Анализ навыков критического мышления при решении задач по алгебре с точки зрения когнитивного стиля | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2024)

Дата публикации: 09.03.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Койшыбай, Ербол Орынбекулы. Анализ навыков критического мышления при решении задач по алгебре с точки зрения когнитивного стиля / Ербол Орынбекулы Койшыбай. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/511/18392/ (дата обращения: 28.04.2024).



Считается, что критическое мышление вносит значительный вклад в академический контекст учащихся в эпоху развития технологий и информации. Навыки критического мышления необходимы для решения проблем, особенно при решении алгебраических задач. На этот процесс критического мышления влияют несколько факторов, включая когнитивный стиль. Целью этого исследования было понять процесс критического мышления с точки зрения когнитивного стиля при решении алгебраических задач учениками старших классов.

Ключевые слова : алгебра, школа, когнитивный стиль, ученики, критическое мышление.

Способность мышления и умение решать проблемы уже несколько лет находятся в центре внимания преподавателей, исследователей, предпринимателей и средств массовой информации. Эти чувства отражаются в том факте, что способность критического мышления будет определять выносливость или конкурентоспособность человека в 21 веке [1, с. 97]. Тот, кто обладает высокими навыками критического мышления и способностью хорошо общаться, легко приспособится к изменениям и будет оценен как в академическом, так и в трудовом контексте.

Критическое мышление предполагает умственную организованность и участвует в процессе решения проблем. Мыслите критически можно увидеть из деятельности по анализу и интерпретации данных в научных исследованиях. Согласно Эннису, критерии или основные элементы, которыми должны владеть критически мыслящие люди при решении проблем, сокращенно называются «Фокус», «Разум», «Вывод», «Ситуация», «Ясность» и «Обзор». Фокус, относящийся к идентификации фокуса или основной проблемы, Причина, связанная с идентификацией и оценкой причины приемлемости, Вывод, относящийся к оценке качества заключения, Принятие причины к приемлемой, Ситуация, связанная с тщательным наблюдением за ситуацией, Ясность в отношении ясности, проверка убедитесь, что его язык понятен и что можно вернуться назад или сделать шаг назад и посмотреть на все в целом.

Стратегии решения задач оказались под сильным влиянием когнитивного стиля учащихся. Согласно утверждениям Аламолходаи, учащиеся с когнитивным стилем по-разному подходят к обработке информации и решению математических задач по-другому [2, с. 105]. Таким образом, эти различия также вызовут различия в их способностях к критическому мышлению. Когнитивный стиль, который широко исследовался, является импульсивным или рефлексивным. Субъекты, обладающие импульсивным когнитивным стилем, быстрее реагируют на решение проблем в ситуации без тщательного обдумывания, следовательно, в среднем больше совершают ошибок при обработке информации. Что касается когнитивно-рефлексивного стиля, они более склонны проявлять осторожность и предлагать альтернативную форму, прежде чем дали ответы на ряд решений, следовательно, они склонны меньше ошибаться при обработке информации.

Что касается процесса критического мышления, помимо различий в когнитивном стиле, гендерные различия также могут влиять на процесс. Лич в своих исследованиях показывают, что пол и высшее образование в среднем влияют на способность критически мыслить [3, с. 46]. Исследования Рубина, которые указали на отсутствие существенной разницы между мужчинами и женщинами в аспекте целых чисел в целом, хотя и могли обнаружить определенные аспекты различия между мужчиной и женщиной, заставили задуматься обратно. Таким образом, пол и когнитивный стиль являются составляющими фона, которые необходимо учитывать при развитии способности критического мышления. Как правило, учителя/преподаватели не видят этих двух факторов, а по-прежнему чувствуют у учащихся одинаковые способности усваивать уроки и решать задачи по алгебре.

В исследовании используется описательный метод с качественным подходом. Что касается выборки в исследовании, то это ученики старших классов обычной средней школы. Методы сбора данных, используемые в этом исследовании, выполняются в два этапа, а именно сбор данных в когнитивном стиле осуществляется путем предоставления MFFT (тест на сопоставление знакомых фигур), чтобы сгруппировать учащихся с когнитивным стилем в стиле стильного когнитивно-рефлексивного (R) или стилей когнитивно-импульсивного (I) и провести тест для измерения критического мышления.

Анализ данных, используемый для понимания навыков критического мышления, представляет собой метод сокращения данных, затем для проверки достоверности данных используется триангуляция.

На основе результатов теста MFFT, который требует от учащихся выбрать одно изображение, идентичное стандартному изображению, как указано, из шести изображений «очень идентичных». Оценка зависит от времени, необходимого для ответа, и количества возникших ошибок. Респондентам с коротким временем и большим количеством ошибок будет присвоен признак «импульсивный показатель», а с более длительным и низким количеством ошибок — признак «рефлексивный».

Субъект мужского и женского пола способен делать какие-либо выводы, использовать концепции факторинга, замены, уравнения равенства, приводя основания для обоснования выводов. Но, основываясь на когнитивном стиле, когнитивно-рефлексивный стиль лучше, чем когнитивно-импульсивный. Поскольку он дает объяснение, почему делают выводы, относящиеся к вопросу, субъект когнитивного импульсивного стиля делает несколько ошибок, поэтому его классифицируют как человека, который менее способен принять правильное решение. Субъект когнитивного мужского рефлексивного мышления неясен и менее логично оценивает или проверяет выводы, собранные для решения проблемы. Субъект женского пола в стиле когнитивной рефлексии, субъект мужского и женского пола с когнитивным импульсивным выводом, а не оценкой или проверкой, собрались, чтобы решить проблему [4, с. 57].

Проведенные исследования позволили получить некоторые выводы о том, что когнитивный стиль и пол существенно влияют на способность учащихся к критическому мышлению, и получили разницу, которую процесс критического мышления может повысить с высокой скоростью при решении задач по алгебре. Проведенный анализ разделил учеников на четыре группы, а именно: субъект-мужчина с рефлексивным когнитивным стилем, субъект-женщина со стилем рефлексивного когнитивного поведения, субъект-мужчина с импульсивным когнитивным стилем и субъект-женщина с импульсивным когнитивным стилем.

В результате анализа получены различия в процессе критического мышления на высоком уровне в каждой группе предметов. Однако вся группа учащихся способна анализировать то, что может излагать известное, задавать вопросы и формулировать в алгебраической форме и развивать соответствующие понятия; Способен составить план, используя определения, леммы, теоремы, которые хорошо использовать при решении задач; Они могут прояснить или обосновать концепции, написанные при планировании, логически решить проблемы. Субъектов с рефлексивным когнитивным стилем, способных правильно сделать вывод и дать или выбрать хорошее оправдание для обоснования вывода, используя данные, определения, аксиомы, леммы, соответствующие теоремы и т.д; Только субъект мужского пола в рефлексивном когнитивном стиле способен использовать всю информацию на основе данных. Меньше четырех испытуемых смогли объявить результаты рассуждений или представить рассуждения в форме обоснованных аргументов, а также в индикаторе, оправдывающем или поясняющем причину в соответствии с рассматриваемыми доказательствами, концепцией, методологией, критериями и контекстом. Субъект-мужчина с рефлексивным когнитивным стилем и испытуемая-женщина с когнитивно-импульсивным стилем относятся к категории менее обеспеченных, две другие группы, в том числе к категории недееспособных.

В заключении нашего исследования, посвященного анализу навыков критического мышления при решении задач по алгебре с учетом когнитивного стиля, можно отметить несколько ключевых моментов. Ученики с разными когнитивными стилями проявляют разные подходы к решению задач, что отражается на их успехах в этом процессе. Кроме того, наши результаты подтверждают важность индивидуализированного подхода к обучению, учитывающего разнообразие когнитивных стилей учащихся.

Литература:

  1. Джонсон, Р.Б., и Онвуегбузи, А.Дж. Исследование смешанными методами. — Исследования и преподавание в области развивающего образования, 2004
  2. Ловитт К. и Кларк Д. Учебный план и программа преподавания математики. — Центр разработки учебных программ, 1988.
  3. Раймонд А. М. и Лейнебах М. Совместные исследования в области обучения и преподавание алгебры: история развития одного учителя математики. — Исследования по математике, 2000.
  4. Уоррен Э. и Купер Т. Арифметические пути к алгебраическому мышлению. — Австралийский класс начальной математики, 2003.