Роль социологии в профессионально-теоретической подготовке социального работника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 22. Социология

Опубликовано в

LXXIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2024)

Дата публикации: 25.01.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Фадеева, И. П. Роль социологии в профессионально-теоретической подготовке социального работника / И. П. Фадеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/508/18339/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье авторы исследуют роль науки социологии в парадигме профессиональной подготовки кадров социальной работы в России.

Ключевые слова: социология, социальная работа, социальные науки, кадры социальной работы, область социологии.

Независимо от сферы деятельности, научная связь в изучении вопросов профессионального обучения всегда обеспечивается за счёт совместных исследований нескольких наук.

Поскольку социальная работа является междисциплинарной дисциплиной, органично сочетающая в себе как теоретические, так и практические системы других наук, исследования, проходящие именно в рамках социальной работы, происходят по социологическим методам. Цель таких исследований, опирающихся на социологию — получить знания, необходимые для принятия конкретных практических решений, и стать основой для профессиональной подготовка сотрудников социальных служб, то есть высококвалифицированных социальных работников. Ведь если социология анализирует общество именно с этой точки зрения, то такая совместная структура включает в себя комплекс современных научных знаний о человеке, его становлении, развитии, характеристиках и других возможностей людей [2].

Среди смежных наук, пересекающихся с социальной работой, социология занимает ведущее место, как в процессе практической деятельности социальных работников, так и в их профессиональной и теоретической подготовке. Социология, анализирующая общество в целом и все виды социальных отношений, обязана изучать, прежде всего, социальные явления и социальные отношения. Отсюда можно сделать вывод, что социология позволяет социальным работникам ориентироваться в обществе. Другими словами, она помогает понять им, что представляет собой конкретное общество, какие группы не защищены, а какие нуждаются в повышенном внимании. Отмечая связь социологии и социальной работы, выделяют несколько направлений: познавательное, методологическое, образовательное и организационно-методическое.

Социология фокусируется на так называемой структурной социальной работе, которая в первую очередь направлена на оптимизацию работы учреждений социального обслуживания и повышение эффективности социальной политики в обществе. Значительная часть современных технологий и методов социальной работы берёт своё начало именно в социологических концепциях.

Знания в области социологии позволяют социальным работникам расширить свои оценки, действия, восприятие и анализ различных социальных явлений, людей, конкретных ситуаций, установок и событий в окружающей среде. Исследования, проводимые в области социальной работы, опираются именно на социологические данные и методы анализа. Например, при написании социальных биографий клиентов из группы риска часто используются данные интервью, опросов, документальных записей и профессиональных оценок. Знания в области социологии, в частности прикладной, важны и должны быть широко представлены как в обучении, так и в деятельности социальных работников [4, c. 43].

Социальная работа использует методологический и методический потенциал социологии. К примеру, социологический взгляд на проблемы, с которыми сталкивается социальная работа, может натолкнуть на верное решение социального работника, так как, изучая общество в целом, социология призвана исследовать социальные процессы, явления и аспекты социального положения индивидов, групп, классов и слоев общества.

Иными словами, социология в методологической части помогает социальным работникам распознать социальную среду, в которой они работают, структуру общества в целом, выявить уязвимые группы населения и классы. В теоретической части исследовательская деятельность даёт социальным работникам возможность объяснить природу и эффективность их практической деятельности, одновременно выявляя проблемы и, в конечном счёте, развивая навыки социальных работников для улучшения их практики [1, c. 51].

Говоря о роли социологии в социальной работе, также следует учитывать, что знания социальной работы оказывают значительное влияние на социологию и в обратном ключе. Знания, исходящие от практики социальной работы, не только углубляют социологическую интерпретацию социальных институтов, явлений и процессов, но и помогает конкретизировать содержание понятийного аппарата. Знания в области социальной работы обогащают понимание социальных закономерностей, исследуемых социологами, и помогают вывить новые, ещё не изученные социальные проблемы. Знания в области социологии могут быть использованы для прямого и косвенного воздействия на социальную сферу, а также для позитивного изменения общей социальной среды человека.

Помимо всего вышеперечисленного, социология призвана влиять на подготовку социальных работников, и об этом свидетельствует включение социологических дисциплин в базовый учебный план национальных образовательных стандартов по направлению подготовки «Социальная работа». Социологическое содержание образовательных программ бакалавриата по социальной работе определяется спецификой областей и субъектов профессиональной деятельности, чтобы впоследствии социальные работники обладали теоретической базой и умениями в области эмпирических исследований, дающих возможность непосредственно учувствовать в проведении прикладных исследований [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что социология занимает важное место в подготовке профессиональных социальных работников. Существует очевидная необходимость готовить социальных работников как исследователей, сочетая опыт социальной работы с освоением методик и технологий эмпирических исследований. При обучении социальных работников необходимо готовить специалистов, обладающих навыками и компетенциями, позволяющими применять на практике различные научные подходы и методы. Для достижения поставленных целей социальные работники должны уметь сочетать в своей деятельности, как теорию социальной работы, так и исследовательские стратегии и методологии.

Литература:

  1. Павленок, П. Д. Основы социальной работы / П. Д. Павленок, О. Я. Гойхман, А. А. Акмалова. — 4-е изд. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 534 c. — Текст: непосредственный.
  2. Садыков Р. М. О роли социологических исследований в социальной работе / Материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 3. — М.: Изд-во МГУ, 2007.
  3. Холостова, Е. И. Теория социальной работы / Е. И. Холостова, Е. Г. Студёнова. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. — 474 c. — Текст: непосредственный.
  4. Шмелёва, Н. Б. Введение в профессию «Социальная работа» / Н. Б. Шмелёва. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 224 c. — Текст: непосредственный.

Ключевые слова

социальная работа, социология, социальные науки, кадры социальной работы, область социологии