Применение ВЧ-связи в ходе битвы за Воронеж | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Безрядин, С. В. Применение ВЧ-связи в ходе битвы за Воронеж / С. В. Безрядин, И. В. Перетокин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 62-68. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/484/17878/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассмотрены ключевые моменты в истории правительственной высокочастотной связи НКВД СССР в Воронежской области. На основе архивных и опубликованных материалов анализируются участие, организация и техническое оснащение правительственной связи Воронежской области в ходе боевого применения в 1942 г.

Ключевые слова: правительственная связь, станция, управление НКВД, абонент.

Летом 1942 г. в ходе наступательной операции «Блау» немецко-фашистские войска, пробив брешь на стыке Брянского и Юго-Западного фронта, подступили к р. Дон и г. Воронежу. 27 июня 1942 г. впервые после начала войны объектом бомбардировки стал весь город. Всего за один день было сброшено около 250 фугасных и около 3000 зажигательных бомб. Бомбардировки продолжались вплоть до 6 июля 1942 г., превратив город в руины.

По распоряжению начальника Управления НКВД Воронежской области Голубева Н. А. с 28 июня 1942 г. начался перевод части подразделений, в том числе и подразделений высокочастотной связи (ВЧ-связи), в бомбоубежище и в безопасные районы вблизи города. Одновременно началась подготовка документов и имущества к эвакуации. Часть документов сжигалась во дворе здания.

Несмотря на ожесточенное сопротивление советских войск, немецкие армии и армии их сателлитов продвигались к г. Воронежу с нарастающей скоростью: 28 июня 1942 г. продвинулись на 5–7 км, 29 июня — на 39–40 км, на 2 июля — на 80 км.

В эти грозные дни 30 июня 1942 г. в г. Воронеж поездом прибыл инженер Московской ВЧ-станции Евстигнеев Л. И. с задачей разобраться в причинах низкого качества транзита между двумя связями Воронеж — Лисичанск и Воронеж — Москва. Однако начавшееся немецкое наступление сделало задачу Евстигнеева Л. И. невыполнимой, т. к. противник вскоре перехватил цепь, идущую к Лисичанску. Тем не менее, распоряжением начальника Отдела правительственной связи (ОПС) НКВД СССР Воробьева И. Я. Евстигнееву Л. И. было приказано находиться до особого распоряжения в г. Воронеже и быть представителем Центра для принятия быстрых оперативных решений.

1 июля 1942 г. было принято решение развернуть в н. п. Касторное ВЧ-станцию для координации мероприятий по поиску штаба командующего 40-й Армии Брянского фронта генерал-лейтенанта Парсегова М. А., который потерял связь с командованием фронта [1, c. 475].

Во исполнение этого приказа из г. Воронежа выдвинулись несколько групп: паровозом с двумя платформами во главе со старшим техником Летючим Г. А. и несколько бойцов во главе с начальником линейно-фронтового участка Сомовым Н. И. с линейным имуществом связи (столбы, крючья, проволока и др.) для восстановления и ремонта воздушных цепей, идущих вдоль железной дороги. Но справиться с этой задачей не удалось — вскоре пришли известия о занятии Касторного немцами, и группам пришлось вернуться назад.

Продолжавшиеся бомбардировки города, не обошли и район, где располагалась воронежская ВЧ-станция. Две крупные бомбы упали непосредственно рядом со станцией. Одна из них упала на проезжей части ул. Володарского (в 20 метрах от стены здания) и сильно повредила комендатуру и трансформаторную подстанцию, примыкавшую к стене ВЧ-станции. В результате взрыва вся штукатурка на потолке аккумуляторного помещения обрушилась. Вторая бомба упала около двухэтажного дома на том месте, где сейчас расположена территория общеобразовательной школы № 11 им. А. С. Пушкина. Взрывом этой бомбы щиты на окнах аппаратной и коммутаторной служб были выбиты внутрь помещения, а остальные щиты во многих местах насквозь были пробиты осколками [2, с. 106].

По воспоминаниям сотрудника воронежского отделения правительственной связи (ОтдПС) Шубкина В. М. немецкие бомбардировщики обычно заходили в район Управления НКВД со стороны ул. 20-летия Октября. Поэтому специально выделенный наблюдатель из техников отдела, находясь в коридоре здания, всегда успевал сиреной подать сигнал воздушной тревоги. На станции после этого оставался один дежурный техник. А остальные на время бомбежки, которая обычно продолжалась 20–30 минут, спускались в подвал под ВЧ-станцией [3].

В результате продолжающегося наступления немцев над городом нависла угроза его взятия. 3 июля 1942 г. было принято решение об эвакуации из г. Воронежа всех женщин-сотрудниц Управления НКВД и подготовке ВЧ-станции к взрыву на случай возникновения опасности захвата её противником. Эвакуация женщин-техников была совмещена с частичной эвакуацией оборудования ВЧ-станции в Тамбовское Управление НКВД. А подготовкой к взрыву занялся работник 4 отдела Управления НКВД Зябкин Г. М. Он произвел необходимые расчеты и организовал получение взрывчатки. Обвязка аппаратуры толовыми шашками и пакетами была осуществлена техниками ВЧ-станции.

На утро 5 июля 1942 г. Воронеже оставались только различные опергруппы Управления НКВД, выполнявшие различные задания, и технический персонал ВЧ-станции, поддерживающий в действующем состоянии связь, которая в этот период использовалась преимущественно для «правительственного» бомбоубежища, куда перебрался и первый секретарь Обкома ВКП(б) Тищенко В. И.

К 18.00, когда на ВЧ-станции стало известно, что штаб Голикова Ф. И. собирается покинуть г. Воронеж, Евстигнеев Л. И. связался по обходным каналам через Балашов с начальником ОПС Воробьевым И. Я. и получил приказ: связь закрыть, станцию перебазировать в село Углянец, оставшееся оборудование взорвать.

В течение нескольких часов основная аппаратура станции была погружена для эвакуации на грузовики, а под остающееся оборудование заложена взрывчатка. Ночью техперсонал ВЧ-станции выехал из Воронежа двумя группами, а для осуществления подрыва остались Зябкин Г. М. и двое бойцов истребительного батальона. Сигналом для них, в соответствии со специальным указанием, должен был быть сильный взрыв на заводе «Синтезкаучук». Он прозвучал в 5.00 6 июля 1942 г., когда было уже светло.

После этого Зябкин Г. М., пользуясь карманным фонариком, еще раз проверил установки зарядов на ВЧ-станции и на АТС, поджег детонирующий шнур и вместе с бойцами побежал по ул. Володарского в сторону реки. Через несколько минут грянул сильный взрыв, в окна первого этажа Управления НКВД сверкнуло пламя, а затем все окуталось пылью. Когда пыль осела, через открытые оконные проемы стало видно, что помещения ВЧ-станции завалены рухнувшими межэтажными перекрытиями. Так закончила свое существование первая Воронежская ВЧ-станция.

К концу 7 июля 1942 г. большая часть города уже находилась в руках противника, а 9 июля 1942 г. немцы полностью овладели правобережной частью Воронежа.

После прибытия в с. Углянец сотрудниками было принято решение ввиду невозможности быстрого ремонта 45 цепи, которая шла вдоль железной дороги, новую линию построить с использованием полевого кабеля с одновременным развертыванием усилительного пункта в Усмани.

Для развертывания новой ВЧ-станции военный комендант выделил на окраине села старый покосившийся домик. Главная работа закипела рано утром 7 июля 1942 г., к этому времени линейщики уже протянули новую линию.

В этот же день стало известно, что решением Ставки ВГК Брянский фронт разделился на две части. Южная его часть в составе 6, 40, 60 и 2 воздушной армий образовала новый Воронежский фронт. Командующим фронтом был назначен генерал-лейтенант Голиков Ф. И., членом Военного Совета Сусайков И. З. [4, с. 147].

Ближайшей задачей войск Воронежского фронта было «во что бы то ни стало очистить восточный берег реки Дон от противника и прочно закрепиться для обороны на этом берегу в пределах всей полосы фронта» [5, с. 152].

Новый Воронежский фронт, пополненный свежими войсками, с первых же дней своего существования начал активные боевые действия против немцев на многих участках линии фронта, в том числе и в районе Воронежа [6, с. 130].

Через неделю после открытия ВЧ-станции в Углянце была организована новая станция в Тулиново (Панино) для основного командного пункта Воронежского фронта.18 июля 1942 г. начальником отдела правительственной связи Воронежского фронта был назначен Кособоков С. Н.– бывший старший техник Московской ВЧ-станции.

В Тулиново ВЧ-станция располагалась недолго, затем она была переброшена в лес возле поселка Анна, а затем в большой двухкомнатный дом на его окраине. Сотрудники удивлялись, почему просторный дом никем не занят. Оказалось, что раньше в нем размещался морг соседней больницы, и видимо, поэтому желающих жить в таком домике, не находилось.

В одной половине этого дома разместился ОПС Воронежского фронта, в другой половине разместилась собственно ВЧ-станция. Личный состав Отдела и техперсонал ВЧ-станции жили недалеко в частных домах.

В эти же дни из Москвы в Воронежскую область приехал главный инженер ОПС Воронин П. Н. с задачей оказания помощи местным работникам, работающим в интересах Воронежского фронта.

При его непосредственной помощи с оборудованием развернули дополнительно несколько небольших ВЧ-станций, обслуживаемых одним техником [7,c. 104]. В любое время суток днем или ночью техник должен быть в курсе происходящих событий и в случае необходимости немедленно принимать технические или организационные меры по восстановлению связи. Разрешалось на время сна на дежурство ставить солдат из охраны, которые при этом выполняли задачу немедленно разбудить техника при поступлении вызова или срабатывании сигнализации.

В связи с перебазированием штаба Воронежского фронта в Анну областное управление связи, по акту, передало ОПС несколько внутриобластных цепей, состояние которых было крайне неудовлетворительное, запущенное. Несмотря на требования ОПС, поддержанные «на месте и сверху» во всех инстанциях их приведение в порядок сильно затягивались, главным образом, из-за недостаточного количества монтеров и слабого материального обеспечения. Лишь после того, как в подчинение Отделу правительственной связи фронта была выделена линейно-восстановительная рота, положение было быстро выправлено, цепи были приведены в образцовое состояние [8, с. 30].

Отдел правительственной связи Воронежского фронта должен был стать крупнейшим из всех до сих пор созданных фронтовых отделов.

В августе и сентябре он в значительном количестве стал получать пополнение из тыловых районов страны, из резерва ОПС и даже из соседних фронтов. В числе вновь прибывших были: Белов из Москвы, Бешта Г. С. из Казани, Крамер, Голод Б. Л., Летючий Г. А. из ОПС Юго-Западного фронта, Острейко Г. С., Дукин Г. М., Снигирева Т. Н., Рыкова Е. А., Гордиенко И. П. и многие другие из тыловых районов страны [9, с. 40].

По мере поступления пополнения в новый отдел воронежские техники откомандировывались к месту своего постоянного назначения (Борисоглебск). Шубкин В. М., оставаясь начальником Отделения ПС УНКВД, после приезда Кособокова С. Н. по совместительству выполнял обязанности заместителя начальника Отдела ПС Воронежского фронта по станционной службе, заместителем начальника Отдела по линейной службе с 10 июля 1942 г. стал Сомов Н. И.

23 октября 1942 г. во время налета немецкой авиации около ВЧ-станции упала бомба, в результате чего был тяжело ранен Кособоков С. Н., которого срочно самолетом отправили в тамбовский госпиталь. После этого Шубкину В. М. было приказано остаться в штабе, где он и находился до 5 января 1943 г., руководя действиями технического персонала.

В ходе наступательной операции «Малый Сатурн», а затем Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторненской наступательных операций силами Воронежского фронта были разгромлены 2-я немецкая, 8-я итальянская и 2-я венгерская армии [10, с. 143]. Воронеж был освобожден.

25 января 1943 г. после освобождения г. Воронежа вслед за войсками отдел правительственной связи вместе с руководством Управления НКВД Воронежской области вернулись в Воронеж. Впечатление было ужасное: все здания были или разрушены, или сгорели, в городе не было ни одного живого человека. Несколько недель в городе было голодно, холодно, не было воды, а из реки ее брать было нельзя, потому, что там плавали разложившиеся трупы. Воду приходилось готовить из снега.

Для организации ВЧ-станции нашли подвальное помещение единственного не разрушенного здания на улице Плехановской (сегодня здание Краеведческого музея). После открытия связи с Москвой, было приказано организовать связь с Курском, где намечались сложные военные операции. Для выполнения этого задания сотрудники на машине выехали в сторону г. Курска. Организовать связь по воздушным линиям Министерства связи оказалось невозможным, поэтому были использованы воздушные линии Министерства путей сообщения.

20 марта 1943 г. по указанию ОПС НКВД СССР Шубкину В. М. было приказано заняться формированием отдела Правительственной связи для штаба вновь образованного Степного фронта в Новой Усмани Воронежской области. Отдел был создан и 15 мая 1943 г. сдан прибывшему начальнику.

Из воспоминаний Шубкина В. М.: «Сейчас, вспоминая те годы, удивляешься, как мог наш небольшой по штату отдел в трудных и сложнейших условиях выполнять все задания, поступавшие из Москвы. Это оказалось возможным благодаря самоотверженной работе всего коллектива таких преданных Родине людей как товарищи: Сомов, Фролов, Кофанов, Гольченко, Бавыкина и др.». [3].

Литература:

  1. Баграмян И. X. Так начиналась война. М.: Воениздат, 1971. 512 с.
  2. Павлов В. В. Правительственная электросвязь в истории России. М.: Наука, 2001. Ч. 1. 368 с.
  3. Личный архив председателя объединенного совета ветеранов органов государственной охраны полковника в отставке Перетокина И. В.
  4. Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945: Краткая история. 3-е изд., испр. и доп. М.: Воениздат, 1984. 560 с.
  5. История второй мировой войны 1939–1945 гг. Провал агрессивных планов фашистского блока. М.: Воениздат, 1975. Т. 5. 512 c.
  6. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. 5-е изд. М.: Воениздат, 1988. 367 с.
  7. Правительственная связь СССР. 1931–1941. Сб. документов. М.: Славянский диалог, 1997. Т. 1. 303 с.
  8. Боевой путь войск специальной связи. Учебное пособие. Под редакцией генерал-лейтенанта войск связи П. Н. Воронина. М., 1967. 196 с.
  9. Специальная связь в системе государственного управления России: история и современность. М.: МедиаПресс, 2006. 200 с.
  10. Пересыпкин И. Т....А в бою еще важней. М.: Советская Россия, 1970. 254 с.

Ключевые слова

станция, абонент, правительственная связь, управление НКВД