Естественнонаучная грамотность младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сергеева, Б. В. Естественнонаучная грамотность младших школьников / Б. В. Сергеева, А. Е. Чувилко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 103-109. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/484/17884/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассматриваются актуальные теоретические подходы к формированию естественнонаучной грамотности обучающихся младшего школьного возраста. Данная тема является актуальной для рассмотрения в связи с тем, что государство предъявляет особые требования к уровню естественнонаучной грамотности выпускника школы, так как естественнонаучная грамотность является важной составляющей эколого-гражданского развития личности обучающегося.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, младшие школьники, обучающиеся, окружающий мир, развитие, формирование.

Обучение в начальной школе является активным этапом формирования функциональной грамотности. Содержание функциональной грамотности определяется нормами ФГОС НОО.

В состав функциональной грамотности входят интегративные и предметные компоненты. Естественнонаучная грамотность является одним из предметных компонентов функциональной грамотности, формирование которых начинается в начальной школе.

Структурными элементами естественнонаучной грамотности как предметного компонента функциональной грамотности являются:

– осознание важности научных представлений о природе и окружающей среде;

– проявление познавательного интереса к естественнонаучным предметам;

– формирование умений применять элементарные методы естественнонаучного познания;

– формирование готовности осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач;

– формирование рефлексивных умений оценивать действия человека по отношению к природе.

Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников имеет свои специфические особенности и возможно только при соблюдении ряда педагогических условий.

В начальной школе распространены репродуктивные средства обучения, однако они не способны в полной мере сформировать необходимые умения и представления естественнонаучной грамотности младших школьников. Поэтому поиск альтернативных средств формирования естественнонаучной грамотности является на сегодняшний момент актуальной проблемой.

Одно из особенностей формирования естественнонаучной грамотности, согласно точке зрения Н. Ф. Виноградовой, является обязательное наличие следующих компонентов, направленных на формирование представлений обучающихся об окружающем мире:

– мотивационный компонент;

– содержательный компонент;

– деятельностный компонент.

Из этого следует, что формирование естественнонаучной грамотности происходит не с помощью овладения только естественнонаучными знаниями, а путем формирования естественнонаучных умений.

Результаты исследования PISA свидетельствуют о том, что формирование естественнонаучной грамотности происходит с учетом формирования следующих компетенций:

– объяснение природных явлений с научной точки зрения;

– применение естественнонаучных методов исследования;

– интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Следовательно формирование естественнонаучной грамотности предполагает систематическое установление новых связей среди неизвестных и известных предметно-специфических действий при формировании своего образа картины мира. Поэтому формируя данный вид функциональной грамотности, стоит учитывать, что деятельность детей должна быть направлена не только на приобретение естественнонаучных знаний и представлений, но и на непосредственное применение их в различных жизненных ситуациях.

Для того, чтобы грамотно реализовывать формирование естественнонаучной грамотности, следует методически верно осуществлять проектирование заданий, используемых в педагогической деятельности. Л. Н. Румянцева указывает, что педагогу следует опираться на следующие принципы:

– принцип практической деятельности;

– принцип наблюдения и проведения эксперимента;

– принцип моделирования;

– принцип актуальности и ориентированности на личностное участие в решении житейских ситуаций.

Также особый приоритет при формировании естественнонаучной грамотности имеет реализация поисково-исследовательской деятельности обучающихся. Причинами этому являются то, что в процессе поисково-исследовательской деятельности происходит формирование умений проводить научные эксперименты и моделировать свойства предметов или природных явлений, что является одними из основных умений естественнонаучной грамотности.

Также следует отметить, что целесообразно и применение групповой формы работы обучающихся, поскольку она способствует формированию познавательных и регулятивных учебных действий. Для формирования естественнонаучной грамотности Л. Н. Стрельникова предлагает использовать следующий комплекс заданий:

– ситуационные задачи или задания, содержание которых приближено к реальной действительности и связано с различными сферами человеческой деятельности;

– задачи метапредметного содержания, которые могут быть решены при использовании предметных знаний, умений и навыков;

– проблемные ситуации, связанные с повседневной жизнью.

Отметим, что задания лучше всего использовать в интерактивном формате, поскольку такой вид заданий позволит параллельно осуществлять и формирование информационных умений и навыков.

Л. А. Юдина определяет ряд задач, которые решаются педагогом в процессе формирования естественнонаучной грамотности:

– создание необходимых условий для достижения школьниками запланированного уровня образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и потенциалом каждого конкретного учащегося, что обеспечит последующее развитие личности обучающегося в течение всей его жизни, в том числе посредством самостоятельного и осознанного выбора программ общего и профессионального образования и самообразования;

– формирование у каждого учащегося опыта творческой и социально значимой деятельности путем выявления и реализации собственных способностей, возможностей и интересов;

– накопление учащимися опыта конструктивного и продуктивного общения, а также взаимодействия на основе гуманистических отношений.

Также для того, чтобы формирование естественнонаучной грамотности было продуктивным и эффективным, следует применять образовательные технологии, направлениями которых являются ориентация на личность, развивающий характер и взаимосвязь «субъект-субъект». К таким технологиям относятся технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных ситуаций», уровневая дифференциация обучения, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся

Н. А. Рыжова указывает на эффективность применения в процессе формирования естественнонаучной грамотности следующих форм и методов, как:

– проектная деятельность;

– природные экскурсии;

– дидактические игры на естествоведческую тематику;

– акции экологической направленности.

Одним из новых средств формирования естественнонаучной грамотности является геймификация. Следует отметить особую роль Московской электронной школы в разработке современных методов и средств формирования естественнонаучной грамотности. Однако не всегда данные средства являются доступными для применения в образовательной среде начальной школы.

Поэтому все чаще педагоги обращаются к более доступным средствам повышения уровня естественнонаучной грамотности, одним из которых является чтение авторских текстов естественнонаучной направленности. Содержание художественных произведений представляет собой описание наблюдений за природой. Чтение подобных текстов будет способствовать развитию эстетических чувств, пополнению словарного запаса и формированию естественнонаучных представлений. Примерами таких текстом могут служить произведения В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова и других.

Помимо художественных произведений для формирования естественнонаучной грамотности также можно использовать сказки и мультфильмы. Они являются адаптированным средством обучения под возрастные особенности младших школьников и одновременно могут быть источником естествоведческих знаний.

Как отмечалось выше, для повышения естественнонаучных используются и современные интерактивные средства, к примеру, виртуальные экскурсии. Современные сервисы карт, виртуальные экскурсии музеев и природоохранных территорий позволяют познакомить школьников с уникальными природными явлениями и локациями, не выходя из школьного кабинета. Такое средство обучения можно применять при дистанционных образовательных технологиях.

Также с целью формирования естественнонаучных представлений могут применяться и дидактические игры, в ходе которых дети в игровой форме знакомятся с естествоведческими научными понятиями. Так, для проектирования дидактических интерактивных игр можно использовать такие образовательные порталы, как LearningApps.org, Learnis и другие.

С помощью вышеуказанных электронных ресурсов можно создать естествоведческий квест, задания которого будут направлены на достижение определенного результата. В процессе выполнения квеста параллельно происходит и формирование коммуникативных учебных универсальных действий.

Для формирования естествоведческой грамотности применяются и отрывки из музыкальных произведений, которые чаще всего связаны с временами года или экологическими ситуациями. Примерами таких произведений являются:

– «Времена Года И. Гайдна;

– «Весенний сон» Ф. Шуберта;

– «Весенняя кантата» Г. Свиридова;

– «Форель» Франца Шуберта;

– «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова.

Использование музыкальных фрагментов при формировании естественнонаучной грамотности является тем компонентом, который привлекает внимание обучающегося к вопросам естественнонаучного материала, так и к эстетическим потребностям. Аналогичную цель преследует и использование изобразительных произведений на уроках естественнонаучной направленности в начальной школе.

Таким образом, естественнонаучная грамотность является предметным компонентом функциональной грамотности младших школьников. Формирование естественнонаучной грамотности имеет ряд особенностей, которые были раскрыты в данной статье. Одной из особенностей естественнонаучной грамотности является использование традиционных и продуктивных средств обучения. Формирование естественнонаучной грамотности происходит не с помощью овладения только естественнонаучными знаниями, а путем формирования естественнонаучных умений. Повышение уровня естественнонаучной грамотности происходит путём реализации принципов практической деятельности, наблюдения и проведения эксперимента, принцип моделирования, актуальности и ориентированности на личностное участие в решении житейских ситуаций. Нами были проанализированы особенности использования таких средств формирования естественнонаучной грамотности как чтение авторских текстов естественнонаучной направленности, реализацию сказок и мультфильмов, прослушивание музыкальных произведений, проведение виртуальных экскурсий, естествоведческих дидактических игр, мобильные приложения, позволяющие развивать умения наблюдения естествоведческих объектов.

Литература:

  1. Естественнонаучная грамотность / Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» // Ин-т стратегии развития образования РАО. — URL: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php (дата обращения: 18.03.2022).
  2. Жилина Т. И. Естественнонаучная грамотность школьника: опыт формирования и оценивания в деятельности учителя начальных классов / Т. И. Жилина // Формирование основ естественнонаучной грамотности младших школьников: Сборник материалов краевой научно-практической конференции / Ин-т разв. образ. Краснодар. края. Краснодар, 2021. — 132 с.
  3. Круглянина Т. Я. Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников. — URL: https://infourok.ru/statya-formirovanie-estestvennonauchnoj-gramotnosti-shkolnikov-4451876.html (дата обращения: 17.03.2022).
  4. Ковалева Г. С. Изучение естественно-научной грамотности в рамках международной программы PISA / Г. С. Ковалева // Естествознание в школе. — 2016. — № 2. — С. 2–11.
  5. Рубахина С. Г. Формирование естественнонаучной грамотности в дополнительном образовании школьников / С. Г. Рубахина // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. — 2023. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-estestvennonauchnoy-gramotnosti-v-dopolnitelnom-obrazovanii-shkolnikov (дата обращения: 18.03.2023).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2018 г. М-во образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2018. — 53 с.