Социальная реклама как эффективный инструмент воздействия на общество | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Олейник, Т. А. Социальная реклама как эффективный инструмент воздействия на общество / Т. А. Олейник, А. С. Гончарова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/504/18258/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается вопрос об эффективности воздействия социальной рекламы. Раскрывается сущность социальной рекламы, приводятся аргументы её влияния на общество.

Ключевые слова: реклама, социальная реклама, общество, современный мир.

Современный мир многогранен: активное развитие технологий, искусственного интеллекта, способов общения и даже личные взгляды на мир — все это формирует развитое, целеустремленное и работоспособное общество. И в этом потоке информации и различного рода новшеств важно не потерять себя, свое достоинство и «звание» здорового во всех смыслах человека. Каким образом государству удается поддерживать в обществе гуманизм, солидарность, привычки к здоровому образу жизни? На наш взгляд этому очень способствует социально направленная реклама, способная влиять на мировоззрение человека.

Реклама вошла в нашу жизнь так глубоко, что мы просто не можем представить ее отсутствия. Реклама — многообразна. Она включает в себя несколько взаимосвязанных сущностей — экономическую, общественную, идеологическую, образовательную и психологическую. Реклама помогает установить связи между предприятиями и потребителями, формирует общественное мнение, распространяет полезную информацию, влияет на наше сознание и установки. Это всё регулируется Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О рекламе» [1].

Она окружает нас повсюду: в интернете, на телевидении, на уличных вывесках, в журналах, на радио. Реклама регулярно модернизируется, потому что меняется общество — появляются новые потребности, товары, услуги.

Понятие «реклама» трактуется по-разному. Так, например, В. В. Ученова говорит, что реклама — это форма массовой коммуникации, которая включает в себя создание и распространение информационных и воздействующих текстов, направленных на группы людей, с целью влиять на их выбор и побудить к действию, которое выгодно для рекламодателя. А другие, например, У. Уэллс, Дж. Бернет и С. Мориарти трактуют ее как форму коммуникации, которая оплачивается спонсором и использует различные средства массовой информации для воздействия на аудиторию, с целью убедить или оказать влияние на их решения. На наш взгляд, самым оптимальным определением является следующее: реклама — это направление в маркетинговых коммуникациях, благодаря которому распространяется информация для привлечения целевой аудитории к объекту продвижения [2].

В современном обществе реклама стала наиболее популярным методом для решения различных социальных вопросов. В этом плане массовое применение получила социальная реклама. Она направлена на привлечение внимания к социально значимым вопросам общества. В наше время, когда медиапространство насыщено информацией, привлечь внимание к какой-либо проблеме становится все сложнее. Однако социальная реклама предоставляет возможность изменить эту ситуацию и привлечь внимание широкой массы людей к социальным проблемам.

Социальная реклама — вид некоммерческой рекламы, которая направлена на изменение поведения людей и привлечение внимания к проблемам, которые волнуют общество [3]. Другими словами, социальная реклама ориентирована на решение социальных проблем и содержит в себе информацию, которая способствует популяризации общественно-важных ценностей, таких как семья, доброта, справедливость, взаимопомощь, милосердие, ответственность и пр. Она призывает людей к толерантности, равенству и справедливости. Статья 10 Федерального закона «О рекламе» полностью посвящена социальной рекламе.

Говоря об эффективности социальной рекламы, c экономической точки зрения важно понимать, что это комплекс результатов воздействия на сознание, психологию и поведение человека, социальной группы и общественной системы в целом. Но эффективность социальной рекламы измерима лишь в долгосрочном периоде времени [4]. Таким образом, телевидение, радио, СМИ и другие источники распространения рекламы должны подбирать оптимальные методы воздействия на общество, чтобы реклама была наиболее эффективна.

Сегодня телевидение и СМИ уделяют большое внимание социальной рекламе в формировании морально-нравственных принципов, особенно среди молодежи. Например, в Белгороде, с помощью социальной рекламы, для бездомных животных смогли найти новые дома. Реклама об организациях, оказывающих помощь бездомным животным, была размещена на ситибордах. С её помощью жители смогли помочь животным. В будущем мэрия города планирует продолжать размещение социальной рекламы для привлечения внимания к проблеме бродячих животных [5]. Значимость социальной рекламы заключается в актуализации и поиске решения социальных проблем. Особенно важным фактом является то, что молодежь получает и воспринимает информацию из интернета, телевидения и других медиа, а не только из близкого окружения, поэтому у социальной рекламы есть значительный потенциал влиять на мировоззрение молодых людей. Она отражает важные нравственные проблемы, способствует воспитанию в человеке чувства уважения, солидарности и толерантности, а также помогает обществу осознать ценность человеческой жизни. Важно понимать, что социальная реклама не продвигает конкретный товар или услугу, а, прежде всего, отражает определённое «отношение к миру».

Реклама появляется из обилия конфликтов, проблем и противоречий в общественной жизни. Поэтому созидательные стимулы необходимы. Социальная реклама оказывает воздействие на те аудитории, которые активно участвуют в принятии важных социальных, экономических или политических решений. Таким образом, основной ее задачей является изменение моральных принципов общества.

На сегодняшний день проводится огромное количество исследований и опросов на предмет отношения к социальной рекламе. Так, согласно материалам исследования, размещенного на сайте Sowa-ru [6], на вопрос «Доверяют ли респонденты социальной рекламе?» 77 % старшего и 77 % младшего поколения доверяют социальной рекламе, если они её видят в надёжных, по их мнению, источниках, также 19 % старшего и 19 % младшего поколения совсем не доверяют социальной рекламе, остальные 4 % поколения 40+ и 4 % молодёжи считают, что социальная реклама — это не что иное как сбор денег.

А на вопрос «Действительно ли социальная реклама способна влиять на общество и его восприятие социальных проблем?» 52 % поколения 40+ думают, что социальная реклама обращает внимание людей на решение проблемы, но не способствует их решению. А среди молодёжи такого мнения придерживаются 43 % респондентов. 44 % старшего и 36 % младшего поколения думают, что социальная реклама обращает внимание людей на решение проблемы и способствует тому, чтобы люди предпринимали какие-то решения. Всего 4 % опрошенных от 40 лет придерживаются мнения, что социальная реклама привлекает внимание общественности, но не могут точно сказать, влияет ли она на решение самой проблемы. 21 % опрашиваемых в возрасте от 16 до 25 лет придерживаются подобного мнения. По результатам данного опроса можно сделать вывод, что люди доверяют социальной рекламе, но не всех она побуждает к действию. Но главное, что социальная реклама помогает привлечь внимание общества на различные проблемы.

Социальная реклама, как и все в этом мире, имеет свои позитивные и негативные стороны. К плюсам можно отнести: лаконичный призыв к масштабным проблемам, запуск механизма осознанности, фокусирование общества на том, что действительно важно. К минусам относится неоднозначное восприятие рекламы, непредсказуемый эффект воздействия на психику, трудность оценки результата работы.

Таким образом, социальная реклама является неотъемлемой частью нашей современной жизни и выполняет важную социальную функцию. Она может являться показателем нравственности общества. Социальная реклама осуществляет целый ряд важных функций: формирует мировоззрение, чувство патриотизма и другие важные личностные качества. Социальная реклама обладает потенциалом и выступает эффективным инструментом гуманизации общества.

Литература:

  1. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 12. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
  2. СМИ, журналистика, реклама: актуальные вопросы. URL: http://www.librero.ru/article/writeup/obmenvalut/inkaccovoe_poru4enie.htm
  3. Энциклопедия маркетинга: библиотека маркетолога. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/advert/social_adv.htm
  4. Голуб О. Ю. Социальная реклама. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2011.–180 с.
  5. Bel.ru. URL: https://bel.ru/news/2021–05–25/sotsialnuyu-reklamu-o-bezdomnyh-zhivotnyh-v-belgorode-razmeschayut-besplatno-372810
  6. Sowa-ru. URL: https://sowa-ru.com/wp-content/uploads/2020/12/issledovatelskiy-proekt_otnoshenie-k-socialnoy-reklame.pdf?ysclid=lpdy5u9dbc477084183