Экстремальная спортивная деятельность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Михалькова, Е. И. Экстремальная спортивная деятельность / Е. И. Михалькова, С. А. Радченко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 172-185. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18126/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье исследуются особенности волевой регуляции людей с экстремальной спортивной деятельности. Анализируя научно-психологическую литературу, авторы выделяют основные личностные свойства людей с экстремальным хобби. Отмечается, что экстремальное хобби, как и экстремальная спортивная деятельность в целом, имеет специфическую особенность — это внезапное возникновение очень ответственных, опасных для жизни и здоровья экстремальных ситуаций, требующих действовать с максимальным использованием своих возможностей. Подчеркивается, что экстремальная спортивная деятельность оказывает как негативное, так и позитивное влияние на человека. Говорится о то, что в экстремальной деятельности важны высококачественные способности саморегуляции, которые объединяют в себе обучение навыкам самоконтроля, умение самостоятельно избавляться от тревоги, а также восстанавливать чувство контроля над ситуацией и индивидуальной целостностью в сложившейся ситуации.

Ключевые слова: воля экстремалов, волевая регуляция, процессы саморегуляции, экстремальная спортивная деятельность, экстремальный вид спорта, экстремальное хобби, спорт, спортсмен, экстремальная профессия, особенности воли в экстремальной деятельности, волевая регуляция спортсмена, экстремальная ситуация.

Экстремальная ситуация — это обстоятельства жизнедеятельности, которые с одной стороны необычные и непривычные, а с другой стороны, требующие специальной адаптации человека в связи с резко возрастающими факторами риска для здоровья и жизни человека [16].

К экстремальным видам спорта относят активную спортивную деятельность, связанную с реальной опасностью для человека. Сюда можно отнести греблю, парашютный спорт, дайвинг, автоспорт, альпинизм и так далее. Кроме экстремального спорта существует экстремальная или параэкстремальная деятельность, в рамках которой все виды спорта ориентированы на достижение высоких результатов. Главной особенностью подобной деятельности наряду с околопредметным напряжением выступает риск. Следовательно, всем видам спорта свойственны экстремальные ситуации [10].

По мнению В. Д. Небылицына, в основе формирования напряжения и перенапряжения лежит ряд внешних и внутренних факторов. К внешним факторам, которые автор обозначает «первичными», относятся все ситуации, исходящие из внешней среды. Внутренними факторами, называемыми в концепции Небылицына «вторичными», являются переживания, опосредованные первичными факторами и отражающие в себе оценку психологического состояния. При этом автор отмечает, что ощущение максимальной грани напряжения и перенапряжения — это всегда индивидуальная величина [11].

С. В. Кочеткова полагает, что в спорте ситуация экстремального характера имеет ряд обусловленных факторов:

– высокий уровень концентрации внимания;

– жесткие требования и условия при отборе в группу спортсменов на этапе предсоревновательной подготовки;

– опасные условия, которые бывают не во всех видах спорта;

– ограничения в контексте тренировочного режима;

– большие психологические и физические нагрузки [16].

В современном спорте выделяют следующие основные факторы экстремальности:

– индивидуальные внутриличностные противоречия между эффектом от спортивного результата и выполняемой работой;

– оценка напряжения деятельности основана на индивидуально-психологических особенностях спортсменов;

– личностная динамика состояния тренированности спортивной формы;

– индивидуальная переносимость нагрузок, которые индивидуально максимальны для спортсмена;

– особенности реакций на компоненты физического и психологического стресса;

– личностное отношение к рискованным и травмоопасным ситуациям;

– мнительность при самооценке возможностей и оценке возможностей своих конкурентов;

– специфика установки в плане реализации конкретно экстремального действия;

– особенности познавательной, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы человека [16].

Исследователи А. Н. Зелянина и С. Ю. Размахова отмечают, что в условиях стрессовой деятельности не всегда представляется возможным объективно оценить ситуацию даже специалистам экстремальных профессий. В связи с этим стресс, показатель которого имеет отметки максимальности по своей длительности и силе, получил название «дистресс» в результате способности привести к необратимым последствиям [10].

Экстремальная деятельность обуславливает развитие стойкого дистресса, то есть формирует неблагоприятные предпосылки для психического состояния человека. Помимо этого, дистресс характерен тем, что со временем он становится более интенсивным, не исчезает и внезапно отражается на фоне общего психологического благополучия. Дистресс представляет собой реакцию на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Он подразумевает под собой результат оценки ситуации, собственных возможностей, знаний, мотивов и образа мысли, а также показателя обучаемости способов, методов и техник управления своим поведением в соответствии с адекватными нормами.

Экстремальность условий в спорте и высокие требования к организации соревновательного процесса способствуют формированию новых задач, которые можно решить с помощью научной психологии. Так, например, в спортивной деятельности важным является такая особенность индивида как реакция на неуспех и успех. В тоже время экстремальный спорт и экстремальное хобби характеризуются наличием следующих условий: скоростью принятия решения, трудностью прогнозирования результатов своей деятельности, высокими показателями психологического соперничества и максимальностью психофизиологических нагрузок. Помимо этого, контрастность соревновательной борьбы, которая сформировалась в результате низкой психофизиологической надежности спортсмена, может привести к эмоциональным нарушениям. Такое положение дел негативно отражается на результативности технико-тактических действий экстремала [11].

Как правило, в своём арсенале характеристик экстремальная ситуация имеет ряд основных особенностей. В частности, здесь стоит отметить внезапность их возникновения и бесконтрольность протекания. Экспериментальной ситуацией называют обстоятельства как результат активного взаимодействия человека со спортивной средой. Данное взаимодействие отличается необходимостью действовать в направлении преодоления ограничений, близостью критических возможностей организма, необходимостью быстрого выхода за максимальные пределы спортивных действий, объективностью угрозы жизни и здоровью спортсмена.

Стоит отметить, что в экстремальных ситуациях наряду с негативными условиями витают и позитивные, которые, преодолевая психологические, социальные, физические и биологические ограничения, расширяют границы личностного развития, спортивных возможностей, ресурсов самореализации и индивидуальных пределов [8].

В экстремальном хобби и спорте психологическое содержание заключается в том, что человеку для удачного выступления необходимо превосходить соперников в выработке и развитии способностей, позволяющих преодолевать различные экстремальные ситуации, а также быть на уровень выше своих конкурентов по адаптированности к экстремальным ситуациям.

Экстремальность в спортивной деятельности детерминирована тем, что спортсмен в случае установления рекорда находится в своей оптимальной зоне, которая актуальна для него на данный момент. При этом активизация вспомогательных возможностей позволяет развиваться его организму и психике. Такая закономерность наблюдается у всех людей, увлекающихся экстремальными видами спорта, независимо от их возраста и квалификации.

Н. В. Оляшев придерживается идеи о том, что экстремальность в спорте имеет общую цель у спортсменов — достижение наивысшего спортивного результата и максимально высокую спортивную готовность. В тоже время совмещённость субъекта и объекта является приоритетной задачей для спортивной деятельности и саморегуляции. Кроме этого, существуют и различия в составе спортивных действий — это личная диспозиция, то есть ориентация на психическое состояние и двигательные действия [10].

По мнению К. Г. Эрдынеевой, психическая саморегуляция, как способ видоизменения психологической активности, происходит в том случае, если делать специальные упражнения, с помощью которых повышается тонус коры головного мозга. Эти упражнения должны быть основаны на генерации процесса торможения, так как для саморегуляции важно создать условия в очаге возбуждения для энергетической мобилизации, обеспечивающей выполнение сложных задач. Такие условия позволяют сузить сознание, благодаря чему состояние психики ориентировано на реакцию автоматизированных в подсознании программ.

Представители структурно-функционального подхода считают, что психическая саморегуляция подразумевает под собой системно-организованный психический процесс, который позволяет сформировать и управлять всеми видами и формами как внешней, так и внутренней активности [2].

В. И. Моросанова утверждает, что мобилизация психофизиологических свойств, способствующих успешности в деятельности, происходит произвольно или непроизвольно всегда перед тем, как индивид начинает действовать. Особо ярко такая мобилизация наблюдается в экстремальном режиме, где наиболее ярко проявляются функциональные сдвиги в качестве индивидуально-личностных особенностей, важности достижения максимального результата в деятельности и психологической готовности субъекта к предстоящей нагрузке [6].

И. В. Плахотникова считает, что восстановление контроля в экстремальной ситуации и чувства индивидуальной целостности, а также снижение тревоги возможно только при развитии саморегуляции личности. В данном случае это такие методы и методики саморегуляции психической деятельности как аутогенная тренировка, аутогипноз, медитация, переключение внимания, дыхательные упражнения и идеомоторные тренировки. При этом отмечается, что для развития устойчивых способностей в области саморегуляции необходима длительная работа со специалистами. Все эти методы развития саморегуляции основаны на работе с воображением, образами, представлениями и иными структурными единицами психики [9].

Психологическое содержание саморегуляции заключается в том, чтобы подчинить доминанту в релаксированной коре головного мозга задаче, которая формулируется индивидом сознательно. Это позволит решить данную задачу с помощью максимально мобилизованных резервов в подсознании, на которую будет наплавлена вся психическая энергия человека. В связи с этим все методы развития саморегуляции делятся на несколько видов в зависимости от контекста задач, которые ставит перед собой человек. По сути, в данном случае сознание личности выдвигает перед подсознанием цель, которую надо любым способом решить в максимально короткие сроки. В тоже время методы совершенствования саморегуляционных способностей разделяются по сущности реализации ранее поставленных задач. Следовательно, в каждом методе основными задачами являются следующее:

– достижение психологического баланса и душевной гармонии в контексте образа задачи, принятие данного образа, его свободное перемещение в соответствии с целью саморегуляции (задача произвольной саморегуляции);

– с помощью идеомоторных методов научиться управлять образными представлениями (задача управляемой саморегуляции);

– принимать команды и самоприказы без критики (самогипноз);

– активировать самовнушение и волевые способности (аутогенная тренировка).

Соответственно в каждом методе есть свои техники для выполнения данных задач: в произвольной саморегуляции образное представление «растворения», «парения» или «полета»; в управляемой саморегуляции — «невесомости» и «легкости»; в самогипнозе — «сковывающей неподвижности»; в аутогенной тренировке — «тепла» и «тяжести» [9].

Помимо вышесказанного, психическая саморегуляция хорошо развивается с помощью методов «мыслительный образ — слово»:

– техники, включающие словесное сопровождение, такие как самоподкрепление, самоубеждение, ритуальные действия, самоприказ, самоисповедь и другие;

– техники активной нервно-мышечной стимуляции и расслабления;

– стихийные приемы, позволяющие через работу с подсознанием снизить уровень тревожности и активировать функциональность вегетативного состояния [2].

В. И. Моросанова делает акцент на то, что в системе профессиональной психологической помощи людям с экстремальными хобби и спортсменам, увлекающимся экстремальными видами спорта, методы и средства самовоздействия принято делить на три категории:

– релаксирующие;

– корригирующие;

– мобилизирующие [6].

Исследователи В. Б. Батоцыренов, К. Г. Эрдынеева отмечают, что на выбор конкретных средств и методов психологической помощи по вопросам саморегуляции существенное влияние оказывают индивидуальность, условия проведения и факторы времени. Исходя из этого, способы и методы развития саморегуляции разделяют по времени применения:

– постсоревновательные;

– соревновательные;

– предсоревновательные;

– превентивные, то есть постоянно действующие.

По направленности эти методы и средства делятся на коррегирующие состояние эмоционально-волевой, интеллектуальной, психомоторной и перцептивных сфер. Помимо этого, способы и методы развития саморегуляции классифицируются по своему содержанию:

– психофизиологические (комбинированные, аппаратурные и дыхательные);

– психологические (идеомоторные и ментальные);

– психолого-педагогические (социальные, поведенческие, двигательные, вербальные) [2].

Большинство вышеперечисленных методов психологической саморегуляции направлены на развитие волевых качеств и устранение последствий стресса. Поэтому основная задача в совершенствовании способностей саморегуляции заключается в развитии у человека навыков самоконтроля.

По мнению В. Э. Мильман, занятие спортом способствует яркому проявлению многих личностных качеств. В своих исследованиях автор выявил, что у людей, которые постоянно занимаются спортом, по сравнению с неспортивным типом людей более выражены такие индивидуально-психологические свойства как эмоциональная устойчивость, удовлетворенность жизнью, социальная мотивация, сплочённость, уверенность в себе, самоуважение, общительность, настойчивость, стремление к достижениям и высокому социальному статусу. При этом гибкость поведения, самоконтроль, зависимость, заботливость, терпимость, чуткость, дружелюбие и ответственность менее выражены у людей с экстремальными увлечениями в спорте по сравнению с неспортсменами. В тоже время И. И. Пацакула считает, что люди, увлекающиеся спортивной деятельностью, характеризуются наличием сопротивления в спортивной борьбе и личностными свойствами, ориентированными на достижение успеха [8].

Отечественные исследователи отмечают, что спортсмены в отличие от не спортсменов не отличаются в сфере коммуникабельности. Однако было установлено, что лица, живущие спортом, обладают наибольшей степенью общительности по сравнению с теми, кто не занимается спортом вовсе.

В тоже время Д. Оглви утверждает, что люди, которые занимаются спортивной деятельностью, где присутствует экстремальность, характеризуются настойчивостью, автономностью, агрессивностью, потребностью в социальном признании и публичности. Помимо этого, был проведён сравнительный анализ на выраженность интровертности — экстравертности личности между любителями экстремального спорта и людьми, не увлекающимися спортом вообще. В результате этого анализа ученый пришел к выводу: у спортсменов наиболее выражены эмоциональная устойчивость и экстровертность, то есть они имеют сангвинистический тип темперамента. Кроме этого, была выявлена динамика развития самоуважения, волевого контроля, конгруэнтности, сдержанности, независимости в контексте приобретения опыта в спортивной деятельности [15].

По мнению К. Икегами, с увеличением стажа в спорте у людей повышается уровень показателей активности, агрессивности и понижается уровень фрустрированности, депрессии, чувства неполноценности. Следовательно, можно утверждать, что занятия спортом позволяют нивелировать склонность к депрессивным состояниям и аккумулировать активность личности во всех её проявлениях [10].

Т. Н. Султанов, отмечает, что неграмотная организованность воспитательной работы в спорте способствует формированию эгоцентризма у спортсменов. Так, исследователем было установлено, что в группах фехтовальщиков и пловцов ярко выражены такие особенности личности как низкий уровень коллективизма, коммуникативности, ответственности и автономности.

Ученый утверждает, что в ряде случаев спортивная деятельность способствует развитию личности в одностороннем порядке. Например, при больших спортивных тренировках у человека существует недостаток времени, следствием чего может быть дефицит духовного роста [11].

Е. Тихвинская выдвигает следующую идею: несмотря, на то, что существуют общие личностные характеристики людей, увлекающихся спортивной деятельностью, это не означает, что все спортсмены одинаковые. Исследователи провели сравнительный анализ и установили, что между группами людей, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, существуют различия в проявлении критичности в оценках других, интолерантности, самостоятельности, автономности, социабельности и импульсивности [18].

Стоит отметить, что на сегодняшний день исследований, конкретизирующих личностные особенности людей с экстремальным хобби в зависимости от специфики спорта нет. Хотя есть множество исследований, изучающих единичные особенности личности спортсменов. Чаще всего исследуются коммуникативные способности, стремление к достижениям, мотивация и агрессивность. Особе внимание уделяется последней особенности личности — агрессивности. Здесь стоит отметить, что агрессия и агрессивность — это немного разные понятия. Агрессия подразумевает под собой поведение индивида, направленное на причинение морального или физического вреда другому человеку. В то время под агрессивностью понимается личностная особенность как устойчивая готовность к агрессивному поведению. Тем не менее, оба понятия отражают в себе негативное отношение к другим людям. Учитывая то, что многие исследователи говорят о наличии у спортсменов агрессивности и агрессии, можно утверждать, что спортивная деятельность обусловлена агрессивными настроениями.

Д. В. Вдовина считает, что конфликтность и агрессивность у людей, занимающихся спортом выше, чем у людей, не увлекающихся спортом. Одновременно с этим в ходе исследований было выявлено различное проявление агрессивности в зависимости от вида спорта. Так, например, легкоатлеты и лыжники имеют гораздо ниже показатели по шкале агрессивности, чем спортсмены, которые увлекаются занятиями айкидо, самбо и дзюдо. У женщин-спортсменов, которые ориентированы на такие виды спорта как футбол, хоккей, борьба, бокс степень выраженности агрессии выше, чем у спортсменок в группах художественной гимнастики и синхронного плавания. Однако, у последних выше показатели по шкале конфликтности, чем у женщин, увлекающихся «мужскими» видами спорта [4].

Н. С. Цикунова определила следующую закономерность между спортсменами: у гимнасток мотивация на достижение успеха выше, чем у женщин, которые занимаются восточными единоборствами. При этом гимнастки по сравнению с единоборцами обладают высокими показателями тревожности и агрессивности. Следовательно, агрессивным и не тревожным спортсменам присущ высокий уровень готовности к соревнованиям [7].

Исследуя проявления тревожности у спортсменов в разных видах спорта, учёные пришли к выводу о том, что существуют различия в проявлении тревожности между мужчинами и женщинами. При этом тревожные спортсмены имеют ярко выраженные показатели по шкале мотива избегания неудач. Помимо этого, исследователи отметили, что спортсмены таких видов спорта, где требуется максимальное проявление смелости, характеризуются как низкотревожные субъекты. Вместе с тем была выявлена высокозначимая корреляционная между высоким уровнем тревожности и способностью максимально проявить свои способности, а также между высокой мотивированностью и высоким показателем тревожности [4].

В. Н. Пушкина и А. В. Цинис считают, что бывают успешные спортсмены с ярко выраженной тревожностью, но у этих людей активно функционируют компенсаторные механизмы. В спортивной деятельности высокотревожной личности требуется наличие специальной подготовки к соревнованиям, больше времени для освоения трудных и опасных упражнений, а также эмоциональная поддержка и внимание со стороны ближнего окружения. Кроме этого, тревожные спортсмены в коммуникациях более эмоциональные, чем их коллеги со слабовыраженной тревожностью. В тоже время было установлено, что вид спортивной деятельности обуславливает проявление тревожности [10].

Следующей особенностью спортсменов, которую выявила в своих многочисленных исследованиях И. В. Боязитова, является высокая самооценка. Повышение самооценки людей, занимающихся спортом, зависит от роста их достижений в своей деятельности. Был проведён сравнительный анализ, в котором одна (экспериментальная) группа спортсменов была обеспечена специальными тренировочными условиями с повышенным уровнем внимания со стороны руководителей спортивного учреждения, болельщиков и прессы, в то время как вторая (контрольная) группа участников исследования занималась спортом в обычном режиме. В итоге спортсмены экспериментальной группы достигли больших результатов, чем участники контрольной группы. При этом в первой группе были зафиксированы значимые сдвиги в показателях самооценки за период экспериментального исследования. Интервьюирование спортсменов из экспериментальной группы позволило выделить следующий тезис: участники, осознавая ответственность перед другими, стремились максимально реализовать свои возможности в спортивных соревнованиях, вследствие чего получили высокие результаты. Это обусловлено тем, что у спортсменов на основе усиленного внимания от ближнего окружения и социума трансформировалось восприятие собственного «Я», самооценка повышается и происходит своеобразная деформация личности. К. Г. Эрдынеева и В. Б. Батоцыренов установили, что высокие показатели по шкале самооценки у спортсменов положительно коррелируют с желаниями тренироваться индивидуально, высокими проявлениями конфликтного поведения и скептичности во взаимоотношениях с окружающими. В то же время спортсмены с низким уровнем самооценки характеризуются стремлением к избеганию неудач, конфликтностью и низким уровнем инициативности во взаимоотношениях [3].

Е. П. Ильин утверждает, что у спортсменов ярко выражен эффект соперничества, который проявляется тогда, когда человек находится в контакте с другими людьми. Это обусловлено тем, что у людей данной категории появляется стимул к взаимодействию с другими людьми. При этом было отмечено, что спортивная активность была выше в тех случаях, когда рядом присутствовали незнакомые люди. В то же время установлено, что при активации эффекта соперничества у спортсменов повышалась активность в спорте, но не качество выполнения спортивных элементов [5].

Ещё одну немаловажную особенность спортсменов выделяет Д. Д. Барабанов. Он утверждает, что одним из основных факторов успешности в спорте выступает специфическая совокупность спортивных мотивов. Исходя из того какой мотив доминирует, спортсменов разделяют на два вида: коллективистов и индивидуалистов. Коллективисты мотивируются общественными и моральными принципами. Они ставят перед собой сложные задачи, высокие цели, отличаются осознанностью общественной значимости спорта, а также характеризируются высокой заинтересованность спортивной деятельностью. У индивидуалистов в приоритете мотивы самоутверждения и самовыражения, которые направлены на оценку индивидуальных достижений в спорте. Они лучше выступают в индивидуальных соревнованиях, а коллективисты показывают высокие результаты, участвуя в командных соревнованиях [1].

Исследователи А. Н. Зелянина, Н. В. Оляшев, В. Н. Пушкина, С. Ю. Размахова, А. В. Цинис утверждают, что индивидуально-личностные особенности являются предпосылками характера поведения в экстремальных ситуациях, в том числе и в экстремальном спорте. В своих исследованиях авторы выделили такие ярко выраженные качества спортсменов-экстремалов как маскулинный тип поведения, потребность в общении, социальная активность и самокритичность в контексте откровенно-доверительных отношений, к которым стремятся спортсмены. Помимо этого, исследователи установили, что спортсменам экстремальных видов спорта (на уровне любителей) характерны стрессоустойчивость, высокие показатели эргономичности, пластичности относительно спортсменов не экстремальных видов спорта [10].

Вместе с тем, А. Н. Зелянина, Н. В. Оляшев, В. Н. Пушкина, С. Ю. Размахова, А. В. Цинис отмечают, что в зарубежной и отечественной психологии недостаточно исследований индивидуально-психологических характеристик людей, увлекающихся экстремальными видами спорта. Кроме того, авторы делают акцент, на то, что исследования личностных особенностей спортсменов, задействованных в экстремальной спортивной деятельности, единичны. При этом исследователи представляют краткий обзор того, какие личностные особенности такой категории людей исследовалась в рамках науки. Исследователи утверждают, что у людей, занимающихся экстремальными видами спорта, ранее были рассмотрены такие особенности, как роль функциональной асимметрии головного мозга [13], специфика межличностной коммуникации [18], готовность к риску [15], агрессивность [14], механизмы психологической защиты [16], темперамент [17], длительность и опыт занятий экстремальными видами спорта [12].

В заключении следует отметить, что экстремальное хобби, как и спортивная деятельность в целом, имеет специфическую особенность — это внезапное возникновение очень ответственных, опасных для жизни и здоровья экстремальных ситуаций, требующих действовать с максимальным использованием своих возможностей. Такие обстоятельства оказывают как негативное, так и позитивное влияние на человека.

Для того чтобы эффективно и своевременно решать задачи в условиях экстремальности, человеку необходимо использовать методы для развития высококачественных способностей к саморегуляции, которые объединяют в себе обучение навыкам самоконтроля, умение самостоятельно избавляться от тревоги, а также восстанавливать чувство контроля над ситуацией и индивидуальной целостностью в сложившейся ситуации;

Основными личностными свойствами людей с экстремальным хобби являются тревожность, агрессивность, экстравертность, завышенная самооценка, наличие мотива избегания неудач, стремление к риску и соперничеству, а также маскулинный тип поведения, потребность в общении, социальная активность и самокритичность в контексте откровенно-доверительных отношений, к которым стремятся спортсмены.

Таким образом, теоретическое исследование косвенно указывает на то, что воля (как саморегуляция) является важной личностной особенностью людей с экстремальным хобби, но исследований волевой сферы у экстремалов при анализе научных источников нами обнаружено не было.

Литература:

  1. Барабанов, Д. Д. Сравнительный анализ изменений волевой регуляции у студентов первого и второго курса (мониторинг). [Текст] // М.: Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2013.– № 4. — С. 119–130.
  2. Батоцыренов, В.Б., Эрдынеева, К. Г. Психологические особенности волевой саморегуляции российских и китайских студентов. [Текст] // Чита: Вестник Забайкальского Государственного Университета, 2010. — № 2 — С. 73–78.
  3. Боязитова, И. В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе. [Текст] // М.: Психологический журнал, 2008. — Т. 19. — № 4. — С. 27–40.
  4. Вдовина, Д. В. Волевая организация и акцентуация сферы личности спортсменов подросткового возраста. [Текст] // Челябинск: Вестник Челябинского государственного университета, 2013. — С. 12–17.
  5. Ильин, Е. П. Психология воли.2-е изд. [Текст] ‒ СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
  6. Моросанова, В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека. [Текст] // М.: Психологический журнал. 2002. Том 23. № 6. С. 5–17 .
  7. Павловский, Е. Е. Исследование самооценки развития волевых качеств личности спортсменов-единоборцев. [Текст] ‒ М.: Наука и образование: новое время, 2017. — № 6. — С. 1–5 .
  8. Пацакула, И. И. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности: На материале исследования индивидуальной профессиональной безопасности: дис. … канд. психол. наук. [Текст] ‒ Рязань, 2001. — 216 с.
  9. Плахотникова, И. В. Взаимосвязь волевых качеств и проявлений саморегуляции произвольной активности. [Текст] // М.: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2012. — № 3. — С. 63–68 .
  10. Пушкина, В.Н., Зелянина, А.Н., Оляшев, Н.В., Размахова, С.Ю., Цинис, А. В. Индивидуально-психологические характеристики лиц, занимающихся экстремальными видами спорта. [Текст] ‒ М: Мир Науки, 2016. Том 4, № 3
  11. Султанов, Т. Н. Влияние экстремальных ситуаций на личностные качества спортсменов в рамках социально-психологического тренинга // Безопасность личности, общества, государства (проблемы, задачи, технологии): материалы Второй общероссийской научно-практической конференции в междунар. формате (1 и 2 секции). 17–18 мая 2007 г. [Текст] ‒ СПб.: Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка Рос. Федерации, 2008. — 201 с.
  12. Woodman, T., Hardy, L., Barlow, M., Scanff, C. Le. Motives for participation in prolonged engagement high-risk sports: An agentic emotion regulation perspective // Psychology of Sport and Exercise. — September, 2010. — Volume 11, Issue 5. — P. 345352.
  13. Zuckerman, M. Sensation Seeking: Behavioral Expressions and Biosocial Bases // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences / J. D. Wright (ed.). — Amsterdam, Netherlands: Elsevier, 2015. — P. 607–614.
  14. Божович, Л. И. Формирование воли в подростковом возрасте. [Текст] ‒ Электронный ресурс: URL: https://clck.ru/MiWrp
  15. Волевая сфера личности. Понятие, значение, функции воли. Структура волевого акта. Волевые качества человека. [Текст] ‒ Электронный ресурс: URL: https://clck.ru/MiXMr
  16. Кочеткова, С.В Экстремальность спорта как средство психического самосовершенствования. [Текст] ‒ Электронный ресурс: URL: https://clck.ru/VexuZ
  17. Развитие воли у человека, волевые качества // Обучающий курс «Воля». [Текст] ‒ Электронный ресурс: URL: https://clck.ru/MJwQM
  18. Тихвинская, Е. Переживание поражения в спорте. [Текст] ‒ Электронный ресурс: URL: https://clck.ru/Vey4d

Ключевые слова

спорт, волевая регуляция, спортсмен, экстремальная ситуация, воля экстремалов, особенности воли в экстремальной деятельности, экстремальный вид спорта, процессы саморегуляции, экстремальная спортивная деятельность, экстремальное хобби, экстремальная профессия, волевая регуляция спортсмена