Развитие представлений о времени и его мерах в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Боровинских, Е. В. Развитие представлений о времени и его мерах в начальной школе / Е. В. Боровинских. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 63-68. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/514/18455/ (дата обращения: 16.05.2024).



В статье автор рассматривает методические аспекты развития представлений о времени и его мерах в начальных классах, а также технологии и методы, которые может применить учитель на уроках и во внеурочной деятельности для развития представлений о величине «время».

Ключевые слова : время, величина, начальная школа, формирование представлений о времени, методика.

Каждый человек ежедневно сталкивается с необходимостью измерять и распределять время. Кроме того, поскольку время нельзя увидеть или осязать, внутреннее ощущение течения времени для каждого человека очень субъективно. Потому так важно сформировать у обучающихся представления о времени и мерах его измерения.

Подступая к данной теме, необходимо прежде всего понять, что такое время. Интуитивно время представляется порядком сменяемости событий и явления, но данное представление относит время к прикладным величинам и не помогает раскрыть его суть. Поэтому, чтобы подобраться к сути данного явления необходима помощь естественных наук, которые помогают найти причины отличия времени от других величин: однонаправленности, необратимости, измерения и соотношения измеренного. По утверждению М. Г. Тумасян время представляет собой базисное понятие философского и научного знания, которым мы пользуемся постоянно и в повседневной жизни 8, с. 108. Понятие «Время» нельзя отнести только к философскому или к естественнонаучному понятию, поскольку одни его характеристики могут быть объяснены только с помощью философии, а другие только с помощью естественных наук. Время тесно связано с пространством и образует вместе с ним единую систему координат, в которой существует весь наш мир.

Работа по формированию представлений о времени начинается ещё в дошкольный период. В старшей группе воспитанники, обучающиеся по распространённой программе дошкольного образования «От рождения до школы», знакомятся с сутками и частями суток (утро, день, вечер, ночь) связывая названия частей суток не только с деятельностью людей в это время, но и с более точными показателями частей дня ― явлениями природы; учатся устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что потом (позже), определять вчерашний, сегодняшний и завтрашний день недели 4, с. 234.

В подготовительной группе детям предоставляются элементарные представления о величине «Время»: текучесть времени, периодичность, необратимость, последовательность дней в недели, месяцев в году, времён года. Развивают «чувство времени», умения беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем, различать по внутреннему ощущению различные промежутки времени (1 минута, 10 минут, час). Кроме того дошкольников учат определять время по часам с точностью до одного часа 6, с. 910.

Представления о времени у учащихся начальных классов также как и у дошкольников развиваются прежде всего в процессе деятельности (пользование календарём, соблюдение распорядка дня, ведение дневника и запись даты в тетради) 7, с. 38. Деятельность позволяет обучающимся увидеть течение времени и его цикличность по изменению окружающего мира. Вместе с этим многие исследователи обращают внимание на то, что формирование представлений и понятий понятия по теме «Временные промежутки и меры их измерения» без целенаправленной работы проходит гораздо сложнее 9, с. 2. Организованное обучение позволяет быстро совершенствовать знания, систематизировать их, развивать представление о мерах времени и их эталонах. Таким образом в начальных классах не изучается время как таковое, а прежде всего идёт речь о временных промежутках и мерах их измерения.

Тема «Временные промежутки и меры их измерения» в учебно методическом комплексе «Школа Росии» предполагает формирование следующих представлений и понятий в начальном классе:

1 класс: временные отношения «Раньше», «Позже», «Сначала», «Потом»;

2 класс: час, минута и соотношения между ними;

3 класс: сутки, месяц, год;

4 класс: секунда и век, еденицы времени (таблица).

К концу 4 класса учащиеся должны знать: меры измерения времени (секунда, минута, час, сутки, месяц, год и век), общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих мер. Учащиеся должны уметь: узнавать время по часам; выполнять арифметические действия с значениями промежутков времени (сложение и вычитание, умножение и деление на однозначное число); применять к решению текстовых задач знание изученных связей между разными мерами измерения времени 1, с. 141142.

Данные задачи находят отражение при реализации следующих этапов изучения темы «Временные промежутки и меры их измерения» в начальной школе (учебно методический комплекс «Школа России»):

1 этап. Выявление представлений ребенка о данной величине «Время». Введение понятия и соответствующего термина;

2 этап. Сравнение однородных промежутков времени (ощущением, с помощью различных мерок);

3 этап. Знакомство с единицей измерения величины «Время» и с измерительными приборами (кварцевые и песочные часы, календарь);

4 этап. Сложение и вычитание однородных временных промежутков, выраженных в единицах одной меры и в еденицах разных мер;

5 этап. Знакомство с новыми мерами и их единицами измерения времени. Перевод измерений промежутков времени в одних еденицах в другие;

6 этап. Перевод измерений, выраженных в одних мерках, в другие мерки;

7 этап. Сложение и вычитание однородных измерений промежутков времени, выраженных в единицах двух различных мерок;

8 этап. Умножение и деление измерений промежутков времени на число 3, с. 104.

Также должна проводиться работа по формированию представлений о продолжительности тех или иных промежутков времени: минута, час, день. Непосредственное восприятие промежутков времени выражается в способности чувствовать их, непосредственно оценивать и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Эту способность называют «чувством времени». В разных видах деятельности «чувство времени» выступает как чувство темпа, то, как чувство ритма, то, как чувство скорости. При этом «чувство времени», вместе с непосредственным восприятием, опирается и на знания — меры времени. Формирование «чувства времени» позволит обучающимся сформировать более полное понятие о величине «Время», а также пригоодится в повседневной жизни для планирования своей деятельности.

Согласно Федеральному государственному стандарту третьего поколения преподавание должно опираться на системно-деятельностный подход, поэтому при развитии пердставлений о времени и мерах его измерения для повышения продуктивности формирования у учащихся начальной школы представлений по данной теме использовать следующие методы и приёмы наряду со стандартными текстовыми заданиями: игры разной направленности; текстовые задачи, основанные на жизненных ситуациях; проведение экспериментов; чтение тематических сказок; сбор и анализ исторических сведений по теме 2, с. 57. Игры позволяют сформировать познавательный интерес к изучаемой теме и сделать обучение активным: текстовые задачи, основанные на жизненных ситуациях делают для обучающегося получаемые знания важными, а учебный материал более понятным; тематические сказки также поомогают преподнести сложный учебный материал в простой форме, а сбор и анализ исторических сведений по теме служит для развития познавательного интереса 5, с. 256.

По нашему мнению наиболее полно все эти методы и приёмы отражает STEAM-технология, поэтому считаем целесообразным для при развитии представлений о времени и его мерах для повышения продуктивности формирования у учащихся начальной школы представлений и понятий по данной теме использовать STEАM‒технологии, под которыми мы подразумеваем категорию, которая определяет направленность образовательных технологий, входящих в неё, на формирование и развитие умственных, познавательных и творческих качеств, которые в будущем будут необходимы учащимся для успешной работы в инженерных, естественнонаучных и творческих отраслях деятельности позволяют визуализировать различные промежутки времени, их течение, а также меры их измерения. Применяя STEAM-технологии возможно формирование знаний о временных отношениях «Раньше», «Позже», «Сначала», «Потом», мерах измерения времени (секунда, минута, час, сутки, месяц, год и век), общепринятых их обозначениях, соотношениях между единицами каждой из этих мер; формирование умения узнавать время по часам; выполнять арифметические действия с значениями промежутков времени (сложение и вычитание, умножение и деление на однозначное число); применять к решению текстовых задач знание изученных связей между разными мерами измерения времени.

Возможно следующее применение STEAM-технологии при развитии временных представлений в начальной школе: использование системы Фребеля для построения наглядной модели недели, смены врёмён года; проведение наблюдений за изменением окружающего мира за неделю, месяц, год, ведение дневника наблюдений для фиксирования изменений с течением времени; создание мультфильма «Вчера, сегодня, завтра»; построение с помощью программируемого конструктора Lego модели часов с циферблатом; экспериментирование с данной моделью: «Что можно сделать за секунду, минуту и час?»; экспериментирование с песочными, водными и солнечными часами; написание проектов на темы: «Почему в одном часе 60 минут?» «Что можно успеть за минуту?» «Почему нет часов, где 10 делений», «Какие бывают часы», создание мультфильма «Такие разные часы», «Путешествие по векам», «От секунды до века».

Все эти примеры позволят развить у учащихся начальной школы представления о величине «Время», о егоспецифики, отличающих время от всех других величин; о разнообразных мерах его измерения и их особенностях; о истории изучения времени; о том, как измерять время в повседневной жизни с помощью различных инструментов; разовьют чувство времени и научастя оперировать с результатами измерений различных промежутков времени.

Литература:

  1. Волкова С. И., Степанова В. С. Бантова М. А. Математика: 4-й класс: методические рекомендации: учебное пособие. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение. — 2023. — 270 с.
  2. Гребенникова Н. Л., Назарова В. Ш., Тихонова О. С. Особенности изучения величины «Время» в начальной школе // Кронос. ― 2020. ― № 9. ― С. 56–58.
  3. Налимова И. В., Львова К. И. Учебные задания на уроках математики — средство формирования представлений младших школьников о величине // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. ― 2021. ― № 4 ― С. 103–106.
  4. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. под ред. Вераксы Н. Е., Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), испр. и доп. ― М.: МОЗАИКА‒СИНТЕЗ. ― 2019. — 336 с.
  5. Панкова О. В. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности // Вопросы науки и образования. ― 2018. ― № 19. ― С. 238‒240.
  6. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. 6–7 лет. Конспекты занятий. ― М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ ― 2023 ― с. 176.
  7. Рейхенбах. Г. Направление времени. Пер. с англ. Изд. 2-е, стереотипное. ― М.: Едиториал УРСС ― 2003. ― 360 с.
  8. Тумасян М. Г., Тумасян С. Г. Современные философские представления о понятии «Время» // Теория и практика современной науки. — № 4. — 2022. — С. 103–109.
  9. Кочкина О. Э. Васильева М. И. «К вопросу о проблеме формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/847/Action847–559020.pdf (25.03.2024).