Гидрореабилитация для детей с СДВГ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 25. Физическая культура и спорт

Опубликовано в

LXVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2023)

Дата публикации: 11.10.2023

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Соловьева, Д. А. Гидрореабилитация для детей с СДВГ / Д. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 40-44. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/501/18183/ (дата обращения: 13.05.2024).



Статья рассматривает особенности применения процедуры гидрореабилитация для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.

Ключевые слова: СДВГ, ребенок, напряжение, внимание, коррекция, вода.

The article examines the features of the application of the hydro-rehabilitation procedure for children with attention deficit hyperactivity disorder. The main scientific, practical and theoretical provisions are analyzed.

Keywords: ADHD, child, tension, attention, correction, water.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одной из наиболее распространенных форм нервно-психического нарушения у детей. Выделим характерные признаки данного нарушения:

– Отсутствие концентрированности внимания на определенных вещах.

– Повышенная двигательная активность.

– Импульсивные поступки.

– Проблемы с развитием интеллектуальной деятельности.

В большинстве случаев данная патология имеет сочетание с расстройствами обучения. При этом у ребенка нормальный коэффициент интеллектуального развития. В подростковом возрасте, при отсутствии лечения и профилактики данного нарушения, возможно развитие девиантного поведения, злоупотребления вредными привычками, мыслей о самоповреждении. Поэтому изучение способов коррекции данного заболевания является актуальным на сегодняшний день [4, c. 95].

Основу проявления СДВГ составляет минимальная дисфункция мозга. Это характерно для наиболее легких патологий, которые возникают по различным причинам и имеют однотипную симптоматику. Неврологические нарушения проявляются в виде функциональных расстройств, которые не приводят к явно выраженным дефектам моторного и интеллектуально развития. Но вместе с тем, они оказывают влияние на особенности неврологического и психологического онтогенеза [5, c. 30].

В последнее время применение гидрореабилитации считается одним из перспективных способов адаптивной физической коррекции поражений неврологического характера. Методика использует возможности индивидуального развития и восстановления нарушенных функций в условиях водного пространства. Ребенок с самого детства имеет способность свободного движения в воде. При работе с новорожденными детьми, они могут интуитивно задерживать дыхание под водой и совершать плавательные движения. Работа с квалифицированным специалистом позволит произвести коррекцию и постановку движений, которые будут помогать ребенку повышать активность мозговой деятельности и нервных окончаний. Водное давление способствует массированию всех клеток организма, стимулируя деятельность сосудов, нервных клеток и подкожно-жировой ткани. Кроме того, вода успокаивает организм, снимает напряжение и разгружает человека от воздействия стрессовых факторов. Именно поэтому, для детей с СДВГ такие занятия будут способствовать коррекции активности поведения, улучшать восприятие и внимание к окружающему миру [1, c. 34].

Для занятий с детьми с СДВГ необходимо первичное улучшение эмоционального состояния. Затем используют упражнения на обучение нырянию, что позволяет улучшить работу сердечно-сосудистой системы и повысить активность нейронов центрально-нервной системы. Обязательным является проведение лечебной гимнастики в водной среде. Упражнения чередуются между собой, влияя на снижение мышечного тонуса, тонизирование всех систем организма, насыщения клеток кислородом. Это позволит улучшить мозговую активность и повысить приток крови ко всем органам. Специалистам важно уделять внимание правильности выполнения движений и повторению упражнений. Это позволит каждому ребенку с особенностями развития запомнить их [3, c. 287].

Применение гидрореабилитации в коррекции СДВГ позволяет решать следующие задачи:

  1. Формирование двигательных навыков и умений.
  2. Коррекция гиперактивности и снижение уровня активности после проведения занятий.
  3. Формирование навыков адаптации в водной среде.
  4. Физическая реабилитация.
  5. Повышение концентрации внимания при активных упражнениях.
  6. Приобретение уверенности.
  7. Развитие координации движений.
  8. Повышение степени активности коры головного мозга и нейромедиаторов.
  9. Укрепление связочного аппарата и суставов.
  10. Укрепление дыхательной мускулатуры.

Также немаловажным фактором проведения терапии является правильный подбор группы. Многие исследователи считают, что для детей с СДВГ предпочтительнее выбор смешанных групп, так как при работе в группе с однотипным характером нарушений могут иметь приоритет тормозящие факторы из-за одного определенного участника. Это может снизить эффективность работы. Существуют исследования, доказывающие, что терапия с разнотипными нарушениями в одной группе не вызывают зацикленности всех участников на одной проблеме и позволяют решать сложности различного характера [2, c. 12].

Таким образом, большинство исследований доказывают эффективность гидрореабилитационной терапии при работе с детьми с СДВГ. Раннее начало коррекции повышает успех лечения и приводит к снижению дефицита внимания и гиперактивности. Кроме того, занятия в воде способствуют укреплению всех функций организма, снижают нагрузку на нервно-мышечную систему и улучшают общее состояние организма.

Литература:

  1. Гумерова, Э. И. Гидрореабилитация детей раннего возраста при заболеваниях, возникших в результате перинатального поражения ЦНС / Э. И. Гумерова, Л. А. Парфенова // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 17–18 февраля 2016 года. — Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», 2016. — С. 33–37. — EDN WFXDZL.
  2. Волкова Е. А., Плаксин А. Н., Федорова П. С. Гидрореабилитация лиц с ограниченными умственными возможностями: методические материалы. / Авторы составители: Е. А. Волкова, А. Н. Плаксин, П. С. Федорова. — Ярославль, 2016. — 28 с.
  3. Назирова, А. А. Гидрореабилитация как метод коррекции двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Назирова, С. С. Давыдова, Е. В. Невзорова // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры, спортивной тренировки, рекреации и фитнеса, адаптивной и оздоровительно-восстановительной физической культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 19–20 апреля 2023 года. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. — С. 285–288. — EDN SJGGQP. 286–287
  4. Ноговицина, О. Р. Система комплексной реабилитации детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: инновационные подходы к наблюдению и лечению / О. Р. Ноговицина, Е. В. Левитина // Вопросы современной педиатрии. — 2012. — Т. 11, № 1. — С. 91–97. — EDN OXJAOT.
  5. Петрова, В. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: причины, основные методы лечения / В. В. Петрова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2015. — № 43. — С. 30–34. — EDN TPQILP