Инструменты кредитной политики компании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Менеджмент

Опубликовано в

LXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2023)

Дата публикации: 17.05.2023

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Руденко, А. Е. Инструменты кредитной политики компании / А. Е. Руденко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 36-46. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/492/18001/ (дата обращения: 04.05.2024).



Кредитная политика любой современной компании ориентирована на повышение эффективности ее операционной и финансовой деятельности. Значение кредитной политики компании определяется большой долей дебиторской и кредиторской задолженности в структуре его активов и пассивов, также тем, что основными составляющими денежных потоков являются поступления от покупателей и платежи поставщикам продуктов, сырья, материалов.

В данной статье представлена ​​схема управления дебиторской задолженностью, состоящая из таких взаимосвязанных этапов как выбор кредитной политики предприятия, анализ и оценка текущего состояния дебиторской задолженности, формирование системы кредитных условий, определение возможной суммы оборотного капитала, направленного в дебиторскую задолженность по кредиту, комплексный подход к оценке покупателей, разработка мер по управлению дебиторской задолженностью, использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности, мониторинг и контроль дебиторской задолженности, оценка эффективности управления дебиторской задолженности, организация информационного обеспечения учета дебиторской задолженности.

Ключевые слова: кредитная политика, дебиторская задолженность, компания, инструменты

Введение

Постановка проблемы. В современной коммерческой и финансовой практике продажа товаров и услуг в кредит (с отсрочкой платежа) сегодня приобретает все большую популярность не только на территории нашего государства, но и в развитых странах с рыночной экономикой. Использование эффективных инструментов кредитной политики позволяет добиться более высокой эффективности от осуществления операционной и финансовой деятельности компаний. Синхронизация поступления финансовых средств от потребителей и платежей поставщикам с увеличением валового денежного потока и прибыли компании — основная задача кредитной политики.

Анализ последних исследований и публикаций. В отечественной и зарубежной литературе накоплен значительный опыт исследования проблем и основных вопросов кредитной политики предприятия. Весомый вклад в решение данной проблемы внесли: Кужель В. В., Махмудов Х. З., Гришов В. В., Негоденко В. С., Новиков Н. М., Черненко Л. В. и другие.

Предоставляя должное научному наследию ученых, необходимо отметить, что вопрос формирования кредитной политики компании остается актуальным для дальнейшего исследования.

Целью статьи является анализ инструментов и процесса формирования кредитной политики компании, определение этапов, факторов и критериев формирования кредитной политики по отношению к дебиторам, типам кредитной политики предприятия, главным критериям ее эффективности.

Результаты исследования.

В условиях финансово-экономического кризиса, сопровождающегося неисполнением дебиторов своих обязательств по оплате за продукции и услуг, наибольшую значимость приобретает выработка эффективным способов управления дебиторской задолженностью, своевременное ее возврат и предотвращение безнадежных долгов на предприятии [1, С.116].

Дебиторскую задолженность классифицируют по следующим признакам:

— по сроку погашения (долгосрочная и текущая);

— по объектам, по которым возникли обязательства дебиторов (дебиторская задолженность, связанная непосредственно с продажей продукции и услуг, а также дебиторская задолженность, возникающая в результате осуществления иных операций);

— по своевременности оплаты должникам (дебиторская задолженность, срок оплаты которой не наступил, дебиторская задолженность не оплачена в срок, то есть просроченная или сомнительная и дебиторская задолженность, срок исковой давности которой уже истек (безнадежная)) [4, С.186].

Политика управления дебиторской задолженностью состоит из условий, выполнение которых обеспечивает достижение запланированного результата. На базе данного утверждения целесообразно будет рассмотреть общую схему управления дебиторской задолженностью, состоящую из комплекса взаимосвязанных этапов:

1) выбор кредитной политики компании. Кредитную политику следует рассматривать как стандартный набор процедур для того, чтобы принять решение, какие клиенты должны получить кредит и на каких условиях, обеспечить соблюдение условий кредита и установление условий предоставления скидки.

2) анализ и оценка текущего состояния дебиторской задолженности. Это предполагает внешний и внутренний анализ, выявление возможностей, рисков и угроз, учет ресурсов и установление ограничений по времени по достижению поставленных целей; определение среднего размера финансовых активов, находящихся в форме дебиторской задолженности, их удельного веса в совокупной сумме оборачиваемости активов компании.

3) построение системы оптимальных кредитных условий. Данный ряд условий включает в себя: размер и срок, на который предоставляется кредит; систему штрафов, начисляемых при несвоевременном погашения кредита; стоимость предоставления кредита.

4) разработка мер по управлению дебиторской задолженностью. Управление дебиторской задолженностью сводится к: формированию кредитного рейтинга клиентов; классификации дебиторской задолженности по видам; ведение реестра старения задолженности; оценки реальной стоимости и вращения дебиторской задолженности; включение дебиторской задолженности в систему операционных бюджетов; реструктуризации дебиторской задолженности

5) мониторинг и контроль дебиторской задолженности. Он предусматривает определение сроков возврата суммы долга, а также контроль за исполнением финансовых планов за месяц и квартал в части погашения дебиторской задолженности предприятия.

6) организация информационного обеспечения учета дебиторской задолженности. Способствует упорядочению информации, прозрачности и достоверности данных по расчетным операциям по долговым правам [9, С. 6].

На наш взгляд, с целью исправления существующих деформаций в отношениях взаимных платежей между предприятием и другими субъектами хозяйствования целесообразно внедрять в процесс управления дебиторской задолженностью ряд соответствующих мер, которые будут иметь соответствующую целевую ориентацию и учитывать ряд факторов (организационные и финансовые возможности предприятия-продавца, финансовую надежность предприятия покупателя, ситуацию на рынке, специфику деятельности, общие отраслевые и макроэкономические тенденции, изменения институциональной среды и т. п.).

Таким образом, целесообразно будет разделить указанные выше мероприятия на три основные группы:

1) меры, гарантирующие предприятию расчет за товары и услуги субъектами рынка финансовых услуг;

2) меры, направленные на обеспечение выполнения обязательства покупателем;

3) меры, направленные на самостоятельное возвращение дебиторской задолженности предприятием.

К первой группе следует относить финансовые инструменты, с использованием которых предприятие-продавец частично или в полной мере переводит риск невозврата задолженности на финансовые институции или же финансовое учреждение обязуется обеспечить расчет с указанным субъектом хозяйствования [5, С. 71].

Все меры, которые целесообразно отнести к данной группе, и их характеристика представлены в таблице 1.

Таблица 1

Управленческие меры, гарантирующие предприятию-продавцу расчет за товары и услуги субъектами рынка финансовых услуг

Меры

Характеристика

Аккредитив

Расчет с продавцом осуществляет банковское учреждение по доверенности покупателя, при предоставлении продавцом документов, подтверждающих передачу товаров или услуг

Лизинг

Полную оплату товара производит лизинговая компания, а у покупателя возникает дебиторская задолженность перед лизинговой компанией

Банковский кредит

Согласно договору о сотрудничестве между продавцом и коммерческим банком банк предоставляет покупателю целевой кредит для приобретения у продавца соответствующего товара/услуги

Авалированный вексель

Авалированный вексель означает, что банк, который овал вексель, гарантирует его оплату, то есть является поручителем. В случае, когда векселедатель не оплачивает вексель, векселедержатель может предъявить вексель для оплаты банка, который его авалировал

Банковская гарантия

Банк берет на себя обязательства по доверенности и за счет потребителя в случае неуплаты им в установленный срок платежей, которые он должен осуществить, произвести платежи за свой счет

Внедрение и использование указанных инструментов максимально обезопасит предприятие от возможности возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности, что в значительной степени влияет на финансовую стабильность и экономическую безопасность.

Ко второй группе отнесем меры, направленные на обеспечение выполнения обязательства покупателем. Они побуждают покупателя к выполнению взятых на себя обязательств, поскольку их исполнение гарантируется его имуществом или имуществом третьего лица поручителя (табл. 2).

Таблица 2

Управленческие мероприятия, направленные на обеспечение выполнения обязательства должником

Меры

Характеристика

Залог

В случае невыполнения покупателем своих обязательств, обеспеченных залогом, продавец вправе получить удовольствие от стоимости заложенного имущества

Поручительство

Гарантия поручителя перед продавцом по исполнению покупателем своих обязательств. В случае же их невыполнения поручитель обязуется выполнить обязательства самостоятельно

Использование предприятием таких мер позволит ему возместить свои убытки, полученные от возникновения просроченной дебиторской задолженности, за счет взыскания обремененного залогом имущества должника или за счет поручителя. Реализация этих мер требует дополнительных организационных и финансовых затрат, связанных с их оформлением и реализацией взысканного имущества, особенно если оно имеет низкую ликвидность.

К третьей группе следует отнести меры, которые предприятию необходимо принимать для возврата сомнительной дебиторской задолженности в случае возникновения (табл. 3).

Таблица 3

Управленческие мероприятия, направленные на самостоятельный возврат дебиторской задолженности предприятием

Меры

Характеристика

Факторинг

Фактор приобретает у продавца право требования в денежной форме дебиторскую задолженность покупателей за отгруженные им товары (выполненные работы, оказанные услуги) с принятием риска выполнения такого требования, а также прием платежей

Решение спора

Решение возврата дебиторской задолженности осуществляется путем переговоров между продавцом и покупателем, направление требований и претензий

Судебное разрешение спора

Обращение в суд с целью взыскания с должника задолженности

К этим мерам предприятию необходимо обращаться в случае возникновения сомнительной дебиторской задолженности для погашения или продажи ее третьей стороне — фактору.

В дальнейшем исследовании заметим, что в современных условиях рыночной экономики и усиления конкуренции между субъектами хозяйствования все более актуальными становятся проблемы неэффективного использования капитала предприятия. В таких условиях каждое предприятие стремится повысить эффективность управления капиталом посредством оптимизации структуры своих активов.

Кредиторская задолженность — это обязательства, возникшие в результате прошлых событий хозяйственной деятельности, и должны быть выполнены в будущем, а участвующими в отношениях сторонами (субъектами) выступают кредитор и должник [9, С. 8].

Объектом выступают те денежные или материальные ценности, затраты или проекты, по которым заключено соглашение займа. Анализ кредиторской задолженности предприятия позволяет:

— определить изменение размера долговых обязательств предприятия по сравнению с началом года или иного изучаемого периода;

— вычислить оптимальное соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;

— определить и оценить риск кредиторской задолженности, ее влияние на финансовое состояние предприятия, установить допустимый уровень этого риска и меры по его снижению;

— определить и оценить риск кредиторской задолженности, ее влияние на финансовое состояние предприятия, установить допустимый уровень этого риска и меры по его снижению;

— прогнозировать состояние долговых обязательств предприятия в течение текущего года, что позволит улучшить финансовые результаты его деятельности.

Анализ кредиторской задолженности следует проводить по данным бухгалтерской отчетности предприятий, а также по данным аналитического учета расчетов с кредиторами. Его нужно осуществлять в определенной последовательности и начинать с оценки объема и динамики кредиторской задолженности в целом и по видам [9, С.10].

Кредиторская задолженность предприятия является источником временного безвозмездного привлечения оборотных средств других субъектов рыночной экономики. Однако она также является источником некоторых финансовых рисков на предприятии: просрочка погашения кредиторской задолженности может иметь негативные последствия в форме финансовых штрафных санкций, наложенных на предприятие в соответствии с законодательными документами (в случае задолженности по налогам или другим обязательным платежам) или согласно условиям договорных отношений; увеличение размера кредиторской задолженности приводит к понижению уровня денежной независимости компании и ухудшает его экономическую сохранность.

Следовательно, кредиторская задолженность оказывает как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность предприятия и его финансово-имущественное состояние. Поэтому основная цель управления кредиторской задолженностью предприятия — это не ее избежание, что невозможно, а сведение ее величины до оптимального уровня, определяющего особенности среды функционирования предприятия, его финансово-имущественное состояние и стратегия дальнейшего развития, а также достижение баланса дебиторской и кредиторской задолженностей. и максимального уровня их оборачиваемости с целью обеспечения прибыльной деятельности предприятия.

Отметим, что управление кредиторской задолженностью характеризуется следующими основными принципами:

— правильность выбора формы задолженности для минимизации процентных выплат на покупку материальных ценностей;

— установление наиболее удобной формы банковского или коммерческого кредита и его срока;

— недопущение образования просроченной задолженности.

Несмотря на анализ соответствия фактических показателей к рамочным уровням кредиторской задолженности, важным шагом является поиск причин, побудивших отклонения. На этом этапе необходимо не только выявить такие несоответствия и причины, но и разработать комплекс мероприятий, что поможет довести долги до запланированных оптимальных параметров.

Специалисты предлагают разные подходы к совершенствованию учета и анализу кредиторской задолженности. Так, некоторые ученые советуют создать таблицу, в которой будет видна задолженность перед каждым поставщиком по договорам, срокам погашения задолженности по графику и фактически. Это позволит определить соблюдение сроков снабжения товарно-материальных ценностей и своевременность расчетов по каждой операции. Остальные ученые предлагают использовать методику анализа текущих обязательств, которая заключается в изучении их структуры, оборачиваемости, степени платежеспособности и ликвидности предприятия. Эти показатели рассчитывают на основании данных финансовой отчетности с учетом таких факторов, как доходы, расходы деятельности, оборотные активы предприятия. Такой анализ осуществляют с целью установления уровня платежеспособности предприятия и предотвращения его банкротства.

На наш взгляд, одним из основных способов управления кредиторской задолженностью является распределение задолженности предприятия по срокам погашения. Разделение задолженности на долгосрочную и текущую необходимо для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия. Кроме того, группируют текущую задолженность по срокам ее возникновения, чаще всего выделяя следующие возрастные группы: до 30 дней, от 31 до 90 дней; от 91 до 180 дней и больше полугода. Такая группировка необходима как для финансового планирования, так и для контроля, в частности, для своевременного выявления просроченной, сомнительной и безнадежной задолженности.

Именно поэтому авторское предложение относительно устранения фактов возникновения просроченной кредиторской задолженности, эффективного контроля за своевременным погашением задолженности предприятия перед поставщиками (подрядчиками) заключается в совершенствовании аналитического учета расчетов с ними, то есть предлагается внедрить в учетную систему определенный аналитический документ, с помощью которого будут отображаться все операции, которые предлагается вести в разрезе каждого поставщика или подрядчика. Такой документ будет называться «Сведения расчетов с поставщиками (подрядчиками)».

Создание кредитной политики на предприятии по отношению к покупателям должно повысить эффективность инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличить объем продаж (дохода от продаж) и отдачу на вложенные средства.

Помимо формализации целей управления дебиторской и кредиторской задолженностью в кредитной политике следует определить задачи, решение которых позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения.

Для выбора хорошей кредитной политики компания обязана сопоставить возможные выгоды от роста размера продаж со стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов (кредитных проверок, дополнительных административных издержек и т. д.) и риском вероятной неуплаты.

Кредитная политика может быть основана как на формальных, так и не формальных критериях:

  1. Покупательная и платежная история покупателей. Платежная история может быть получена из-за неформальных контактов с банками и другими партнерами клиента.
  2. Платежеспособность покупателей может быть оценена на основе кредитной истории взаимоотношений покупателей предприятия.
  3. Текущий анализ и перспективная оценка денежной стабильности покупателей. Для этого могут использоваться те же источники информации, которые указаны выше, а также неформальные мнения знакомых профессионалов, работающих в области клиента, рекомендации независимых аналитиков, новости и отчеты.

Заключение

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всяческие накладки, поэтому хозяйствующий субъект вынужден создать эффективную систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

Предприятиям, при подборе для себя того или иного типа кредитной политики, необходимо принимать во внимание, что ее жесткий вариант будет оказывать отрицательное влияние на рост объема их операционной деятельности и построение устойчивых экономических связей. При этом мягкий вариант кредитной политики предприятия может стать причиной избыточного отвлечения финансовых средств, а также привести к снижению уровня платежеспособности предприятия и вызвать тем самым значительные издержки по взысканию долгов.

Литература:

  1. Гасанова, Г. М. Кредитная политика как инструмент управления дебиторской задолженностью организации / Г. М. Гасанова // Будущее науки-2019: сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 25–26 апреля 2019 года. Том 1. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. — С. 116–120.
  2. Глубокова Л. Г., Дятлов Н. В., Казакова К. А. Дебиторская задолженность: природа, анализ, риски и управление //Проблемы развития национальной экономики в условиях глобальных инновационных преобразований. — 2019. — С. 248–254.
  3. Ильичева, Е. В. Особенности разработки кредитной политики и оценка ее эффективности как основа управления дебиторской задолженностью предприятия / Е. В. Ильичева, С. Н. Бесхмельницына // Финансовая экономика. — 2019. — № 10. — С. 483–488.
  4. Картушина, Т. В. Совершенствование кредитной политики организации / Т. В. Картушина // Инновации. Наука. Образование. — 2020. — № 19. — С. 186–192.
  5. Лабынцева, Н. А. Кредитная политика предприятия как инструмент управления дебиторской задолженностью / Н. А. Лабынцева // Россия в новой цифровой реальности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Энгельс, 15 мая 2021 года. — Энгельс: Общество с ограниченной ответственностью «Институт научных исследований и развития профессиональных компетенций», 2021. — С. 71–73.
  6. Романова, Н. В. Управление дебиторской задолженностью / Н. В. Романова // ЭКОНОМИКА в ТЕОРИИ и на ПРАКТИКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и современные АСПЕКТЫ: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 января 2020 года. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. — С. 13–15.
  7. Федотова, М. Ю. Повышение эффективности кредитной политики организации / М. Ю. Федотова // Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы: Сборник статей X Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 17–18 января 2022 года / Под редакцией Н. Н. Бондиной. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. — С. 174–179.