Влияние занятий по физической подготовке на развитие и совершенствование работоспособности курсантов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 25. Физическая культура и спорт

Опубликовано в

LXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2023)

Дата публикации: 12.12.2023

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Чувашева, А. А. Влияние занятий по физической подготовке на развитие и совершенствование работоспособности курсантов / А. А. Чувашева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 66-70. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/505/18270/ (дата обращения: 29.04.2024).



Физическая подготовка курсантов является их неотъемлемой частью жизни. В процессе развития совершенствования их физической подготовки происходит формирование специальных навыков. В настоящее время развитию физической подготовки сотрудников уделяется особое внимание, так как деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы носит опасный характер.

Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудник уголовно-исполнительной системы, физические нагрузки, нормативы, выносливость.

Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы содержит в себе множество трудностей. Сотрудник, достаточно часто, в ходе выполнения служебных задач, сталкивается с ситуациями, которые несут опасность для жизни и здоровья, как самого сотрудника, так и окружающих. Именно в такие моменты на правильность и быстроту решений сотрудников могут повлиять такие психологические факторы как: страх, внезапность, растерянность, а также неуверенность в своих силах. Поэтому в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний, сегодня, актуальной является задача, которая направлена на развитие и совершенствование морально-психологической устойчивости у курсантов. Существуют различные методы, которые помогают развивать и совершенствовать указанные выше качества.

Физическая подготовка неотъемлемая часть повседневной деятельности курсантов, ее важность подтверждает Виленский М. Я. утверждая, что занятие физической культурой и спортом позволяют повысить эффективность учебы, повседневной деятельности, поддержанию мышечного тонуса, гормонального баланса, а также психофизиологической активности. Подобные стимулирующие воздействия от занятий физическими упражнениями на психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, устойчивость, умственную работоспособность) способствуют улучшению учебного процесса [1].

Мотивационно-ценностный компонент отражает эмоциональное отношение курсантов к физическому развитию, сформированную потребность в нем, понимание значимости физического развития в процессе личностно-профессионального становления. Заключается в побуждении курсантов к физическому развитию, нацеленности на здоровый образ жизни и физическое совершенствование.

Основными направлениями физического развития, оказывающими влияние на личностно-профессиональное становление будущих военных специалистов, являются:

– формирование социально значимых качеств уверенности в своих силах, решительности, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели, выдержки и самообладания, функциональной работоспособности, смелости), что позволяет в дальнейшей служебной деятельности четко, быстро и своевременно выполнять поставленные задачи, руководить подчиненными, пользоваться авторитетом среди военнослужащих;

– формирование профессионально значимых умений и качеств (способности действовать в экстремальной обстановке, принимать решения и нести за них ответственность, способности к анализу и прогнозированию боевой обстановки, стремления к профессиональному совершенствованию, военно-профессиональной подготовленности, физической подготовленности), что обеспечивает готовность военнослужащих к выполнению задач в реальной боевой обстановке;

– развитие психологических свойств личности (успешной адаптации к военной службе, компенсации негативных последствий службы, мобилизации психических ресурсов, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды), что способствует формированию психологического здоровья военнослужащих [5].

Поступая в военизированное или ведомственное учебное заведение, абитуриенты проходят военно-врачебную комиссию и сдают вступительные экзамены по физической подготовки. Это связано с тем, что во время учебного процесса на курсантов систематически возлагаются физические нагрузки. Для предотвращения несчастных случаев, которые могут произойти с курсантами во время выполнения физических нормативов необходимо иметь хорошее здоровье и выносливость [2].

В последнее время очень популярны стали такие виды тренировок как «круговые тренировки». Упражнения подбираются по правилу последовательного воздействия на все основные мышечные группы. Упражнения выполняются сериями, без пауз. Одним из важных параметров, используемых при данной методике, является повторный максимум — время, выделяемое для прохождения «круга» и число повторений «кругов» на максимум повторений.

Также эффективной формой занятий у курсантов является утренняя физическая зарядка, направленная на развитие выносливости, быстроты, силы и ловкости, а её интенсивность в небольшой временной промежуток только усиливает данный эффект. Также необходимо отметить её систематичность, позволяющей натренировать тело к конкретным временным промежуткам, и готовности к нагрузке. Только при таких факторах возможно развитие физических навыков у курсантов [3].

Курсанты ежеквартально сдают комплексное силовое упражнение № 2 и № 1, они очень схожи с «круговой тренировкой».

Все нормативы по физической подготовке направлены на выработку выносливости, силы, быстроты и ловкости.

– Выносливость — кросс, плавание, бег на лыжах

– Сила — Комплекс силовых упражнений

– Быстрота и ловкость — челночный бег (10×10 м(с)), боевые приемы борьбы.

Большее внимание уделяется направленности физической активности, её форм и проявлений. Стоит отметить упражнения сложной активности, требующие времени на подготовку, оказывают большее воздействие на интеллектуальную трудоспособность, чем упражнения простые и не требующие особой подготовки. Направление нагрузок к состоянию размеренности и стабильности, а также заострение внимания на определенных группах мышц, на длительном периоде оказывают большую эффективность, нежели упражнения комплексные, затрагивающие все тело [4].

Исходя из вышесказанного стоит сделать вывод о том, что физическая культура необходима для повышения уровня их физической подготовленности, воспитание полезных двигательных навыков и умений, играет одну из важных ролей в решении проблемы развития и рационального использования свободного времени. Все это связано со спецификой работы будущих сотрудников.

Литература:

  1. Лямзин, Е. Н., Верболюк, И. П., Синякин, Д. А. Влияние физической подготовки на работоспособность и активность курсантов / Е. Н. Лямзин, И. П. Верболюк, Синякин Д. А. // Актуальные исследования. — 2021. — № 48 (75). — Ч.II. — С. 102–104.
  2. Виленский, М. Я., Русанов, В. П. Влияние дифференцированных двигательных режимов учебных занятий по физическому воспитанию на умственную и физическую работоспособность студентов / М. Я. Виленский, В. П. Русанов // Физ. культура в научной организации труда студентов пед. института. — М., — 2001. — С. 8–14.
  3. Ложкина, О. П., Ложкина, Н. П. Физвоспитание в вузе — часть образа жизни курсантов / О. П. Ложкина, Н. П. Ложкина // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 436–438.
  4. Перфильев, А. А. Физическая культура и спорт в жизни курсантов военизированных и ведомственных учебных заведений / А. А. Перфильев // NovaInfo, — 2018. — № 90 — С. 221–224.
  5. Анцыферова, Л. И. Личность с позиции динамического подхода / Л. И. Анцыфероава // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. — 1990. — С. 7–17.