Развитие креативности учащихся при использовании метода мультимедийных проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белеванцева, О. Н. Развитие креативности учащихся при использовании метода мультимедийных проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ / О. Н. Белеванцева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/506/18299/ (дата обращения: 05.05.2024).



Личностная ориентация и развитие творческих способностей учеников являются одними из основополагающих принципов содержания образования в современной школе. Стратегия современного предполагает «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов» [3, с.14]. Цель школы в настоящее время заключается в развитии ученика как личности, учете его индивидуальных особенностей и способностей, а также в развитии его творческого потенциала.

Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах наши отечественные ученые: Б. М. Теплов, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Лук и др. Я. А. Пономарев считал, что «творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации» [2, с.14]. В то же время ученый отмечал, что «творчество — это создание нового, это и механизм развития личности». Творческая деятельность педагогом-новатором И. П. Волковым [1] рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

Творческая деятельность играет важную роль в жизни каждого человека, но особенно значима она для детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальные контакты. Им трудно дается деятельность, где требуется самостоятельность, фантазия. Важно отметить, что обучающиеся с ОВЗ часто сталкиваются с различными препятствиями и сложностями, которые могут вызывать чувство беспомощности и отчаяния, а творчество помогает таким обучающимся справиться с внутренними трудностями и негативными переживаниями, которые могут казаться непреодолимыми. В процессе творческой деятельности у таких детей укрепляется ощущение собственной ценности, активно формируются коммуникативные навыки, навыки самоорганизации и достижения поставленных целей. Творчество помогает детям выразить свои эмоции, а также передать свои знания и отношения через зрительные образы, что может быть более доступно и выразительно для некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья, чем выражение своих мыслей и чувств вербально.

Для развития творческих способностей обучающихся давно и успешно применяется метод проектов. Специфика дистанционного обучения детей-инвалидов накладывает некоторые ограничения использования данного метода: целесообразно использовать метод создания мультимедийного проекта не на уроке, а преимущественно во внеурочной деятельности, на методической и предметной неделе, во время которых возможно раскрытие и развитие творческих способностей детей при выполнении исследовательских заданий, творческих работ. Проектный метод способствует расширению кругозора учащихся, позволяя по-новому взглянуть на знакомый предмет и даже определить свою профессиональную стезю. Дети с удовольствием откликались, создавая видеообраз стихотворений также при подготовке общешкольного сетевого проекта «Читаем вместе».

На некоторых уроках (уроках изучения лирики), а также во внеурочной деятельности, используется прием создания видеообраза стихотворения — индивидуальный краткосрочный мини-проект, рассчитанный на работу в течение 1–2 уроков, что позволяет добиться главного — увидеть, услышать героев, передать эмоции, которые чувствуют герои. Работая над проектом, учащиеся выполняют и литературоведческий анализ, и используют средства сети Интернет (для поиска дополнительных сведений, художественных иллюстраций, музыкальных произведений), и обучаются навыкам работы с новейшими информационными технологиями.

В этом году для мероприятия по современной поэзии, проведенной нашими педагогами в рамках предметной недели, мы с обучающимся 11 класса работали над созданием видеообраза стихотворения современного автора Алисы Орловой «Танки».

Мы ставили перед собой цели: показать своеобразие лирики А.Орловой, дать прочтение в контексте времени; провести углубленный анализ стихотворения для раскрытия внутренних переживаний поэтессы; дать почувствовать трагичность и значимость звучащего, развивать навыки выразительного чтения.

Работа над созданием видеообраза стихотворения рассчитана на 1–2 урока и состоит из четырёх этапов:

1) постановка проблемной ситуации и распределение ролей и зон ответственности;

2) сбор и обработка материала;

3) презентация проекта;

4) обсуждение результатов.

Для выразительного чтения стихотворения учащемуся необходимо не только найти нужную интонацию, выбрать темп, скорость и громкость чтения, но и создать речевой художественный образ лирического героя. Например, при работе над стихотворением Алисы Орловой главным было показать, что перед нами — обнаженная душа лирического героя, неопытного, маленького ребенка. Его мир наполнен важными событиями — приходят танки, они идут на восток. Оценка этого события не подвластна ребенку, здесь он обращается к матери, ее мнение, ее отношение к происходящему, для него будет главным. Её глазами он смотрит на мир. В образе мамы можно увидеть и символ Родины — матери, кормилицы. А также образ матери-Земли, которая радуется возвращению своих сыновей, что передается фразой «Возвращаются!». Отдельно, вторым голосом звучит тема горящего Мариуполя, и снова перекличка с именем Богоматери.

Таким образом, и ритмически, и фонетически, и лексически, и синтаксически, передана боль за землю Мариуполя и надежда на МИР, который придет с идущими на восток танками. Работаем и над анализом стилистических средств, и над анализом использованных знаков препинания. Особое внимание при подготовке к выразительному чтению уделяем звукописи. Многократно повторяющийся во фрагменте открытый звук [у] переходит в скрежет танковой брони [ж], [кр], [ч]. Мы слышим не плач детей и матерей, обращенный к небу, мы слышим звуки боя.

В заключение урока, посвященного анализу стихотворения, мы приходим к выводу, что в качестве зрительных образов будем использовать ассоциативные иллюстрации, акцентирующие ключевой образ стиха, решаем использовать фотографии нашего известного маленького земляка Алеши. Тема стихотворения, основные образы, звукопись помогает определиться и с музыкальным сопровождением произведения.

Созданный мультимедийный проект мы используем как иллюстрацию на уроке, участвуем в конкурсах творческих проектов, традиционно получая высокие оценки.

Положительные результаты от создания мультимедийных проектов мы видим в том, что, кроме развития творческих способностей, у учащихся:

– повышается интерес к чтению поэзии;

– совершенствуется умение литературоведческого анализа;

– развивается ассоциативное мышление учащихся;

– развивается кругозор учащихся.

Литература:

  1. Волков, И. П. Учим творчеству: опытная работа учителя труда и рисования / И. П. Волков. — Москва: Педагогика, 1982. — 88 с. — ([Пед. поиск: опыт, пробл., находки]).
  2. Пономарев, Я А. Психология творчества. / Акад. наук CCCР, Ин-т психологии. — Москва: Наука, 1976.
  3. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.