Правовая основа осуществления общественного контроля | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2023)

Дата публикации: 10.09.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Ушаков, А. В. Правовая основа осуществления общественного контроля / А. В. Ушаков. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 128-133. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18136/ (дата обращения: 30.04.2024).



В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регулирования общественного контроля. Раскрыты нормы специального федерального закона — Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», а также других законодательных и иных актов, детализирующих и конкретизирующих предмет изучения.

Ключевые слова: общественный контроль, общественные организации, гражданское общество, виды общественного контроля.

Рассмотрение особенностей реализации общественного контроля в нашей стране считаем логичным начать с изучения его правовой основы, которая была заложена в различные исторические периоды развития российского государства. Вместе с тем система современного правового регулирования начала формироваться с 90-х годов XX века, а особое развитие и полную правовую институционализацию получила в десятых годах нынешнего века.

Прежде всего, стоит отметить конституционные начала осуществления общественного контроля. Хотя в Основном законе напрямую не упоминается общественный контроль, в отличие от государственного, некоторые его положения дают нам право говорить о том, что именно данный акт закладывает базовые основы осуществления анализируемого вида контроля, как отдельными гражданами, так и их объединениями [1]. Так, ст. 3 Конституции РФ закрепляет, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Ст. 30 определяет право на объединение и свободу деятельности общественных объединений. В ст. 32 отмечается, что «граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Ст. 33 гласит, что «граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Ст. 45 определяет, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Данные нормы, закреплены во 2 главе Конституции, где определяются наиболее значимые права и обязанности каждого человека и гражданина. На наш взгляд, этим еще раз подчеркивается значимость возможности реализации общественного контроля. Таким образом, Конституция РФ закрепляет базовые принципы, через которые проявляется общественный контроль и которые находят свое отражение в специальном законодательстве, а именно в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [9].

Обратим внимание на то, что данный акт допускает, что общественный контроль следует понимать шире, чем он изложен непосредственно в нем, поскольку предполагает его осуществление в отдельных сферах. Несмотря на то, что нормы данного закона не распространяются на контроль, осуществляемый на выборах и референдумах, в сфере градостроительства, охраны окружающей среды и животных и других, например, образования, законодатель не отрицает само существование общественного контроля в этих сферах и необходимость разработки и принятия соответствующих актов.

В целом анализ Федерального закона № 212-ФЗ и конкретной формулировки, изложенной в ч. 2 и ч. 3 ст. 2 законодательство допускает существование трех видов правового регулирования общественного контроля:

  1. Общее, основанное на нормах Федерального закона № 212-ФЗ. Данный законодательный акт определяет общие положения о контроле, правовой статус его субъектов, формы, порядок и особенности осуществления контроля, ответственность за нарушение соответствующего законодательства. Причем обратим внимание, что в самом законе не указаны конкретные виды юридической ответственности и меры привлечения к ней конкретных субъектов. Полагаем, что существующий пробел в этой части необходимо исправить и указать законодателю ответственность.
  2. Специальное — регулирование общественного контроля в отдельных сферах (за деятельностью отдельных органов государственной власти, за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицины и др.) на основании специальных федеральных законов. К таковым законодательным актам можно отнести, например, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 68) [2], Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 30) [5], Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [7], Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [8] и др.

Можно привести примеры актов исходя из субъектов. Пример — Федеральный закон «О некоммерческих организациях» [3], Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [4], Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» [6], а также о регионального, как, например, Закон Тамбовской области «Об Общественной палате Тамбовской области» [12] и др.

Также важную роль в контексте определения статуса субъектов общественного контроля, в частности общественных советов при органах публичной власти, играют различного рода подзаконные акты, которые определяют особенности их формирования, основные направления деятельности и полномочия [11].

  1. Процедурное — регламентация отдельных процедур общественного контроля. В этом контексте обратим внимание на подзаконные акты, которые принимаются отдельными органами для регулирования конкретных форм осуществления общественного контроля и нюансов при проведении соответствующих процедур. Особую роль здесь играют акты, которые определяют проведение антикоррупционной экспертизы [10]. Помимо этого, большую работу по определению процедур проведения общественного контроля проводит Общественная палата РФ.

В качестве вывода в рамках рассмотрения вопроса отметим, что на данный момент вопросам осуществления общественного контроля уделяется особое внимание. Несмотря на то, что базовый, основной акт в данной сфере был принят относительно недавно, лишь в 2014 году, современная правовая основа данного вида контроля начала формироваться задолго до этого, начиная с принятия Конституции РФ. Помимо основополагающего закона немаловажную роль в эффективном правовом регулировании отводится и специальным законам, так и подзаконным актам, которые могут приниматься как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровнях, которые могут приниматься в связи с реализацией контроля в отдельных сферах жизни общества и государства, либо определяющие особенности правового статуса отдельных субъектов общественного контроля. Вместе с тем анализируемые нормативные правовые акты не лишены недостатков, которые могут проявляться с одной стороны в пробельности, т. е. отсутствии норм права, регулирующих те или иные вопросы, а, с другой, в коллизиях, т. е. противоречивости между имеющимися правовыми нормами. Эти вопросы, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства, определяющего основы общественного контроля, будут рассмотрены нами далее. При этом важно подчеркнуть, что создание эффективной, логичной и взаимосвязанной системы правового регулирования института общественного контроля является одним из важнейших гарантов обеспечения конституционных прав граждан в нашей стране.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. 2020. № 144.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. и доп.) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (с изм. и доп.) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
  4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (с изм. и доп.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
  5. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (с изм. и доп.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  6. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (с изм. и доп.) «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.
  7. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (с изм. и доп.) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.
  8. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (с изм. и доп.) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
  9. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (с изм. и доп.) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4213.
  10. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (с изм. и доп.) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2010. № 10. Ст. 1084.
  11. Приказ Минсельхоза России от 29.11.2018 № 552 (с изм. и доп.) «Об Общественном совете при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=cHlUTVTNmf6SY58X&cacheid=0C303DBC851662315192E9C7BCC6171D&mode=splus&rnd=5LWKYA&base=LAW&n=430449#MAROgVTiOLUoeZYs (дата обращения: 05.09.2023).
  12. Закон Тамбовской области от 23.12.2016 № 57-З (с изм. и доп.) «Об Общественной палате Тамбовской области» // Тамбовская жизнь. 2016. № 98 (1748).

Ключевые слова

гражданское общество, общественные организации, общественный контроль, виды общественного контроля