Социально-психологический климат как фактор построения успешного имиджа компании-работодателя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Емельянова, В. М. Социально-психологический климат как фактор построения успешного имиджа компании-работодателя / В. М. Емельянова, А. А. Румянцева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 45-50. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/488/17921/ (дата обращения: 30.04.2024).



Социально-психологический климат в организации, имеет большое значение, так как правильная психологическая обстановка помогает сотрудникам чувствовать себя комфортно, а следовательно, и улучшает их результат рабочей деятельности, что является важнейшим компонентном в формировании имиджа работодателя. Положительный имидж работодателя помогает получить квалифицированные кадры, и выгодно отличаться среди прочих компаний в борьбе за них.

Ключевые слова: социально-психологический климат, имидж, репутация, мотивация персонала, работодатели, трудовая деятельность, продуктивность, трудовой коллектив, факторы мотивации персонала организации.

В современных условиях, когда каждая организация борется за высокую продуктивность своего персонала как никогда необходимо выстраивать эффективные методы мотивации сотрудников, которые улучшат качество их трудовой деятельности, а главное поможет в формирование и создании положительного имиджа работодателя.

Положительный имидж компании позволяет выгодно выделить её среди других работодателей, а следовательно, и даёт возможность выбирать более квалифицированные кадры, которые смогут продуктивно работать в организации. Благоприятный имидж работодателя на рынке труда в современном бизнесе является залогом успешной организации, которая не только стремится получить прибыль, но и является социально-ответственной компанией, что особенно актуально в современном обществе.

Благоприятный социальный –психологический климат в организации, как раз и является одним из важнейших пунктов, который влияет на репутацию компании как работодателя. Хорошая репутация открывает перед компанией множество возможностей. Это касается не только набора персонала, но и удержания квалифицированных сотрудников. За счёт этого у компании появляется возможность работать с госструктурами, и участвовать в тендерах на гос. проекты. Благодаря этому получить материальную поддержку от государства.

Каждому сотруднику важно ощущать себя комфортно в компании и внутри коллектива. Ведь именно от состояния социально-психологического климата, непосредственно зависит качество труда персонала компании.

Психологический климат — характер эмоций, возникающих во взаимоотношениях людей, основанных на их симпатиях, совпадении интересов, характеров и склонностей [1].

Психологический климат организации включает в себя: моральный и социальный и внутренней климат.

Социально-психологический климат — это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей [2].

Организация, которая обладает благоприятным социальным –психологическим климатом становится привлекательной на рынке труда, а соответственно более одобряемой и привлекательной среди будущих потенциальных акционеров компании. Многие крупные акционеры, перед тем как инвестировать большие суммы в предприятие требуют не только экономические и финансовые отчёты о деятельности организации, но и проводят анализ состояния кадров, условий труда и уровня состояния социально-психологического климата. Для многих инвесторов это необходимо, для понимания на сколько эффективно осуществляется управление кадрами организации, которые приносят прибыль компании. Так как, это определяет возможность для принятия новых сотрудников, а следовательно, и увеличение и прибыли, и дивидендов для акционеров, за счёт увеличения мощности и производительности труда.

Имидж работодателя –это образ и набор характеристик, на которые обращают внимание потенциальные сотрудники при выборе организации.

С каждым годом роль влияния социально-психологического климата не только оказывает влияние на трудовую деятельность организации, но и на улучшение имиджа компании.

В недавнем исследования компания Superjob.ru «Топ-3 приоритетных факторов при выборе работы соискателями — зарплата, адекватное начальство и стабильность компании» [3], выявляла, что комфортная психологическая обстановка, является одним из главных факторов конкурентоспособности компании н рынке труда.

В ходе данного исследования компания Superjob.ru определила и проранжировали главные приоритеты, на которые обращают внимание сотрудники [3]:

  1. более 56 % опрошенных называли высокий уровень оплаты труда главным фактором при выборе компании для трудоустройства;
  2. 37 % соискателей указали, что при выборе компании им важна адекватность начальства;
  3. 35 % соискателей ответили, что при выборе работодателя им важна стабильность компании и положительный имидж организации среди сотрудников;
  4. 29 % потенциальных сотрудников указали, что для них важны перспективы карьерного роста в компании;
  5. 28 % соискателей указали, что именно комфортная психологическая среда является решающим фактором при выборе компании.

В процессе исследования компанией, в котором принимало более 1600 респондентов, было выявлено, что именно соискатели женского пола пристально обращают внимание на комфортную психологическую среду в компании. Именно для женщин благоприятный социально –психологический климат является важнейшим компонентом для успешной работы в компании.

Для того, чтобы у компании был благоприятный имидж, работодатель обязан уделять внимание не только уровню заработной платы и условиям труда в корпорации, но и состоянию социально-психологического климата.

В процессе исследования данной темы, были изучены отзывы от сотрудников о различных компаниях на сайтах: Headhunter, Super Job, Работа ру. Было выявлено, что у компаний (например, компания «Этажи», Sunlight Мясницкий Ряд и др), которые обладают наименьшим рейтингом среди работодателей, сотрудники указали как одну из причин увольнения отвратительный социально-психологический климат, его отсутствие, и стиль управления сотрудниками работодателем. Многие обращают внимание, что в компаниях, где они работали не была налажена система взаимодействия между сотрудниками, не только со смежными подразделениями организациями, но и внутри отдела, а главное полное отсутствие адекватного контакта с руководителем. Многие молодые специалисты, ушедшие во время испытательного срока, указали причину –отсутствие системы наставничества, постепенного ввода в должность молодого специалиста, а также непринятие сотрудниками, которые работают уже несколько лет в компании, новичков.

Тем самым не обращая внимание на создание, а главное поддержание благоприятного социально-психологического климата, организации не только имеют плохой имидж среди работодателей, но теряют возможность борьбы за сотрудников, обладающих высокими профессиональными компетенциями, но приобретает плохую репутацию в глазах потенциальных потребителей. Так как, отзывы сотрудников на различных интернет-порталах портах и «сарафанное радио» формируют негативный имидж организации, тем самым снижая покупательскую активность.

Основными элементами социально-психологического климата, которые оказывают влияние на репутацию работодателя являются [4]:

– внутренний климат;

– отношение сотрудников к работе;

– позитивное отношение сотрудников с руководством организации;

– развитая программа обучения и развития персонала;

– возможность быстрого и эффективного карьерного роста.

Все эти элементы и создают благоприятную среду для построения комфортного социально-психологического климата в организации.

Для того чтобы избежать репутационных проблем, работодателю необходимо:

– на начальном этапе создания компании необходимо определить ключевые ориентиры и корпоративные ценности организации;

– создать комфортные и безопасные условия труда для сотрудников;

– выстроить систему мотивации, которая будет постоянно мотивировать сотрудников на продуктивную работу;

– создать комфортные психологические условия (это снижение конфликтов в коллективе);

– постоянно проводить мониторинг и анализ состояния взаимоотношений между сотрудниками;

– проводить анализ профессиональных компетенций и ориентацию на работу с сотрудниками руководителей подразделении и менеджеров по работе с персоналом компании.

В зарубежных компаниях социально –психологический климат является обязательным условиям для работы сотрудников на законодательном уровне.

Компания Google является мировым лидером в области развития и поддержания благоприятного социально –психологического климата среди сотрудников. Благодаря внедрению wellbeing-программ, компания не только создаёт комфортные условия для работы своих сотрудников, но и тем самым улучшает взаимоотношения внутри коллектива. Создавая прочную связь не только среди сотрудников определённого офиса, но внутри корпорации (затрагивая весь персонал, в разных странах, где корпорация имеет своё представительство).Wellbeing-программы — это возможность сотрудникам получать: бесплатные медицинские услуги, проведение мероприятия для по сплочению команды, возможность изучать иностранные языки и др.

Прямым конкурентом Google по уровню состояния социально-психологического климата является Walmart. Цель социально психологического климата Walmart –это сделать сотрудников счастливыми для лучшей работы. Walmart с самого своего открытия, считает семейные ценности одним из главных компонентов корпоративной культуры. Для семей сотрудника открыт бесплатный доступ для посещения корпоративного фитнесс-зала, постоянно проводятся пикники и соревнования для работника и членов их семьей. На регулярной основе компания проводит спортивные мероприятия для сотрудников компании и их семей. С 2019 году компания стала, предоставляет рабочие места для жён военных рядом с прохождением места службы мужа, чтобы не разделять семьи. Каждый работник Walmart может предлагать свои идеи руководству, и они будут обязательно выслушаны и приняты. В компании поощряют сотрудников, которые постоянно дискутируют и вносят предложения по развитию и увеличению прибыли.

Таким образом, в современных условиях, когда сотрудники — это не просто рабочая сила, но отражение сущности компании, её идей, миссии и ценностей, организациям необходимо создавать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в организации.

Литература:

  1. Трошина С., статья «https://psychologist.tips/1206-psihologicheskij-klimat-v-kollektive-chto-eto-takoe-formirovanie-blagopriyatnogo-klimata.html», (Электронный ресурс), [Режим доступа]: https://psychologist.tips/1206-psihologicheskij-klimat-v-kollektive-chto-eto-takoe-formirovanie-blagopriyatnogo-klimata.html
  2. Электронный источник https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1691
  3. Исследовательский центр портала Superjob.ru (Электронный ресурс), [Режим доступа]: «https://www.superjob.ru/research/articles/113593/top-3-prioritetnyh-faktorov-pri-vybore-raboty-soiskatelyami/».
  4. Семь составляющих позитивного имиджа работодателя (Электронный ресурс), [Режим доступа]: https://www.naim.ru/reviews/семь-составляющих-позитивного-имиджа-работодателя003951.html