Понятие рефлексии в философии и психологии и ее значение в педагогической деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Понятие рефлексии в философии и психологии и ее значение в педагогической деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций / Ю. А. Козьмина, Н. П. Заваленкова, Е. А. Карян [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 79-85. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/514/18437/ (дата обращения: 16.05.2024).



В философских энциклопедических словарях дается следующее определение: рефлексия — от позднелат. refflexio обращение назад, принцип человеческого мышления, направляющий его на осознание и осмысление собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Как особая проблема рефлексия стала предметом обсуждения еще в древнегреческой философии при рассмотрении вопросов о природе души (Аристотель, Платон, Сократ).

Сократ выдвинул на первый план задачу самопознания, предмет которого — духовная активность в его познавательной функции. У Платона и Аристотеля мышление и рефлексия толкуются как атрибуты, изначально присущие божественному разуму.

Французский философ Рене Декарт (1596–1650) утверждал, что первое, что человек обнаруживает в себе — это его собственное сознание. Так, «новая психология», (начало ее относится к последней четверти 19 в.), восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом изучения сознание.

Кант трактовал подлинную рефлексию как отнесение знаний и представлений к соответствующим познавательным способностям: рефлексия определяет источники познания (рассудок или чувства созерцания), которые формируют понятия или представление.

На рубеже Х1Х–ХХ вв. в психологию сознания вводится метод интроспекции (букв; смотрение внутрь). Идейным отцом метода интроспекции считается английский философ Дж.Локк (1632–1704), хотя его основания содержались также в декартовском тезисе о непосредственном постижении мыслей. Дж. Локк считал, что существует два источника всех наших знаний, первый источник — это объекты внешнего мира, второй — деятельность собственного ума. К деятельности нашего ума Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание, которые познаются с помощью особого, внутреннего чувства — рефлексии. Рефлексия, по Локку, это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность. Дж. Локк замечает, что рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта.

У Гегеля рефлексия мирового духа выступает движущей силой развития, внутренней формой исторического самосознания и саморазвития культуры. Для философии 20 в. характерны, с одной стороны, абсолютизация рефлексии как универсального способа анализа сознания, а с другой — негативное толкование рефлексии как источника неадекватного самопознания человека (экзистенциализм).

В философии Нового времени понятие рефлексии помогало осознать целостность и развитие личности. В рамках рефлексивного мышления возможно разрешение противоречий, возникающих в процессе проявлений новообразований. Такими преобразованиями являются приобретение знаний, развитие способностей под влиянием взаимоотношений, деятельности, возникающих проблем в существующем стабильном и привычном ореоле «я» и сохранении человека как универсума и личности.

Рефлексия признается как понятие и как категория в 80-е годы ХХ века. Используемая ранее в качестве одного из объяснительных принципов функционирования психики, рефлексия определяется как особый предмет экспериментального изучения (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, У. Джеймс и др.).

В работе Г. А. Антипова, О. А. Донских по проблеме периодизации историко-философского процесса подчеркивается роль рефлексии в освоении личностью действительности. Понятие рефлексии трактуется авторами как обращение сознания на самое себя, как мышление о мышлении. Придерживаясь позиции, что рефлексирующий человек видит не предметно, а улавливает их смыслы, анализируя историю вопроса, Г. А. Антипов, О. А. Донских приходят к выводу, что способность к рефлектированию возникает на достаточно высокой ступени социального развития, что в рефлексии основным ее показателем является способность различать мыслимое и формы, в которых «мыслимое мыслится», а также ее обращенность к духовным структурам личности (поиск логических, нравственных, ценностных, эмоциональных основ жизни) и включенность в социально-практический контекст.

Исследователи отмечают, что рефлексия, чаще отождествляемая с интроспекцией, в отдельных случаях идентифицируется с рефлексом (Н. Г. Алексеев, И. С. Ладенко). Также авторами отмечается переход от объяснительного отношения к рефлексии как предмету изучения к практико-деятельностному. Определились и основные области изучения рефлексии: методологическая, практическая, теоретическая.

Исследуя рефлексию в структуре сознания личности, В. М. Розин показал, каким образом уточнялось и дополнялось понятие в разные культурно-исторические эпохи. Так, в Новое время разум трактуется как способности души человека, обращенные как на природные страсти (стремления, желания), так и на самих себя.

С одной стороны, рефлексию в философии рассматривали как универсальный способ анализа сознания, с другой, рефлексии приписывается роль источника неадекватного, субъективного самопознания человека, особенно экзистенциальному опыту, что, по оценке философов, является неистинным и далеким от идеального.

Независимо от того, каких философских позиций придерживаются исследователи сознания, с ним неизбежно связывают так называемую рефлексивную способность, то есть готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.

Постепенно, рефлексия как предмет философских, логико-методологических, эстетических исследований все шире проникает в психологию (Б. Д. Эльконин). Психологами исследовались механизмы рефлексии: уровень планирования как условие рефлексии, пути психологического изучения рефлексии, рефлексия как фактор успешности учебной деятельности, становление рефлексивного сознания в онтогенезе.

Исследуя планирование как условие рефлексии, В. В. Давыдов пришел к выводу, что процесс соотнесения человеком способа своего действия с особенностями условий, в которых это действие требуется выполнить, является необходимым условием функционирования содержательной рефлексии. Внутренний план действий, в частности на уровне целостного планирования, выступает также важным условием функционирования данной рефлексии.

Как фактор развития личности рассматривает рефлексию Г. А. Голицин, утверждая, что сама попытка изучения объекта уже меняет человека. Поэтому так важно найти ключевой момент, обуславливающий структурную, качественную изменчивость и определить адекватный математический аппарат для ее описания. Таким моментом, на взгляд исследователя, является рефлексия, суть которой состоит не столько в осознании субъектом средств и оснований собственной деятельности, сколько в их изменении с целью управления состоянием, его оптимизации, лучшего и более полного достижения цели.

Основная роль рефлексивного уровня в мышлении состоит в осознании своих действий и их оснований. Рассматривая их как объекты особого рода, личность становясь по отношению к ней свободной, может изменить, заменить, усовершенствовать свои действия. В этом, как подчеркивают исследователи, и заключается суть рефлексии. Ее невозможно до конца понять, не поместив ее в общеэволюционный контекст, не вскрыв ее генетические корни. В результате этого обобщения рефлексия предстает как универсальный «прием» живой природы, посредством которого она эволюционируется (Г. А. Голицин).

Таким образом, можно резюмировать: в философии понятие рефлексии помогало осознать целостность и развитие личности. В рамках рефлексивного мышления возможно разрешение противоречий, возникающих в процессе проявлений новообразований личности.

Рефлексия, исследуемая в онтологическом, гносеологическом, методологическом аспектах может служить основанием для изучения интеллектуальной рефлексии. В аксеологическом аспекте исследуется личностная рефлексия. В методологическом плане рефлексия представляется как модальность взаимодействия (взаимоотражения) категорий познаний различных жизненных смыслов и контекстов.

При анализе можно также выделить еще несколько видов рефлексии: ретроспективная, проспективная (В. А. Петровский); формальная, содержательная (В. В. Давыдов); аналитическая, синтетическая (С. В. Ладенко); конструктивная и контрольная (Д. А. Белухин). В определениях данных видов отслеживается цель, функции рефлексии в жизнедеятельности субъекта.

Рефлексия рассматривается как важнейший фактор развития высокого профессионализма, проявляющийся в способности субъекта к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и творческому росту на основе психологических механизмов самоанализа и саморегуляции (Н. Г. Алексеев, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов и др.).

Особенно актуален рефлексивный подход в педагогическом труде: педагог находится в постоянном поиске и, оценивая педагогическую ситуацию, определяет и применяет эффективные приемы воспитания ребенка. В таких условиях, по мнению многих авторов (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. И. Щербаков, В. А. Якунин и др.), рефлексия состоит в способности педагога интегрировать теоретические знания, исследовательский подход, свой практический опыт с целью поиска оптимального решения педагогических проблем, что является показателем высокого профессионального мастерства.

Значимость профессиональной рефлексии имеет и более широкий социальный контекст. только в рамках «личностно-ориентированного» подхода может полноценно проявить себя такая черта профессии воспитателя или специалиста, работающего в учреждениях дошкольного образования (педагоги-психологи, музыкальные руководители, учителя-логопеды и др.), как педагогическая рефлексия (В. А. Петровский, И. А. Карпенко).

Гуманизм в его психологическом содержании означает повышенную рефлективность сознания, выражающуюся, с одной стороны, в обостренной, не насыщаемой потребности познания человеческой природы в самом себе, и в другом человеке, а с другой — в повышенном чувстве ответственности за свои действия по отношению к другому человеку. (А. Г. Асмолов, А. Б. Орлов, П. В. Симонов и др.).

Поэтому развитие рефлексивных свойств должно стать важнейшей целью профессионального роста педагога, особенно на начальном этапе профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Алексеев Н. Г. Рефлексия и осознание // Категория, принципы и методы психологии. Психические процессы. Ч.11 / Тезисы докладов к У1 съезду Общества психологов СССР.- М., 1983.- С.247–249.
  2. Алексеев Н. Г., Ладенко И. С. Направления изучения рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования.- Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1987.- С.3–12.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.- Л.: ЛГУ, 1969.- 339 с.
  4. Антипов Г. А. Философская рефлексия и природа идеального // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования.- Новосибирск: Наука, 1997.- С.20–27.
  5. Аристотель, О душе // Аристотель. Соч. в 4-х т. — М.,1976. Т.1.- С.369- 448.
  6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: изд-во АПН, 1960.- 500 с.
  7. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Р.Декарт. Соч. В 2 т.- М., 1989.- С.250–296.
  8. Кант И. Логика. Трактаты и письма.- М., 1980.- С. 319–440.
  9. Ладенко И. С. Интеллектуальное самосознание личности и модели рефлексии // Психология сегодня / Материалы 1 научной конференции по психологии Российского психологического общества.- Т.2, вып 3.- М., 1996.- 81 с.
  10. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Соч. в 3-х т. Т.1./ Под ред. И. С. Нарского, А. Б. Субботина.- М.: Мысль, 1985.- 621 с.
  11. Маркова А. К. Психология профессионализма.- М., 1996.- 308 с.
  12. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М.: «Импринт-Гольфстрим», 1991. — 228 с.
  13. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина А. М. и др. Учимся общаться с ребенком.- М., 1993.- 190 с.
  14. Розин В. М. Рефлексия в структуре сознания личности // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования.- Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1987.- С.222–228.
  15. Розов М. А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. — М., 1977. — С. 255–385.
  16. Эльконин Б. Д. Об одном из путей психологического изучения рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1987. — С. 49–54.