Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ильина, В. В. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом / В. В. Ильина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/506/18276/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье авторы изучили мониторинг загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом.

Ключевые слова: загрязнение, атмосферный воздух, автотранспорт, окружающая среда.

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды [3].

По некоторым оценкам, 40–75 % загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, приходится на долю автотранспорта [2]. Поскольку люди в основном живут в городах, вся городская территория заполнена транспортом, что создает зоны повышенной концентрации вредных веществ. Часть этих веществ оседает на дорогах, часть поднимается в воздух, накапливается в атмосфере и стекает с осадками, загрязняя почву и воду. Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном сгорании топлива: всего 15 % его расходуется на движение, а 85 % выбрасывается в атмосферу в переработанном виде [1].

В своем исследовании мы применили методики (работы В. И. Артамонова, А.Л Яншина) «Измерение автотранспортной нагрузки» и «Определение состояния хвои ели обыкновенной (Pícea ábies) в городе Нижнекамск для оценки загрязнённости атмосферы».

Измерение автотранспортной нагрузки производилось методом подсчёта автомобилей различных типов. Интенсивность движения автотранспорта определялась методом подсчета автомобилей различных типов по 10 минут. При этом отдельно учитывался тип автомобиля (грузовой, автобус и легковой, (таблица 1).

Методика индикации чистоты атмосферы по хвое ели обыкновенной (Pícea ábies) состоит в следующем. Всю хвою разделили на 3 части: неповреждённая хвоя (1 класс); хвоя с пятнами (2,3 класс); хвоя с признаками усыхания (4 класс) [4], (рис. 1).

Исследование хвои ели обыкновенной (Pícea ábies)

Рис. 1. Исследование хвои ели обыкновенной (Pícea ábies)

Участок исследования города Нижнекамск: 1 — Ул. Сююмбике (ТЦ «Рамус Молл»); 2 — Парк «Семья» (Остановка «ул. Баки Урманче»); 3 — «Казанский инновационный университет» (КИУ); 4 — Парк «Солнечная поляна»; 5 — Корабельная роща, (таблица 2).

Таблица 1

Выявление величины автотранспортной нагрузки

C:\ProgramData\ASUS\ASUS Live Update\Temp\загруженное.jpg

Таблица 2

Определение состояния хвои ели обыкновенной ( Pícea ábies ) в городе Нижнекамске для оценки загрязненности атмосферы (измеряемые показатели — количество хвоинок)

Таким образом, мы пришли к выводу, что степень повреждения и усыхания хвои ели обыкновенной (Pícea ábies) на участке 1,2,3 больше (так как на данных участках большой поток автомобилей, частые пробки, следовательно, много выбросов автотранспорта), чем на участке 4,5, а значит и степень загрязнения атмосферного воздуха в данных зонах ниже.

В связи со значительным влиянием автомобильного транспорта на качество воздуха необходимо уделять пристальное внимание и вносить любые предложения по решению этой проблемы, а данные, полученные в ходе мониторинга, должны стать основой для подведения итогов в ходе данной деятельности [5].

Рекомендации по снижению выбросов автомобильного транспорта в городах России:

  1. Применение новых видов автотранспорта, минимально загрязняющих окружающую среду (например, электромобиль);
  2. Рациональная организация и управление транспортными потоками;
  3. Использование более качественных или экологически чистых видов топлива (например, газ);
  4. Применение совершенных систем — катализаторов топлива -и систем шумоглушения — глушителей шума,
  5. Призывать людей пересаживаться на общественный транспорт или велосипеды.

Литература:

  1. Авалиани С. Л. Мониторинг здоровья человека и здоровья среды / Авалиани С. Л., Ревич Б. А., Захаров В. М. — М., 2010.
  2. Амбарцумян В. В., Носов В. Б., Тагасов В. И. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. — М.: Гарант, 2019.
  3. Афанасьев Ю. А., В. В. Меньшиков и др. Мониторинг и методы контроля окружающей среды. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
  4. Ашимхиной Т. Я. Экологический мониторинг. М. 2018 г.
  5. Бродский, А. К. Общая экология: Учебник для студентов вузов / А. К. Бродский. — М.: Изд. Центр «Академия», 2017.