Жанры рекламы музеев на примере двух самобытных профильных учреждений: рекламная зарисовка о Национальном музее Катара и рекламный репортаж о Доме Остроухова в Москве | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 26. Культурология

Опубликовано в

LVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 21.03.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Ефремов, Н. А. Жанры рекламы музеев на примере двух самобытных профильных учреждений: рекламная зарисовка о Национальном музее Катара и рекламный репортаж о Доме Остроухова в Москве / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 133-138. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/484/17861/ (дата обращения: 28.04.2024).



Каждое музейное учреждение для эффективного функционирования своей деятельности логично заботится о популяризации своей просветительской миссии, о притоке посетителей, с целью привлечения которых используется реклама. Музей может влиять на аудиторию как непосредственно в своих стенах, так и через скрытую рекламу-информацию, которая действует не только в качестве непосредственного стимула посещения музея, но и как средство формирования и оформления впечатлений. Существует несколько видов рекламы, каждый со своей спецификой, законами работы. Соответственно целевого назначения рекламы музейной деятельности, задействуют возможности рекламы интеллектуально-культурных ценностей и услуг.

Ключевые слова: музей, реклама, посетитель, впечатление, экспозиция, выставка.

Рекламная зарисовка — публицистический жанр, отвечающий на вопросы: что? где? когда? кто участники? как? каким образом? Активно используется при подготовке РК-материалов, материалов со скрытой рекламой, изображая ситуацию использования услуги: потребитель видит «зарисовку с натуры», с акцентом на преимуществах, показанных в действии.

Рекламная зарисовка.

Из ничто́ и не́что посреди пустыни — к арх-созвездию.

История и результат одного преображения.

Национальный музей Катара в Дохе по проекту Жана Нувеля — это архитектурно-музейный шедевр, наглядно демонстрирующий, что если такие звёзды профессии зажигают, значит это много кому нужно, вопреки критикам, капризам природы и самому времени.

Фантастическое сооружение будто вдруг вырастает из-под земли в центре Дохи, на главной улице аль-Корниш и смотрит фигурными окнами на залив. Это гигантская, площадью 40 тыс. кв. м. роза пустыни, в окружении сада, разбитого по проекту Мишеля Девиня, и прудами с каллиграфической скульптурой Жан-Мишеля Отоньеля. Здание — минеральный гипсовый агрегат — напоминает розу пустыни. Такие произрастают в пустынях всего мира, от Мексики до Австралии, но чаще встречаются в Аравии, а в Катаре стали своеобразным символом нации и даже брендом: небольшие розы продаются как сувениры в музейных магазинах. Вид комплекса с высоты птичьего полёта напоминает ожерелье, из причудливо соединенных стеклом дисков: самый маленький из них достигает в диаметре 14 метров, самый крупный — 87 м. И где подвеской — отреставрированный дворец правящей династии аль-Тани нач. XX в., он же — финальный пунктом экскурсионного музейного маршрута. «Говорящая» архитектура — это та, что вышла за понятийную территорию изобразительного искусства и заговорила с человеком образным языком. Как эта величественная роза, что раскинулась вширь пластинчатыми лепестками благородного песчаного оттенка, которые врезаются друг в друга под острыми углами. Вокруг музея разбит парк площадью 11,5 га, куда включена парковка на 430 машин.

Внутри, после входной пещерообразной зоны с магазинами и кафе от сиднейского дизайнерского бюро К. Такады, иммерсивное пространство, где полы уходят из-под ног и нет отвесных стен, где волны звуков и запахов сразу вызывают у входящего лёгкое головокружение. Всё это: волны, уплывающие опоры — это природа Катарского полуострова, где море вечно в борьбе с пустыней, а природа является соавтором не только местной культуры, но и политико-экономической истории. Как роза пустыни, выросшая в недрах и ставшая для кого — национальным символом, а для кого — музейным сувениром.

Как заведено в историко-краеведческих экспозициях, всё здесь начинается с палеонтологии. Но окаменелости и чучела не в скучных стандартных витринах с этикетками. Напротив, выдвинутые на диорамные подиумы, они кажутся актёрами видеоинсталляций о происхождении Земли и фауне Катара, а экраном служат сами косые стены.

Нувель подчёркивает, что фильмы в залах — не элемент дизайна, а полноценный музейный предмет, столь же важный, как петроглифы, национальные одежды или дипломатическая переписка. Все фильмы экспозиционного раздела — о природе, археологии, этнографии, истории — это творческие находки знаменитых режиссёров. В их числе — выпускник ВГИКа Абдеррахман Иссако. Фильмы здесь идеально рифмуются с подлинными историческими предметами экспозиции, не отвлекая зрителя, а будто обращая его внимание на неприметные ранее детали в давно знакомых вещах. Кроме фильмов с этой же задачей прекрасно справляются старинные документальные фото и видео-интервью с катарскими старожилами. А уж им-то есть, что порассказать!

Экспозиции дополнены детскими уголками с интерактивными развивающими играми и анимацией, способными привлечь всех взрослых, что они с успехом делают. Уголки созданы группой дизайнеров амстердамского бюро: здесь можно читать каллиграфию следов животных на песчаных барханах или учиться правильно дышать, когда ныряешь за жемчугом.

Изложение истории современного Катара опирается на тексты. Хронологическая линейка сопровождается письменными документами и вещными свидетельствами. Не обошлось без кино и здесь: объединение нации на фоне военно-дипломатических проблем с колонизаторами изображено в фильме «Тени истории». И здесь же — история правящей династии, в очень деликатных и сдержанных тонах.

Национальный музей Катера всей своей экспозицией доказывает: возможно, единственный способ не превратить национальный музей в националистический — урок любви к родному краю в этих авангардных стенах, что уместнее и полезнее уроков вражды межу соседями. Архивные фото знакомят с небогатым прошлым первого краеведческого музея. Государство обрело независимость только в 1971 г.; древнейшие памятники архитектуры датированы последними годами XIX в., а кочевые народы вообще не оставляли богатого культурного наследия. Будучи протекторатом Британии, Катар изображался королевской пропагандой как «нечто» посреди пустыни, но как только случился нефтяной бум 1950-х, регион начал преображаться. А с начала 2000-х столица превратилась в звёздно-архитектурную коллекцию. Библиотеки, учебные центры, штаб-квартиры фондов, стадионы и — музей. Новый Национальный музей Катара конструирует новую национальную идентичность.

Рекламный репортаж — информационный жанр, посредством которого история события передаётся через непосредственное восприятие потребителем, воссоздающим картину происходящего. Автор репортажа имеет хорошее представление о рекламируемом объекте и рекомендует потенциальным потребителям привлекательную для него услугу. Для рекламного репортажа характерны оперативность, динамичность, наглядность происходящего и активно действующее авторское «я» с эмоциональным выражением собственного оценочного отношения.

Рекламный репортаж.

Вечно то, что человечно.

Дом Остроухова в Трубниках — один их филиалов Государственного Литературного музея Москвы. Занимает строение № 17 в Трубниковском переулке Москвы, что на территории бывшей Поварской слободы, в районе Арбата. Особняк — памятник архитектуры регионального значения был построен в 1822 г. для супруги коллежского асессора Е. Сонцевой. В 1830-х здесь жил историк Москвы архитектор А. А. Мартынов, а в 1850-х владельцем стал помещик И. И. Барыков. Но самые интересные страницы истории этого особняка с мезонином связаны с личностью и деятельностью коллекционера, художника-пейзажиста Ильи Остроухова. Он получил особняк в 1890-м в качестве приданого при женитьбе на дочери купца, торговца чаем Боткина, Надежде. И разместил в доме свои коллекции: живопись кисти Саврасова, Перова, Левитана, французских импрессионистов, собрание икон. Илья Семенович очень любил собирать иконы. Его собрание икон считалось одним из лучших в России. В начале XX в. сюда приходили посмотреть уникальную коллекцию живописи, икон и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Ильи Семеновича Остроухова. Внучатая племянница Остроухова, Вера Ивановна Гучкова-Прохорова, вспоминала посещение иконной части собрания: «Ощущение всеобщей любви — вот что я пережила в стенах остроуховского собрания икон. Мне хотелось возвращаться к ним снова и снова. <…> Мы подходили к полюбившимся мне иконам, дядя Иля показывал мне и другие … тут царила такая атмосфера спокойствия, как будто нет и не может быть никаких несчастий — пожаров, бомб… Потом, когда дошел черед до современной части собрания, то самое сильное впечатление произвел Врубель — я испытала давящий страх» [3, c. 344].

После национализации в 1918 г. собрание Остроухова стало именоваться «Филиал Третьяковской галереи «Музей иконописи и живописи», а бывший владелец остался при нём пожизненным хранителем. Он же, по завещанию Павла Третьякова, был много лет директором Галереи. Но с 1929-го у властей появилось много претензий к Илье Семёновичу, урезали зарплату, лишили избирательных прав и привилегий, музей закрыли, коллекцию раздали московским музеям.

Дом в Трубниковском переулке является подразделением ГМИРЛИ имени В. И. Даля. Экскурсия-лекция «Из истории дома Остроухова» приглашает пройтись по дому, которому в 2021 году исполнилось 200 лет! Слушатели узнают, как была устроена усадьба, кому она принадлежала в разные годы, как и при каких обстоятельствах здесь обосновался художник и коллекционер Илья Остроухов. На старых фотографиях гости музея увидят, как выглядел дом при жизни Ильи Семеновича, где располагались его картины и коллекция икон, где проходили музыкальные вечера, где были портретная, кабинет, столовая и спальни, какие знаменитые люди бывали здесь в гостях. Читает Наталья Леонова, заведующая экскурсионным сектором отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках».

Дом располагает площадями не только для постоянной экспозиции, но и с гордостью представляет любопытные выставочные проекты. Например, «Перекресток утопий: будущее в литературе 1920-х годов» посвящен образам идеального «города будущего» в отечественных литературных утопиях и антиутопиях 1920-х годов. В течение десятилетия после Октябрьской революции на воображаемой карте грядущего мира один за другим появлялись идеальные города и страны: хлебниковская «Лебедия», платоновский «Чевенгур», «Страна Гонгури» Вивиана Итина, есенинская «Инония», «Страна крестьянской утопии» Александра Чаянова. «Перекресток утопий: будущее в литературе 1920-х годов» посвящен образам идеального «города будущего», представленным в отечественных литературных утопиях и антиутопиях, появившихся после Октябрьской революции. В двадцатые годы утопия становится едва ли не главным литературным жанром — чрезвычайно удобным способом изобразить желаемое коммунистическое будущее: без угнетения, голода, частной собственности, болезней, смерти. Классические утопии («Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, «Утопия» Томаса Мора) объявляются предшественниками теории социализма. Под влиянием «Города Солнца» Ленин инициирует «План монументальной пропаганды», Луначарский пишет драму «Фома Кампанелла». Андрей Белый призывает поскорее вступить в «Солнечный Град», а Маяковский сочиняет «Мистерию-буфф», герои которой прокладывают путь к социалистическому «солнцеграду». Обсудить и сравнить все эти миры позволит экскурсия по экспозиции, наполненной чертежами и моделями «механизмов будущего», графическими изображениями «летающих городов», материалами, рассказывающими об авторах утопий и восприятии их текстов современниками.

В рамках проекта ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Художники и коллекционеры в доме Остроухова» открылась новая выставка — «Игорь Олейников. Суровые истории. Мифы и сказки», которая представляет посетителю новые работы последних двух лет московского графика и аниматора. Собрание художника дополняют предметы из фондов ГМИРЛИ имени В. И. Даля. Персонажи из тринадцати сказок Андерсена и сюжеты основных древнегреческих мифов развернулись на оригинальных иллюстрациях, выполненных в технике гуаши на бумаге. В трактовке Олейникова древние герои и боги абсолютно лишены привычного для нас «музейного» восприятия как «наипрекраснейших из людей». В рамках программы к выставке: текст о любви, вере и стойкости прозвучит в исполнении актрисы и мастера художественного слова Виктории Захаровой. Чтение сопровождается прекрасной классической музыкой, которая поможет открыть новые смыслы и образы в пространстве выставки Олейникова, обладателя самой престижной в мире награды в области детской литературы — Международной Золотой медали им. Х. К. Андерсена. Олейников — один из иллюстраторов, которым удалось создать ни на что не похожие рисунки, позволившие увидеть известную историю по-новому. Так, Герда у Олейникова — не робкая маленькая девочка, а боец с сильным характером, способный на все ради близких. Сказочные истории Андерсена в исполнении художника получились также немного суровыми и психологически напряженными. Выставка убеждает в том, что мифы — не только составные части жизни, они — части каждого человека в отдельности.

Литература:

  1. Кудрявцева С. В. Илья Остроухов. 1858–1929. Л.: Художник РСФСР, 1982. — 56 с.]
  2. Романюк С. К. Из истории московских переулков. М.: Московский рабочий, 1988. — 303 с.]
  3. Семенова Н. Ю. Московские коллекционеры. С. И. Щукин, И. А. Морозов, И. С. Остроухов. Три судьбы, три истории. — М.: Молодая гвардия, 2019. — 448 с.]
  4. Waddoups R. National Museum of Qatar Debuts The French architect adds another Middle East cultural jewel to his crown. March 28, 2019.]
  5. Фролова Н. Ожерелье на песке. https://archi.ru/world/83104/ozherele-na-peske (дата обращения: 18.03.2023)]