратить внимание на наличие произвольного поведения ребенка, переход к овладению общественно выработанными способами познания (готовность к усвоению научных понятий), успешное преодоление «познавательного эгоцентризма» [1, с. 338–340]. Помимо этого, необходима мотивационная готовность к школьному обучению, формирующаяся в игре дошкольников. Подробнее изучить проблему психологической и интеллектуальной готовности ребенка к школе позволяют работы Н. И. Гуткиной, А. Л. Венгера, Е. Е. Кравцевой, Н. Г. Салминой и др.

Нам интересно столкновение социальной ситуации развития и наличие дефекта, осложняющего учебный процесс. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ в 2018 году на 100 тыс. населения приходится 5713.3 в возрасте от 0 до 14 лет с болезнями глаза и его придаточного аппарата. Патология органа зрения составляет особую медико-социальную проблему [2, с.104]. Проблема распространения приобретенных нарушений зрения среди детей младшего школьного возраста имеет актуальный характер и требует внимания.

Классификации нарушений зрения. Согласно классификации, М. И. Земцовой, различают следующие группы лиц со зрительной патологией: слепые, среди них выделяют лиц тотально невидящих и лиц со светоощущением; слабовидящие, в данную категорию входят лиц с остротой зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу, с коррекционными очками; лица с косоглазием и амблиопией. Данная классификация была дополнена В. З. Денискиной, в классификации рассматривались нарушения зрения у детей и подростков, ею были выделены 5 подгрупп лиц, с педагогической позиции. Слабовидящих по степени нарушения зрения В. З. Денискина разделила на 3 подгруппы: слепые, слабовидящие и дети с пониженным зрением. Рассмотрим третью подгруппу, интересующую нас в рамках нашего исследования, в неё входят: дети с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой — с остротой зрения от 0,5 (50 %) до 0,8 (80 %) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Мы рассматриваем ситуацию обучение ребенка с пониженным зрением в общеобразовательной школе, в рамках инклюзии. Первоклассник попадает в новые для себя условия школьного обучения, предъявляемые к нему требования возрастают. В свою очередь дефект становится отягощающим учебный процесс обстоятельством, без соблюдения особых гигиено-офтальмологических норм и содействия со стороны педагога, процесс овладения чтением и письмом, значительно осложняется. Таким образом, нарушение зрения может оказать негативное влияние на становление ведущего типа деятельности младшего школьника — учебной деятельности, неуспех в овладении которой приводит к снижению мотивации, отсутствию волевых усилий и понижению самооценки.

Для педагога, психолога и родителя, важно, предотвратить эти негативные последствия. С этой целью реализуется коррекционно-развивающая работа, нацеленная на устранение и уменьшение негативных последствий дефекта. Наша задача — коррекция вторичных и третичных проявлений дефекта.

Что можно сделать, чтобы облегчить образовательный процесс для ребенка со сниженным зрением? Во-первых, соблюдать все нормы и предписания врача-офтальмолога, с которыми должны ознакомиться все специалисты, работающие с ребенком. Здесь важен индивидуальный подход, необходимо знать какие именно специальные условия требуются конкретно этому ребенку, с какой стороны ему необходимо дополнительное освещение, есть ли потребность в дополнительных технических и офтальмологических средствах на уроке, какое расположение по отношению к доске ему подходит лучше всего, как часто требуется переключение на другие анализаторы, необходимо ли адаптировать для ребенка изобразительный материал и т. п. Итак, правильная организация образовательной среды станет значимой частью благоприятной ситуации для усвоения учебного материала.

Учитель, как значимый для первоклассников взрослый, ответственен за организацию позитивных и доброжелательных отношений между учащимися. Однако, если ему не удается справиться с этой задачей, он обращается за помощью к психологу. Это очень важный аспект, так как успешная адаптация первоклассника к школе является частью процесса социализации и оказывает непосредственное влияние на формирующуюся личность. Психолог помогает детям в развитии коммуникативной сферы, для этого организуется фронтальная и групповая работа, детей учат взаимодействовать друг с другом, это особенно важно в условиях инклюзии. Следовательно, задача психолога заключается в помощи ребенку, с дефектом зрения, стать частью коллектива.

Миссией родителей становится гармоничное распределение нагрузки и отдыха, помощь ребенку в соблюдении режима дня, эмоциональная поддержка, внимание к переживаниям ребенка.

Таким образом, осуществляется комплексное воздействие, помогающее первокласснику с нарушением зрения успешно войти в образовательный процесс с минимальным уровнем стресса. Главное воодушевить ребенка в самом начале, заложить веру в свои силы, воспитать мотивацию на дальнейшее обучение.

Но не стоит забывать и о возможной потребности ребенка в дополнительном развитии когнитивных процессов, которые так же поддаются действию нарушения зрительного анализатора. Психолог может помочь такому ученику развить его восприятие, память, внимание, мышление.

В том, случае, если у младшего школьника всё же возникли трудности с овладением чтением и письмом, то к коррекционно-развивающей работе подключается логопед.

В результате рассуждения мы пришли к выводу, о важности сопровождения, как образовательной технологии, для помощи адаптации первокласснику с нарушением зрения к школьному формату обучения. Нарастание волевого и нервного напряжения, трудности коммуникации, ситуация неуспеха, снижение мотивации, развитие тревожности — это то, что мы хотим предотвратить. Наше желание — успешное и гармоничное развитие личности. Из чего вытекает потребность в создании специальных условий. В слаженной работе специалистов, где каждый будет реализовывать свои задачи, взаимодействуя и делясь информацией друг с другом, кроется часть успеха коррекционно-развивающей работы.

Литература:

  1. Обухов, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухов. — Москва:, 2007. — 460 c. — Текст: непосредственный.
  2. Сибирякова Н. В., Чапрасова О. А. Оценка распространенности заболеваемости органа зрения среди детского населения // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 2. С. 104.