Особенности расследования получения и дачи взятки | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2024)

Дата публикации: 03.03.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Мартемьянов, О. Б. Особенности расследования получения и дачи взятки / О. Б. Мартемьянов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 18-24. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/511/18381/ (дата обращения: 09.05.2024).



Ключевые слова: взяточничество, юридический словарь, Уголовный кодекс РФ, УК СССР, предмет, объект, субъект.

В статье представлены определения получения и дача взятки, а также особенности расследования одних из самых опасных должностных преступлений.

Получение взятки и дача взятки — это противоправные действия, связанные с коррупцией и недопустимыми практиками. Вот определения и основные понятия этих терминов:

  1. Получение взятки: это действие, когда должностное лицо (или любое другое лицо) принимает деньги, ценности или другие льготы в обмен на выполнение определенных услуг, дачу преференций или иные действия, которые не подпадают под его официальные обязанности. Получение взятки является преступлением коррупции.
  2. Дача взятки: это действие, когда лицо предлагает, передает или обещает деньги, ценности или другие льготы должностному лицу (или другому лицу) с целью получения незаконных преимуществ, получения решения в свою пользу или какого-либо другого недобросовестного воздействия на действия должностного лица. Дача взятки также является преступлением коррупции.
  3. Коррупция — это злоупотребление властью или позицией для личной выгоды, часто путем незаконной передачи денег или других льгот. Коррупция может присутствовать как в сфере государственных актов, так и в частном секторе.
  4. Под официальным лицом понимается лицо, которое занимает государственную должность, работает в государственных органах или иных учреждениях, где оно обладает определенными полномочиями и ответственностью.
  5. Наказание: в большинстве стран получение и дача взятки являются уголовно наказуемыми деяниями, и лица, уличенные в коррупционных преступлениях, подвергаются уголовной ответственности, включая штрафы, тюремное заключение, дисквалификацию от занимаемых должностей и прочее.

Дача и получение взятки приводят к разрушению доверия общества к государственным институтам, их работникам и угрожают законности и справедливости. Поэтому противодействие коррупции и принятие мер по ее предотвращению очень важны для развития порядочного и законного общества.

Поведение должностного лица, за которое оно получает взятку, должно быть прочно связано с его должностными функциями как представителя власти либо лица, выполняющего организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции в названных в ст. 285 УК РФ органах или организациях, или с функциями иностранных должностных лиц, указанных в п. 2 примечаний к ст. 290 УК. Однако такое поведение согласно указанию закона (ч. 1 и 3 ст. 290 УК) не может состоять в реализации соответствующих полномочий. В том числе в незаконной их реализации, под которой Пленум понимает «действия (бездействие), которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако при отсутствии предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать» [6, с.86].

Поведение должностного лица при получении взятки является преступлением и нарушением этических и профессиональных принципов. Вот типичное поведение, которое может проявить должностное лицо при получении взятки:

  1. Принятие денег или ценностей: должностное лицо может принимать деньги, подарки, ценности или другие льготы от физических или юридических лиц в обмен на выполнение определенных услуг или предоставление преимуществ.
  2. Сокрытие факта взятки: часто должностные лица, получая взятки, стремятся скрыть этот факт и обеспечить конфиденциальность сделки, чтобы избежать возможной ответственности.
  3. Услужливое поведение: должностные лица могут проявлять особую услужливость к лицам, оплатившим взятку, выполнять просьбы и требования таких лиц вне очереди или вопреки закону.
  4. Изменение решений: получив взятку, должностное лицо может изменить свои решения, действия или рекомендации в пользу лица, предоставившего взятку, нарушив тем самым закон и нормы этики.
  5. Нарушение профессиональных стандартов: при получении взятки должностное лицо нарушает профессиональные стандарты, этический кодекс, законы и нормы ответственного поведения в должности [3, с.45].

Такое поведение нарушает закон, вредит обществу и порочит институты власти. Должностные лица обязаны соблюдать законы и этические принципы, и любые случаи получения взяток должны быть расследованы и привлечены к ответственности в соответствии с законодательством.

Признавая связь между взяткой и совершаемыми за нее действиями, следует обратить внимание на ее материальное измерение. Законодатель дифференцирует ответственность за взяточничество как в зависимости от характера действий, за которые взятка передается, так и с учетом ее размера. Причем в последнем случае такая дифференциация особенно скрупулезна и имеет тенденцию к детализации. Если в первой редакции ст. 290 УК РФ размер взятки мог быть простым и крупным, то сейчас, кроме взятки, подразумеваемой в ч. 1 ст. 290 УК РФ, она может иметь значительный (ч. 2 ст. 290 УК РФ), крупный п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ) и особо крупный размеры (ч. 6 ст. 290 УК РФ), а еще взяточничество может быть мелким (ст. 291.2 УК РФ) [1]. Отмеченные законодателем перепады общественной опасности не могут быть обусловлены исключительно суммами взяток. Их размеры предопределяют степень разрушения материальной связи чиновника с государством и возможную меру предательства интересов власти и службы. В случае признания возможности существования «бескорыстного» взяточничества такая дифференциация теряет смысл.

Предметом взяточничества могут быть различные ценности, услуги, льготы или даже преференции, которые предлагаются или передаются должностному лицу с целью получения незаконных преимуществ или воздействия на его действия. Вот несколько типичных предметов взяточничества:

  1. Деньги: одним из наиболее распространенных предметов взяток являются денежные средства. Чаще всего взятки выражаются в форме наличных денег или переводов на банковские счета.
  2. Подарки и ценности: это могут быть различные подарки, ювелирные украшения, предметы роскоши, автомобили, недвижимость и другие материальные ценности. Подарки могут быть переданы должностным лицам как форма взятки.
  3. Услуги: взятка может представлять собой предоставление различных услуг должностному лицу или его близким родственникам. Это могут быть услуги ремонта, строительства, юридические консультации и т. д. [5, с.45].
  4. Преференции: должностное лицо может получить взятку в форме предоставления каких-либо преференций, таких как предоставление специальных условий налогообложения, ускоренное прохождение бюрократических процедур и т. д.
  5. Проценты от сделок: в некоторых случаях взятка может заключаться в предоставлении должностному лицу процентов от сделок, заключенных под его руководством, либо участие в партнерской доле.

Независимо от формы представленной взятки, важно понимать, что всякое предложение или получение взятки является преступлением и подрывает доверие к государственным институтам и правопорядку.

Расследование случаев получения и дачи взятки является сложным и важным процессом для борьбы с коррупцией и обеспечения законности. Вот некоторые особенности расследования таких преступлений:

  1. Системный подход: расследование взяток требует системного подхода, начиная с сбора первоначальной информации о возможном преступлении, далее следует проведение оперативных мероприятий, допросов свидетелей и подозреваемых, и завершается комплексным анализом всех доказательств.
  2. Конфиденциальность и безопасность: из-за высокой степени скрытности коррупционных сделок, важно обеспечить конфиденциальность расследования и защиту участников от возможных угроз и давления.
  3. Экспертизы и доказательства: расследование взяток требует проведения экспертиз документов, финансовых операций, телефонных переговоров и других доказательств для установления фактов наличия коррупционных сделок.
  4. Взаимодействие с другими службами: часто расследование связанных с коррупцией преступлений требует сотрудничества не только с правоохранительными органами, но и с налоговыми службами, антимонопольными органами, бухгалтерскими экспертами и другими специализированными службами.
  5. Защита свидетелей и информаторов: поскольку взятки часто имеют сложную структуру и могут затрагивать высокопоставленных лиц, важно обеспечить защиту свидетелей и информаторов от возможных угроз и мести.
  6. Прозрачность и ответственность: расследование коррупционных преступлений должно проводиться с соблюдением принципов прозрачности, законности и справедливости, а причастные должны нести ответственность в соответствии с законом.

Расследование взяток играет ключевую роль в борьбе с коррупцией, и эффективное его осуществление требует высокой профессиональной подготовки, строгого соблюдения процессуальных норм и принципов, а также сотрудничества различных служб и организаций [2, с. 151].

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс;
  2. Лебедев В. М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ т. 4. Особенная часть. Разделы Ⅹ — Ⅻ // В. М. Лебедев. М. 2019. С. 278
  3. Мельникова В. Е. Ответственность за взяточничество. — М.: ВЮЗИ, 1982. — 56 с.
  4. 4 Папиашвили Ш. Г. Проблема должностных преступлений и борьбы с ними по советскому уголовному праву и судебной практике: автореф. дисс. на соискание науч. степени доктора юрид. наук: спец. 12.00.08 «уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право». — Тбилиси, 1983. — 53 с.
  5. Яни, П. С. Новые разъяснения Пленума о квалификации взяточничества /П. С. Яни // Законность. — 2021. — № 4. — С. 39–44
  6. Краснов, Е. О. Особенности расследования получения и дачи взятки / Е. О. Краснов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 86–89.