Картели в Российской Федерации и особенности их деятельности на современном этапе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скрипко, В. Г. Картели в Российской Федерации и особенности их деятельности на современном этапе / В. Г. Скрипко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/488/17924/ (дата обращения: 30.04.2024).



При анализе особенностей деятельности картелей в Российской Федерации необходимо учитывать современное мировое состояние, а именно то, как рынок, например, отреагировал на всемирную пандемию пандемии коронавируса нового типа COVID-19. Несомненно, эта инфекция принесла немало изменений как в социальном, так и в экономическом плане. В связи с этим, и картели, и антимонопольные органы были вынуждены адаптироваться под кардинальные изменения современного мира. В частности, эти перемены затронули и те финансовые рынки, которые были призваны обеспечивать постоянную работу всех национальных экономик мира.

Следовательно, картельные соглашения в эпоху пандемии столкнулись с необходимостью поиска равновесия между содействием развития бизнес-сектора и поддержкой граждан; обе эти сферы жизни человека оказались жертвами кризисных условий в настоящее время. Основной задачей конкурентного общества было избежать резкого повышения цен и дефицита товаров первой необходимости.

В современных рыночных реалиях основные участники предпринимательской деятельности договариваются между собой, разделяя тем самым рынок между собой, а не находятся в условиях честной конкуренции. Отсюда можно сделать вывод о том, что, такие действия квалифицируются как основное нарушение Закона «О защите конкуренции».

По определению Лаптева В. А., «Картельное соглашение — это договорная форма объединения субъектов предпринимательской деятельности, участники которой сохраняя финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность определяют общую сбытовую политику и ценообразование с целью расширения сферы влияния на товарных рынках» [1, с.219].

Стоит отметить также и тот факт, что в российском законодательстве существует четкое определение такого понятия как «договор». Под договором с точки зрения ст. 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [2]. В то время как в монопольной среде чаще всего встречается понятие «соглашения», так как его трактовка считается более широким, по сравнению с определением понятия «договор». Однако, как и договор, соглашение предполагает согласованную и изъявленную волю сторон, вместе с тем не обязательно направленную на создание правовых последствий, но всегда на осуществление предпринимательской деятельности. Как отмечает Кинев А. Ю., «если гражданско-правовое договоры могут отмечаться специальными правовыми обязательствами, то для соглашений, подпадающих под запреты картельного права, достаточным будет обязательство фактического характера» [3, с.110].

Исследователем Егоровой М. А. отмечается, что «основными признаками картельных соглашений являются условия, на которых заключается само соглашение и на основании которых происходит ограничение конкуренции, а также исполнение данных условий, которые влекут за собой негативные последствия для экономики в целом» [4, с.111]. Егорова М. А. считает, что целевая направленность картеля имеет принципиальное значение для его квалификации в качестве нарушения антимонопольного законодательства и позволяет отграничить его от иных (законных, правомерных) форм рыночного сотрудничества конкурентов [4, с.112].

С точки зрения Кинева А. Ю., самым распространенным видом картельных соглашений является ценовой картель [3, с.118]. Его условия — это установление и поддержание цен. Предметом данного соглашения выступают: соблюдение определённого уровня цен участниками картеля, установление минимальной цены, наличие и уровень скидок, а также уведомление о предстоящем изменении цены. Последствия ценового картеля выражаются в установлении на рынке одинаковых цен различными участниками рынка, изменение цен на одинаковую величину [3, с.118]. В условиях, когда динамика цен растет, антимонопольные службы, опираясь на факт изменения цен устанавливают правонарушителей. Однако этот процесс усложняется тем, что подобные соглашения в абсолютном большинстве случаев заключаются в устном виде и не обретают письменную форму.

Таким образом, по каким признакам возможно установить, что соглашение подразумевает под собой картелизацию цен. Во-первых, соблюдение определенного уровня цен (повышенного или пониженного), также субъектный состав в виде хозяйствующих конкурентов и в редких случаях органов государственной и муниципальной власти. Во-вторых, отсутствие письменного договора. Зачастую многие субъекты картельных соглашений отказываются от его заключения, так как отказ предоставляет одной стороне преимущественное положение, а другой нет. Соответственно происходит конфликт интересов между субъектами картелей.

В целом, можно говорить о том, что в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. В качестве доказательства этому факту можно привести в пример разработку «Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года». Данная инициатива направлена на «формирование административной практики в части недобросовестной конкуренции, также на создание эффективных механизмов развития конкуренции на федеральном, региональном и местном уровнях, в т. ч. снижение доли государственного участия в экономике и совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации» [5].

Таким образом, конкурентное развитие предпринимательства является основой фундаментального развития страны, обеспечивающее постоянное и динамическое внедрение инновационных технологий в сферы экономики и предпринимательства. Поддержание конкурентоспособности на рынке обеспечивает гражданам качество и расширенный выбор товаров, а также является индикатором успешности рыночных преобразований и равенства предприятий всех форм собственности.

Литература:

  1. Лаптев В. А. Корпоративное право: правовая организация корпоративных систем: монография. М.: Проспект, 2019–384 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая-четвертая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ//URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.02.2022).
  3. Картели и другие антиконкурентные соглашения [Текст]: право и практика / А. Ю. Кинёв; Федеральная антимонопольная служба. — Москва; Берлин: Infotropic media, 2011. — 352 с.
  4. Егорова, М. А. Гражданско-правовые последствия нарушений антимонопольного законодательства / М. А. Егорова; Моск. гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА). — М.:Юстицинформ, 2020. — 405 с.
  5. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года // Утверждено протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 № 6 // URL: https://garant.ru/ (дата обращения: 20.02.2022).