Тренинг «Педагогическая рефлексия» как многофункциональный метод преднамеренных изменений личности педагогов ДОО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тренинг «Педагогическая рефлексия» как многофункциональный метод преднамеренных изменений личности педагогов ДОО / Е. В. Фаркова, Е. Н. Тимофеева, Н. В. Рахимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 25-35. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/502/18203/ (дата обращения: 10.05.2024).



Тренинг «Педагогическая рефлексия» как многофункциональный метод преднамеренных изменений личности педагогов ДОО

Фаркова Елена Викторовна, воспитатель;

Тимофеева Елена Николаевна, воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 92

Рахимова Наталья Валерьевна, воспитатель;

Михалёва Ирина Валерьевна, воспитатель;

Жигалина Ольга Алексеевна, воспитатель

МБДОУ г. Иркутска Детский сад № 95

Магас Екатерина Андреевна, педагог-психолог;

Монахова Виктория Алексеевна, воспитатель

МБДОУ г. Иркутска Детский сад № 181

Афенко Александра Сергеевна, воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 82

В ряде работ отечественных психологов педагогический тренинг рассматривается как один из активных методов обучения. Очевиден успех данного метода в практике подготовки специалистов образовательной сферы и процессе профессионального самообразования педагогов.

По отношению к основной цели психолого-педагогического тренинга в противовес к рассмотрению «развития» С. И. Макшанов вводит термин «преднамеренное изменение». Данное понятие, и на наш взгляд, отражает суть направленности процесса и результата совершенствования личности педагога, подчеркивая их осознанный характер. Преднамеренное изменение включает в себя и развитие, и коррекцию.

К. Рудестам называет тренинговую форму ядром обучающего опыта, а в некоторых случаях единственным методом обучения и изменения не только профессионального педагога, но и человека-личности в целом.

В. Каган представляет тренинг как особую форму обучения, опирающуюся не на декларативное, а на реальное знание и проживание собственного опыта. Возможность работы непосредственно с опытом позволяет использовать тренинг в качестве важного компонента профессиональной подготовки будущих педагогов и элемент профессионального саморазвития действующих педагогов.

Психолого-педагогический тренинг не просто позволяет выработать и проанализировать новый опыт, но ориентирует личность педагога на «чувствование себя», дает возможность осознавать собственные противоречия, направленность и устремления, активизирует стремление педагогов к познанию себя и самосовершенствованию, позволяет каждому из них принять личную ответственность за свои действия, предоставляет возможность стать «скульптором» собственной личности, тем самым гармонизируя внутреннее пространство (О. Е. Евтихов).

Значение тренингов, как явления последнего поколения, в мире прикладной психологии значительно возрастает. Эффективность тренинга к обучению и совершенствованию навыков доказана практикой.

Рассмотрим основные существующие понятия тернинга. Термин «тренинг» (от англ. train) имеет ряд значений — «воспитание, обучение, подготовка, тренировка». Групповой психологический тренинг выходит за эти рамки и используется в широком смысле слова, в целях развития, обучения и диагностики (О. В. Евтихов).

Тренинг — это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. В настоящее время термин «тренинг» используется для обозначения широкого круга методик, базирующихся на различных теоретических принципах. Выделяют тренинги, направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные тренинги, тренинги, стимулирующие личностный рост, обучающие (С. И. Макшанов).

Методика тренингов может быть различной, но обязательно включает в себя два компонента: ролевую игру как моделируемую ситуацию и групповую дискуссию.

Каждый современный тренинговый метод, имеющий личностную ориентацию, характеризуется собственной методологией развития личности. Поэтому можно выделить тренинги личностного роста динамической, гуманистической, когнитивной и другой ориентации. К тренингу личностного роста динамической ориентации в этом смысле могут быть отнесены психодраматические группы. К тренингу личностного роста гуманистической ориентации можно отнести группы встреч Роджерса, гештальтгруппы Перлза, группы экзистенционального тренинга, а также социально-психологический тренинг, направленный на развитие социальной перцепции и базирующийся на теоретических подходах отечественной социальной психологии (Л. А. Петровская). Тренинг когнитивной ориентации направлен на развитие, прежде всего, когнитивного компонента самопознания, осознавания неадаптивных компонентов поведения. Одним из подходов к реализации личностного роста в тренинге, является проведение тематического тренинга, т. е. фокусирование внимания на какой-либо теме, которая для всего цикла является сквозной. Обучающие тренинги также представляют собой сборную группу и направлены на совершенствование в первую очередь навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является общение, в частности для педагогов ДОО.

Обязательными процедурами в ходе тренинга являются:

  1. Индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятия. Смысл этой работы состоит в осмыслении динамики процессов, способов и результативности индивидуальной и совместной деятельности;
  2. Аналитическая работа ведущих по осмыслению групповых процессов, изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес, активность и т. д.).

Основными методами являются:

— анализ ситуаций, стимулирующий обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы;

— групповая дискуссия, позволяющая сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, развивающая умение слушать и взаимодействовать.

Приводим примеры занятий апробированной Программы тренинга «Педагогическая рефлексия»

Занятия проходили в музыкальном зале, достаточно просторном, чтобы педагоги могли сесть в круг и выполнять упражнения, требующие перемещения по помещению и не мешать друг другу.

Группа состояла из 18 человек, в которой работали люди разного возраста.

Перед тем, как начать работать с группой педагогов, с каждым участником была проведена предварительная беседа об основных целях и задачах, о форме работы, о возможных результатах.

Участники были познакомлены с режимом работы, предупреждены о том, что работа в тренинге предполагает обязательное подчинение правилам. Занятие по каждой теме состояло из нескольких разделов:

1. Упражнение на групповое сплочение.

Цель: создать у участников эмоциональный настрой на работу в группе. Упражнения на групповое сплочение на первый взгляд не связаны с темой занятия, однако, они проводятся в начале каждого занятия. Их психологический смысл — в том, чтобы дать участникам группы возможность разрушить привычные стереотипы поведения, ослабить психологические защиты, испытать вместе с другими определенные переживания, что усиливает готовность к восприятию чувств других людей и выражению собственных чувств.

2. Упражнение на овладение навыком.

Цель: дать участникам возможность испытать специфические переживания, связанные с применением изучаемого навыка. Упражнение на овладение навыком несут основную смысловую нагрузку. Их выполнение дает участникам возможность на опыте собственных переживаний понять психологический смысл изучаемого навыка. На данном этапе работы алгоритм поведения задан, навык выделен из контекста ситуации и действует «сам по себе».

3. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций.

Цель: дать участникам возможность включить изучаемый навык в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в общении.

Ролевое разыгрывание ситуации дает возможность участникам:

A) «побыть в шкуре другого», испытать чувства, которые возникают у «другого», при различных стилях поведения в общении;

Б) увидеть реальную возможность применения навыка в жизни;

B) ощутить самому результат выбора и использования изучаемого навыка в жизни. Это наиболее интересная и продуктивная часть работы по теме. По отзывам членов группы участие в разыгрывании ситуаций помогает им увидеть и осознать ситуацию глазами других, открыть в себе что- то новое. 4. Обсуждение итогов работы по теме

Цель: получить обратную связь от членов группы, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия, создать ощущение, что их мнение и впечатления важны для каждого. Обсуждение итогов работы — важная часть каждой встречи. Имеет смысл выслушивать всех членов группы.

На базе процессов активизации личностного и профессионального самосознания насыщение рефлексивного сознания воспитателя происходит легче и скорее, так как совпадает с овладением практической деятельностью. Осмысление себя как личности, развитие ориентации на познание и принятие другого человека как ценности в условиях специального рефлексивного тренинга получает импульс к дальнейшему совершенствованию рефлексии, как профессионально значимой способности.

Программа включает три этапа : ориентировочный, развивающий, закрепляющий.

Цель первого этапа : создать положительный эмоциональный настрой, установку на участие в групповых мероприятиях. Первичная диагностика ожиданий участников, их затруднений, самоопределение членов группы и определение группой цели своей работы.

Цель второго этапа : Развитие навыка рефлексии. Создание в группе атмосферы, способствующей самопознанию, самопроявлению, актуализации каждым своей профессиональной педагогической позиции. Стимулирование потребности и способности индивидуального самовыражения в деятельности. Побуждение к процессу постоянного профессионального самосовершенствования.

Цель третьего этапа : Развитие мотивационной сферы как поиск новых мотивов, смыслов, построения новой системы целей в профессиональной деятельности. Переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе, и рефлексии. Рефлексия изменений, происшедших в участниках за время формирующей работы. Прогнозирование будущих планов участниками группы. Построение программы своего индивидуального (профессионального и личностного) развития.

Предварительно проведена диагностика педагогической рефлексии.

Занятие 1. Знакомство.

Цель: Знакомство с участниками группы, установление правил работы в группе, норм отношений. Определение целей работы группы и индивидуальных задач.

1. Предложить участникам встать в круг и по очереди каждому члену группы представиться:

— Расскажите о себе, своих качествах, привычках, интересах.

— Что вы ожидаете от работы в школе молодого педагога?

Затем участники предлагают, обсуждают и принимают правила работы в группе на основе принципов социально-психологического тренинга и особенностей данной формы взаимодействия.

  1. «Правила группы»

Знакомство с правилами. Определение правил в группе.

1) Быть искренним, доверять другим. В группе можно рассказать о том, что волнует и интересует. Доверительные отношения предполагают конфиденциальность (это одно из этических оснований нашей работы)

2) Участвовать в работе систематически. Это правило вводится в связи с тем, что мысли, чувства каждого участника значимы для всех членов. И отсутствие одного участника нарушает целостность группы.

3) Быть внимательным и активным участником процесса. Важно не допускать такие рассуждения как: «все так думают», «большинство так считают». Эффективнее сказать: «я думаю»..., «я чувствую»..., «мне кажется»....

4) Уважать мнение других: воздерживаться от критики и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Важно принимать, понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание. Помнить и о собственных проекциях, не навязывать свое мнение.

5) Быть терпимым и терпеливым. Каждому участнику предлагается выразить свое представление о происходящем с ним в группе, оценить степень своей активности, интереса к происходящему.

Разминка

Цель. Создание доброжелательной атмосферы, повышение степени внутригруппового доверия.

Упражнение «Объединение по сходству»

Методический ход. Приглашать в центр комнаты участников по реальным или воображаемым признакам сходства («блондинки», «добродушные», «любящие ромашки»). Упражнение завершается, когда в кругу объединятся все участники (например, жители Земли).

Основное содержание занятия

Дискуссия «Эмпатия и толерантность — как они взаимосвязаны».

Цель. Осознать взаимосвязь данных понятий, показать их многогранность.

Время: 30 мин.

Предложить участникам разделиться на три подгруппы. Методом коллективной мыследеятельности на основе плакатных рисунков выработать краткое, лаконичное понятие толерантности. Обсудить различие и сходство предлагаемых формулировок.

Вопросы:

— В чем сходство предложенных определений?

— Как можно объединить их в одно понятие?

— Каким образом эмпатия помогает проявиться качеству толерантности личности? Приведите примеры (обсуждение).

3. «Рисунок музыки».

После восприятия моноспектакля о детстве Ж. Гавера предложить выразить впечатления от услышанного в рисунке. Поделиться впечатлениями.

Рефлексия занятия.

— Какой отклик вызвала у вас данная тема?

— Что, на ваш взгляд, способствует развитию терпеливости, выносливости, психической устойчивости при наличии стрессов?

Занятие 2: Детский сад — открытая система.

Цель. Знакомство с опытом работы ДОУ с целью развития готовности переосмысливать свои профессиональные позиции.

  1. Приветствие участникам тренинга и пожелание партнеру (в парах).
  2. Разминка «Австралийский дождь» (по кругу участники хлопают в ладоши, вступая по очереди, друг за другом).

Основное содержание занятия

Знакомство с инновационной адаптивной моделью ДОУ, предлагаются вопросы для обсуждения:

Прежде чем познакомить с инновационной моделью ДОУ, предлагаются вопросы для обсуждения:

— Какая личность востребована обществом?

— Какие условия необходимы для воспитания творческой личности?

— Как понимаете такое высказывание «Чем больше развивается творчество воспитателя, тем реже можно увидеть захватывающую содержательную игру ребенка»? Не противоречит ли она Вашим представлениям о необходимости творчества педагогов?

Дается характеристика модели ДОУ «детский сад — открытая система». «Открытая система» — условия, позволяющие ребенку действовать самостоятельно; обеспечивающие свободу выбора деятельности, орудий деятельности, места, партнера; предоставляющие возможность для получения информации, практического применения знаний. Основные характеристики ДОУ, действующего в условиях «открытая система»:

— стационарное, постоянное общедоступное оборудование для каждого вида деятельности, распределенное по ДОУ и участку;

— сочетание обязательных (организованных взрослыми) и свободных творческих игр и занятий по выбору детей;

— самоформирующиеся разновозрастные временные творческие коллективы (группы) детей по интересам и симпатиям;

— специализация взрослых по видам деятельности.

Обсуждение возможности организации работы по принципу «открытая система» в ДОУ.

Педагогам предлагается составить модель дошкольного образовательного учреждения по принципу «открытая система» с учетом ваших условий, возможностей и планов». Подчеркивается мысль о том, что прежде чем перейти к чему-то новому, необходимо сделать шаги к познанию и преодолению себя, сложившихся привычек, стиля и условий работы.

Проективный рисунок (реквизит: листы бумаги, ручки).

Участникам предлагается выполнить два рисунка: «Я такой, как есть», «такой, каким хотел бы быть» (на каждый рисунок дается 5 минут). Затем рисунки помещаются в центре комнаты. И произвольно, доставая чей-либо рисунок, участники по очереди рассказывают о своих ощущениях и отношении к тому, что нарисовано (авторов не называют).

Инструкция:

— Отметьте, каким видит себя человек?

— Что хотел бы он изменить в себе?

По желанию участники отмечают наиболее объективные и развивающие высказывания при обсуждении.

5. Методы и приемы: вопросы поискового характера, обсуждение высказываний, задания творческого характера.

Занятие 3: «Я глазами ребенка».

Цель. Познакомить с особенностями восприятия воспитателя детьми.

1. Представить способы самодиагностики. В ходе встречи проговариваются способы диагностики своего влияния на ребенка. Можно проследить свое влияние:

— через рисунки детей проводится самоанализ рисунков;

— через игру «Замещение» каждая участница рассказывает об особенностях, подмеченных в ходе наблюдения за замещающими ее детьми.

План обсуждения:

— В каких видах деятельности вас замещали дети?

— Отличалось ли поведение ребенка в роли от его повседневного?

— В каких проявлениях вы себя узнали?

2. Дается характеристика ролевых стереотипов восприятия воспитателя детьми: «ореол роли», «ореол непогрешимости», «ореол сверхконтроля».

«Ореол роли» — дети подражают воспитателю даже в самом незначительном с точки зрения самого педагога. Такое подражание у дошкольников личностно осмысленно. Они выделяют у взрослого поведенческие штампы, свидетельствующие о его власти.

«Ореол непогрешимости» — дошкольники приписывают педагогам особую проницательность. То, как воспитатель оценивает поступки детей, недостатки их поведения, воспринимается дошкольниками некритически.

«Ореол сверхконтроля» — дети чувствуют себя постоянно «на виду» у педагога, переживая открытость, постоянную вероятность подвергнуться воздействия взрослого, его способности «все увидеть и все оценить».

— Через отношение ребенка к воспитателю. На отношение детей к личности педагога и его воспитательным воздействиям влияет эмоциональное отношение воспитателя к воспитанникам. Это может быть поощряющее, формально — требовательное, непоследовательное отношение. Каждое из них определяет реагирование ребенка на воспитателя и ДОУ в целом. Дается характеристика перечисленных отношений педагога к детям, на основе которых определяются показатели, характеризующие отношение ребенка к педагогу. Отмечается, что переживание оценки взрослого у ребенка формируется только в случае, если он чувствует себя объектом внимания, уважения со стороны педагога.

— Через анализ взаимоотношений детей в группе. Раскрывается сущность методики «Социометрия».

3. С помощью написания автопортрета участникам предлагается описать себя, опираясь на «окно Джо-Гари».

Методы и приемы: информирование (характеристика стереотипов восприятия воспитателя), анализ ситуации замещения ребенком воспитателя, анализ рисунков детей, практическое задание «Напиши автопортрет», схема, «окно Джо- Гари».

Другие

Я

Знаю о себе

Не знаю о себе

Знают обо мне

Открытая область

Слепая область

Не знают обо мне

Скрытая область

Неизвестная область

Открытая область содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны самому человеку и окружающим. Слепая область состоит из того, что в человеке видят дурные привычки, которые им самим не замечаются, а окружающие считают неуместным говорить о них. Скрытая область содержит то, что осознает субъект, но не осознают остальные. Неизвестная область — это то, что находится за пределами сознания и самого индивида и окружающих.

— Ответьте для себя на такие вопросы:

  1. За что меня ценят на работе?
  2. За что меня можно критиковать?

Размышляйте над вопросами:

  1. Считаю ли я себя завершенной, полностью сформировавшейся личностью или у меня есть резервы внутреннего роста и развития?
  1. Способен ли терпимо воспринимать различные точки зрения?
  2. В какой степени я способен принимать критику в мой адрес, необходимую для моего личностного и профессионального роста, развития?
  3. Знаю ли я в действительности, как мои воспитанники воспринимают мир, какой им вижусь я?
  4. Могу ли я взглянуть на себя их глазами?

Поиск ответов на подобные вопросы значительно повышает рефлексию профессионального самосознания педагога. Развитию наблюдательности, определению оптимальности и эффективности педагогической деятельности способствуют ситуации критического анализа и осознания собственного профессионального опыта в сравнении с опытом коллег в творческой атмосфере сотрудничества и заинтересованности друг в друге. Повышение уровня профессиональной рефлексии педагогов коррелирует с повышением степени эмоционального благополучия их воспитанников. Что актуализирует необходимость внедрения данного направления в практику дошкольных образовательных организаций.

Литература:

  1. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга.- СПб., 2005.- 256 с.
  2. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения. Методические рекомендации. — М., 1990.-123 с.
  3. Клюева Н. В. Свистун М. А. Теоретические и методические основы проведения социально-психологического тренинга.- М., 1987.-137 с.
  4. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика. Монография. — СПб.: Образование, 1997.- 210 с.
  5. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: изд-во Моск. ун-та, 1989. — 216 с.
  6. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1990.- 368 с.