Современные тенденции и проблемы развития отрасли железнодорожного машиностроения в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 7. Технические науки

Опубликовано в

LXXIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2024)

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Лазаренко, А. Г. Современные тенденции и проблемы развития отрасли железнодорожного машиностроения в России / А. Г. Лазаренко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 16-21. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/508/18336/ (дата обращения: 29.04.2024).



Данная статья посвящена современным тенденциям и проблемам развития отрасли железнодорожного машиностроения Российской Федерации. Наиболее важным направлением исследования является изучение возможностей и оценка текущего состояния российского железнодорожного машиностроения. Рассмотрены особенности развития отрасли, отражены ключевые проблемы и обозначены основные тенденции, способствующие развитию отечественного железнодорожного машиностроения.

Ключевые слова: железнодорожное машиностроение, подвижный состав, санкционное давление, локализация производства, импортозамещение.

В развитии российского железнодорожного машиностроения всегда был центральным и значимым вектор повышения уровня локализации и суверенизации продукции, что обусловлено стратегической ролью железнодорожного транспорта в экономике России. Перед отраслью стояла задача создавать современный высокотехнологичный подвижной состав, способный эффективно работать в разнообразных климатических условиях и с высокими характеристиками по надежности и безопасности. Для ее выполнения применялись самые передовые разработки ведущих мировых производителей [4, с. 8].

Однако возникшее в 2022 году беспрецедентное санкционное давление на экономику и промышленность России потребовало от производителей оперативно ускорить планы, при этом обеспечив бесперебойную работу ранее поставленной техники.

Объединение производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) обнародовало предварительные данные по выпуску продукции предприятиями транспортного машиностроения за 2023 год (рис. 1) [5, с. 2].

Объем производства подвижного состава за 2022–2023 гг.

Рис. 1. Объем производства подвижного состава за 2022–2023 гг.

Так, несмотря на рекордное количество антироссийских рестрикций и ограничений, за 2023 год в целом производство выросло практически во всех сегментах, хотя по отдельным категориям наблюдаются незначительные отклонения (рис. 2).

Объем производства грузового подвижного состава за 2022–2023 гг.

Рис. 2. Объем производства грузового подвижного состава за 2022–2023 гг.

Внешние ограничения нарушили устоявшиеся кооперационные связи, маршруты перевозок грузов и привели к снижению объемов экспортно-импортных перевозок, а также к ограничению доступа к компонентой базе для подвижного состава. Несмотря на это железнодорожный транспорт и машиностроение смогли сохранить устойчивое функционирование отраслей с допустимым снижением количественных показателей работы [8, с. 43].

Основными факторами, оказывающими влияние на железнодорожные перевозки и железнодорожное машиностроение являются:

1. Санкционное давление на экономику России.

Существенные ограничения работы с традиционными поставщиками из недружественных стран, использование международных финансовых инструментов и доступа на рынки сбыта потребовали оперативной модернизации многих производственных процессов и кооперационных цепочек у производителей подвижного состава и клиентов железнодорожного транспорта.

2. Ограничение поставок импортных компонентов западного производства.

Вынужденный простой части эксплуатируемого парка и замедление темпов выпуска нового подвижного состава привели к необходимости налаживания новых путей доставки традиционных компонентов. Возникшая ситуация стимулировала работы по поиску новых поставщиков в России и дружественных странах и по освоению производства комплектующих. Это ускорило обновление модельного ряда подвижного состава.

3. Государственная поддержка российской промышленности и железнодорожного транспорта [1, с. 110].

Железнодорожный транспорт и машиностроение были одними из приоритетных направлений поддержки и развития экономики и промышленности России в кризисный период 2022–2023 годов, что положительно сказалось на реализации инфраструктурных проектов и выпуске подвижного состава. В 2023 году уже видны первые положительные результаты: в первом полугодии 2023 года индекс выпуска подвижного состава вырос на 22,9 %, а индекс промышленного производства — на 2,2 %.

4. Переориентация транспортных потоков с Запада на Восток.

Резкий незапланированный рост объемов перевозок в направлении Дальнего Востока и Юга привел к максимальному использованию провозных мощностей, увеличению сроков доставки грузов и возникновению ограничений по их вывозу.

5. Ограничение авиаперелетов в ряд городов Юга России.

Переток пассажиров привел к росту железнодорожных пассажирских перевозок в направлении южных городов России, особенно в курортный сезон. В то же время он создал дополнительную загрузку дефицитной пропускной способности инфраструктуры в направлении портов Юга.

6. Высокий уровень ключевой ставки ЦБ России.

Увеличение финансовой нагрузки на производителей и перевозчиков привело к росту стоимости готовой продукции и обновления производственных активов [7, с. 27].

7. Дефицит трудовых ресурсов.

Ускорение программ по достижению технологического суверенитета, высокая загрузка предприятий ОПК, а также проведение частичной мобилизации усугубили проблему дефицита высококвалифицированных сотрудников на предприятиях железнодорожного машиностроения.

8. Проведение Специальной военной операции на Украине.

Глобальное изменение мирового геополитического уклада и состояния экономики России оказало существенное влияние на все отрасли промышленности и население.

Чтобы выдержать внешнее давление, производителям, прочим потребителям продукции железнодорожного машиностроения и государству необходимо работать сообща, обеспечивая взаимную поддержку. Основным направлением деятельности всей российской промышленности и транспортного машиностроения, в частности, на ближайшие годы стало импортозамещение ключевых компонентов зарубежного производства до достижения полного технологического суверенитета.

Для ускорения внедрения новых технологий необходимо создавать благоприятные условия для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стимулировать применение обратного инжиниринга. В целом требуется широкий спектр мер поддержки, включая льготное финансирование проектов освоения ключевых компонентов, создание и развитие производственных мощностей.

Успешно ответить на вызовы и решить задачи, поставленные новым мировым укладом и реалиями, можно, только сохранив нормальное функционирование производственных систем, локализовав или создав собственное производство критических комплектующих, при этом поддерживая инновационную и научную деятельность.

Подводя итоги, следует отметить, что разработка нового современного подвижного состава под требования клиентов на базе исключительно российских технических решений и технологий будет нелегким и продолжительным процессом.

Литература:

  1. Борисов В. Н., Плотникова Д. А. Железнодорожное машиностроение и производство электропоездов в условиях импортозамещения. Вестник НГУЭУ. 2023. Вып. 1. С. 108–128.
  2. Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. 2023. Вып. 3(63). 80 с.
  3. Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. 2023. Вып. 4(64).
  4. Информационно-аналитический отчет: Железнодорожный транспорт: результаты импортозамещения 2022–2023. Москва: ROLLINGSTOCK Agency, 2023. 88 с. URL: https://wagon-cargo.ru/upload/medialibrary/9d9/gohlonzivgk3wqjp3dph267u4edxdvpn/rsa_railway-technological-independence-2022–2023_e-report.pdf.
  5. Официальный сайт Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) России. URL: https://opzt.ru/about-partnership/.
  6. Плотникова Д. А. Возможности отечественного железнодорожного машиностроения на примере электропоезда «Ласточка». Вестник университета. 2023. Вып. 6. С. 87–96.
  7. Россия и мир: 2023. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: А. А. Дынкин, В. Г. Барановский; отв. ред.: Г. И. Мачавариани, И. Я. Кобринская. Москва: ИМЭМО РАН, 2022. 130 с.
  8. Экономика России в условиях новых вызовов: от адаптации к развитию: доклад / отв. ред. М. Ю. Головнин, Е. Б. Ленчук. Москва: Институт экономики РАН, 2023. 132 c.

Ключевые слова

импортозамещение, локализация производства, санкционное давление, железнодорожное машиностроение, подвижный состав