Музыка как важное средство патриотического воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Капкаева, Л. Р. Музыка как важное средство патриотического воспитания / Л. Р. Капкаева, А. М. Соснина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 78-83. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18143/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье говорится о воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: патриотизм, Родина, страна, музыка.

В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания актуальна и в тоже время сложна. Невозможно успешно решить данную проблему только внутри семьи. Успешная реализация нравственно-патриотического воспитания только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Прежде всего необходимо налаживать целенаправленные взаимодействия между участниками образовательного процесса. Треугольник ребенок-родитель — педагог должен быть во главе стола.

Одно из самых сильных чувств — это любовь к своей Родине, своей стране, к месту, где ты живешь. Привязанность к родной земле или наоборот отдаление от неё зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому очень важно прививать эту любовь с раннего детства. Как только ребенок переступает порог детского учреждения нужно дать почувствовать ему это. Это можно делать через занятия, организовывать спортивные мероприятия, музыкальные конкурсы, через игру. Ребенку необходимо почувствовать личную ответственность за страну, за её будущее.

Дошкольный возраст является основой, фундаментом развития ребенка. Это старт для всех начинаний, для раскрытия способностей. «Ребенок, это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь». (Плутарх). Как точно сказано, именно зажечь стремление к добру, любви, истине. Мы должны заложить нравственные основы, учить их правилам общения, адаптировать к окружающему миру, сохранить все человеческое в них. Наша задача вырастить здоровых детей и высоконравственных.

Безусловно, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста процесс длительный и достаточно сложный. Необходимо проявить терпение, понимание, чтобы достигнуть данной задачи. Ведь любовь к окружающим людям, стране в целом играет важную роль в становлении ребенка.

Патриотизм — высокое чувство, отражающее любовь народа к своей Родине. Это сложное и высокое человеческое чувство. И всё это воспето в русских народных песнях и в музыке русских композиторов, в художественных произведениях, в фильмах.

На наш взгляд, большую роль в воспитании патриотизма детей дошкольного возраста играет искусство. Оно влиять на чувства, мысли, духовные ощущения ребёнка. В свою очередь, музыка, как один из видов искусства оказывает большое влияние на эмоциональную сторону жизни детей дошкольного возраста. Музыка является один из важных из средств патриотического воспитания. Она направляет, развивает эмоции дошкольников, формирует нравственные принципы. Ребёнок начинает приобщаться к культурному наследию своей страны. В результате этого происходит формирование личности, воспитание человека, как патриота своей страны. Происходит становление гражданина, способного сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

В свое время Кабалевский Дмитрий Борисович говорил, что «музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира». Он ставил воспитание любви к музыке, к песне, и через них — к Родине, как цель урока музыки.

Одним из важным и эффективным средством нравственно-патриотического воспитания на детей дошкольного возраста является — песня. Это наиболее распространённый и любимый жанр музыки. Ведь именно песня поднимала в атаку солдат во время Великой Отечественной войны. Солдаты, вдохновившись музыкой совершали подвиги во имя свой страны.

На нас, педагогов, возложена важная задача по формированию патриотизма в современном образовательном учреждении. Чтобы воспитать всесторонне развитого человека, в первую очередь необходимо гармоничное содержание образования, которое реализуется как на занятиях, так и на различных музыкально-патриотических мероприятиях. Успешное формирование патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении происходит через различные формы работы. Это утренники, смотр песни, танцевальный конкурс.

Наиболее эффективно воздействует на формирование патриотического восприятия музыкально-патриотическое мероприятие, в котором объединены несколько видов искусств: музыка, литература, хореография, театр. Это, несомненно, трудоёмкая работа. Здесь задействован не только воспитатель, но и музыкальный руководитель. Необходимы специальные знания, подборка музыкальных произведений в соответствии с возвратом, совместная разработка сценария. Организация музыкально-патриотического мероприятия — это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, требует специальные знания о композиционных нормах построения мероприятия.

Таким образом, данная форма работы внеурочной деятельности имеет весомое значение в воспитании патриотизма детей дошкольного возраста. С её помощью можно повысить уровень патриотического воспитания дошкольников, воспитать чувство гордости за свою страну, чувство верности своему Отечеству и бережное отношение к своей малой Родине.

Организуя такие праздники, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственно-патриотические качества. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма.

Литература:

  1. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020–2025 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2019 № 795
  2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — 2-е издание. — Москва: Просвещение, 2011. ― 23 с. — (Стандарты второго поколения).
  3. Кабалевский, Д. Б. О музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя / Д. Б. Кабалевский; Сост. И. В. Пигарева. — Москва: Книга, 2004. — 191 с.
  4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Киев: Радяньска школа, 1988. — 271с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. –2-е издание. — Москва: Просвещение, 2011. — 2011. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).роду.