Частное коллекционирование и деятельность по музеефикации регионов Сибири: предпосылки и персоналии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ефремов, Н. А. Частное коллекционирование и деятельность по музеефикации регионов Сибири: предпосылки и персоналии / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 82-89. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/484/17860/ (дата обращения: 03.05.2024).



Частное коллекционирование, создание на основе частных коллекций музеев — следствие интереса к жизни предков, изучение их наследия. Это один из культурных кодов эпохи, явление в жизни России. Время конца XVIII — начала XX вв. стало в России и периодом роста числа частных коллекций, и «серебряным веком» развития музейной отрасли, музейным Ренессансом [8, c. 63].

Личность человека формируется под влиянием современной ему культурно-исторической обстановки. Эта объективная ситуация вносила изменения в сословную структуру коллекционеров. Количество участвующих сословий становилось больше: к венценосным особам присоединялись приближённые Двора (коллекции, принадлежащие императорской династии, имели государственный статус, влияли и на отношение к памятникам старины в обществе), дворянство различных регионов империи; промышленный подъём вовлёк в круг собирателей учёных, купечество и разночинную интеллигенцию, считающих сферой личной ответственности открытие своих коллекций для публики.

Коллекционеры осознавали необходимость обнародования своих собраний, важность такого шага для культурного роста в стране. Интересы собирателей распространялись на все области музеефикации. И давали шансы образованию музеев неизвестных ранее, инновационных специфик.

С конца XIX в. в сферу коллекционирования всё активнее включаются провинции. Именно в губерниях основывались научные общества, собрания были более открыты людям и создавались музеи на основе частных коллекций [7, c. 8-9]. Иркутский музеум, основанный на основе личной коллекции и на средства, собранные губернатором Иркутского наместничества Ф. Н. Кличка[1] с местных дворян и купцов, открытый в 1782 году, был одним из первых музеев российской провинции[2].

Процесс этот был неравномерным и находился в зависимости от уровня развития науки региона. Так, чаще музеефицировались коллекции городов, где работали университеты, а их сотрудники вели активную научную и общественную работу. И где меценаты активнее занимались благотворительностью. Стимулом для провинциальных энтузиастов была возможность через эту деятельность стать своими в кругу именитых столичных коллекционеров и, может быть, даже заявить о себе на мировом уровне.

Белинский замечал: «Не говорите, что у нас нет памятников, что знаменитейшие события нашей истории записаны только на сухих страницах летописей, но не переданы потомкам в произведениях искусства. Скорее, можно сказать, что мы не там ищем этих памятников, где бы следовало искать: они рассеяны всюду, особенно в старинных городах наших, но не всякий хочет заметить их» [134-135] . География увлечения коллекционированием обрела новые губернские центры в крупных городах, где собирательством увлекались не только вельможи, но и купечество, разночинцы, офицеры, духовенство, мелкие чиновники и даже выходцы из крестьянства.

Коллекции предметов русского быта, этнографические стали собирать художники, работающие над созданием исторических полотен. Такие, коллекции имели репрезентативный, познавательный характер, несли одновременно идеологическую и декоративную нагрузку, т. е. становились многофункциональными. Возможности для собирательства открывались в регионах России (Причерноморье, Сибири) с археологическими изысканиями на руинах древних цивилизаций. Сергей Александрович Ковлер (1882–1939) — врач, меценат, коллекционер, знаток живописи и археолог из Омска, собиратель восточного искусства, в 1918 году он, обнаружив впервые каменные орудия труда[3], открыл крупнейший в Сибири памятник первобытной культуры региона — Омскую стоянку[4]. Комплекс памятников «Омская стоянка» — это настоящая «энциклопедия» дорусской, дороссийской, истории этого региона Сибири. Русскими основателями города Омска и их наследниками были восприняты и развиты именно те основы цивилизации, что заложены создателями древнейших культур. В 1923 году учёные под руководством П. Л. Драверта[5] подняли на поверхность археологические находки: кости животных, каменные орудия труда и обломки глиняной посуды. Последние годы жизни Драверт был научным работником Омского краеведческого музея и преподавал минералогию подрастающему поколению будущих учёных.

В Иркутске XIX в. семейные купеческие галереи были распространены аналогично дворянским в крупных городах европейской части империи: галерея Трапезниковых, Сукачёвых, Баснина, золотопромышленника С. Ф. Соловьёва [13, c. 19]. Появление частных собраний в Иркутске прежде, чем в других городах Сибири, закономерно, т. к. общий уровень культуры здесь был не ниже, чем в столицах. Благодаря таким собирателям как Сукачёв именно провинциальные музеи русских губерний сохранили работы так называемых «малых русских»[6], без которых история русского искусства была бы неполной, но имена которых долго время оставались в тени других [13, c. 24].

Коллекционер небольшого города — это, чаще всего, собиратель, просветитель, экспозиционер, меценат для самого себя и энтузиаст-одиночка. Не имея специального образования и опыта, он отличается умом, целеустремлённостью, вкусом и чутьём. Равно как широтой, прогрессивностью взглядов и располагает свободными средствами. Но разбогатев, владельцы чаще всего покидали Иркутск и увозили коллекции в Москву или Петербург [12, c. 32].

Баснин Василий Николаевич (1799–1876) — меценат из купеческого сословия Иркутска. Собирал гравюры по мотивам работ западноевропейских мастеров, которые привозил из столицы и заграничных путешествий (около 1800). Коллекция располагалась в особняке в центре Иркутска. Участие в составлении каталога принимали живущие неподалёку декабристы. Наследниками[7] коллекция передана в Главный архив Министерства иностранных дел и Румянцевскому музею [10, c. 27-29].

Соловьёв Степан Фёдорович (1819–1867) — золотопромышленник, купец, меценат, коллекционер, член Русского географического общества, организатор географических экспедиций. Обладатель коллекции из 140 живописных полотен, которую начал собирать в 1850-е гг. и впоследствии вывез в Петербург. Собрал и уникальную коллекцию старославянских книг (передана в публичную библиотеку) [9, c. 311-312].

Бутин Михаил Дмитриевич (1836–1907) — купец, меценат из Нерчинска (Иркутская губерния), где в 1860–1870 гг. построил особняк и основал в нём публичный музеум. Для сибирской глубинки это было диковинной роскошью: картинная галерея, «оркестрион» с механическим органом, собрание минералов, монет, библиотека, оранжерея,.ботаническое собрание редкое для Сибири [10, c. 74-75].

Мартьянов Николай Михайлович (1844–1904) — краевед, музейный деятель, сын офицера. Родился в Виленской губернии (Беларусь), с 1874 г. жил в г. Минусинске (Красноярский край), куда уехал по своей инициативе с программой создания музея. К 1875 г. его коллекции книг, картин, археологические, технические, естественно-исторические — составляли 2500 предметов. В 1879 г. город выделил под музей особняк, годовая посещаемость — 8000 человек. К 1904 г. в новом, специальном здании музея (Минусинский региональный краеведческий) можно было увидеть уже 40 000 предметов коллекций, и это был один из лучших музеев Сибири, известный всей Европе [10, c. 243-245].

Династия иркутских купцов и коллекционеров Трапезниковых внесла вклад в экономическое, социально и культурное развитие Иркутской губернии. Основатель династии — поморский государственный крестьянин Трофим (1679–1745). Перешёл в купечество незадолго до кончины, передав дела и капитал сыновьям — Дмитрию Трофимовичу и Максиму Трофимовичу. Прославил фамилию Пётр Дмитриевич Трапезников (1747–1815) — купец первой гильдии. В 1810 г. он приобрёл землю на Ивановской площади под строительство семейной усадьбы [4]. В 1882 году особняк по мировой сделке перешёл к будущему городскому голове Иркутска Владимиру Платоновичу Сукачёву.

История формирования художественного музея в Иркутске (на основе коллекции Сукачёва) показательна в плане динамики развития музеологии в России вообще [13, c. 26]. Тогда как во 2 половине XIX в. даже в международной практике ещё отсутствовала стройная система музееведения, проблема зарождения отрасли была темой живого обсуждения Сукачёвым и его коллегой — Г. Н. Потаниным, который писал Сукачёву в 1883 году : «Я думаю, что мы, сибиряки, тоже бы построили такие учреждения (* о музее Атенеум в Англии), если бы частной инициативе было бы побольше простору. Но всё-таки посещение Атениума внушило мне мысль написать Вам предложение отделить художественную часть от естественно-исторической. Коллекции натуральные пусть поступают в Музей географического общества, и для худ-х произведений нужно устроить особое помещение» [1].

Картинная галерея городского главы Иркутска Сукачёва упоминается с 1880 г. Она, старейшая в Сибири и одна из старейших в России, образовалась раньше Саратовской или Пензенской. Была известна всему краю и к началу XIX в. насчитывала более 100 работ только русских живописцев, не считая полотен европейцев, в том числе — эпохи Возрождения. Галерея была доступна всем желающим и частично представлялась на городских благотворительных выставках XIX века [13, c. 15].

Сукачёв Владимир Платонович (1849–1920) — меценат из купеческой семьи Иркутска, потомственный коллекционер, внук Никанора Петровича Трапезникова. По его инициативе и при участии в городе основано Восточно-сибирское отделение Русского географического общества и построен музей при гимназии, которому он подарил собранную коллекцию произведений русского и европейского изобразительного искусства [4]. После знакомства с декабристом Николаем Бестужевым попросил последнего, увлечённого живописью, внести вклад в дело создания галереи. И Бестужев написал несколько портретов членов семьи Трапезниковых-Сукачёвых.

Для галереи он выстроил в 1882 г. специальное здание, составил и издал каталог, сам лично проводил экскурсии. Галерея была основной городской достопримечательностью, редкостью Сибири, крупнейшем в регионе художественным собранием. Галерея Сукачёва в семейной усадьбе стала культурным и художественным центром города, где проводились также музыкальные и литературные вечера, а галерея продолжила функционировать даже после отъезда Сукачёвых из города (1904 г.) [13, c. 20].

Интерес в российском обществе к собирательству в немалой степени связан с деятельностью исторических обществ: были созданы археографические комиссии — центральная и губернские. Собирательство и систематизация древностей в значении артефактов стали источники создания на основе частных коллекций музеев исторического, этнографического, археологического плана. Так, в 1848 году, с целью развития этнографического движения, при Российском географическом обществе было создано Общество истории и древностей, специальное отделение этнографии, историческое общество и общества словесности при учебных заведениях, тематические музеи [14, c. 3].

И. Гёте замечал, что «коллекционер-любитель зависит и от времени, в котором живёт, и от обстоятельств, в которых находится, от современных ему художников и торговцев предметами искусства, от стран, которые он посетил впервые, и от народа, с которым соприкоснулся » [5, c. 65]. А любое и каждое собрание фиксирует множество культурно-исторических явлений своего времени. Таким образом, при изучении личности коллекционера, его возможностей, потребностей, мотивов деятельности, с целью последовательного достижения оптимального результата, нужно обратить особое внимание на социальное происхождение, профессиональную принадлежность, финансовое состояние, семейное положение, круг общения, наличие прав наследования, морально-нравственные установки. Собрание каждого коллекционера отражало уровень его образования, достатка и культуры, интересы и пристрастия, художественные моды его эпохи.

Литература:

  1. Письмо Г. Н. Потанина от 15.10. 1883. // Архив ИОХМ. ПС — 74, N 1934, л. 2-об.
  2. Барышнииков М. Н. Деловой мир России: Историко-библиографический справочник. СПб.: Искусство-СПБ: Logos, 1998. — 445 с.
  3. Белинский В. Г. Воспоминание о посещении Святыни Московской Государем наследником. // Полное собрание сочинений. В 13 т. М.: Художественная литература, 1953. Т. 2.
  4. Бондарь И. В. Купеческая династия Трапезниковых в документах Государственного архива Иркутской обрасти. // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». 2017. Т. 20. С. 94 -105.
  5. Гёте И. В. Собрание сочинений. В 10 т. М.: Художественная литература, 1980. Т. 10.
  6. Зуева Е. А. Трапезников Дмитрий Трофимович. // Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции в Сибири / Под ред. В. П. Зиновьева, Д. Я. Резуна. — Т. 4 Кн. 2. Новосибирск: «РИПЭЛ плюс», 1998.
  7. Игнатьева О. В. Антропология коллекционирования: учебно-методическое пособие. Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский университет. 2021. — 150 с.
  8. Каспаринская С. А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII-начало XX в.). // Музей и власть. В 2 ч. Ч. 2. М.: НИИК, 1991. — 188 с.
  9. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. В 4 т. Новосибирск, институт истории Сиб. отделения Рос. Акад. Наук, 1994. Т. 1.
  10. Полунина Н. М. Кто есть кто в коллекционировании старой России. Новый библиографический словарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. — 560 с.
  11. Развитие музейного дела в России во второй половине XIX века (по мат-м периодической печати) // Проблемы музееведения и народная культура. Культура народов России. — Т. 4 — Новосибирск: Наука, Новосибирское предприятие РАН, 1999. С. 24–35.
  12. Рыжикова Н. А. Восточная коллекция Д. Г. Бурылина в контексте русского коллекционирования к. XIX-н. XX вв. СПб.: ЛИК, 2005. — 34 с. с. 28–34
  13. Снытко Л. Н., Шостакович Б. С. Одна из редкостей Сибири: картинная галерея в российской провинции и её основатель В. П. Сукачёв. // Собиратели, хранители, реставраторы. Сборник ст. 3-й выпуск. Под ред. Т. Е. Колпаковой и др. СПб.: «Лик». 2005. — 320 с. С. 14–27.
  14. Хрипко М. Л. Роль частного собирательства в формировании дореволюционных коллекций Исторического музея (последняя четверть XIX в. — 1918 г.) Автореферат дис... КИН. М.: МГУ, 1991. — 20 с.
  15. Шахеров В. П. Иркутск купеческий: История города в лицах и судьбах. — Хабаровск: Изд. Дом «Приамурские ведомости», 2006.
  16. Шлаева И. В. Частное коллекционирование предметов русской старины как факты сохранения культурного наследия. Конец XIX-начало XX вв. Автореферат дисс... КИН, М., 2000. -26 с.

[1] Франц Николаевич Кличка (1730-1786, генерал-поручик чешского происхождения из крестьянской семьи, иркутский губернатор, инициатор создания в Иркутске краеведческого музея.

[2] Первыми в России провинциальными музеями стали созданная в 1775 г. при Тульском оружейном заводе Палата образцового и резного оружия и открытый в 1782 г. «Иркутский музеум».

[3] Около современного городского Ленинградского моста.

[4] Сегодня – в черте областного центра г. Омска, на левом берегу Иртыша.

[5] Пётр Людвигович Даверт (1879-1945) — учёный, геолог, краевед, писатель. С начала 1900-х проводил экспедиции на территориях от Урала до Забайкалья. С 1927 г. возглавил Омскую метеоритную комиссию при омском отделении Всесоюзного астрономо-геодезического общества.

[6] По аналогии с малыми голландцами - условное название из-за того, что картины писали небольшие, в основном для домов обычных горожан в малых же жанрах, популярных в Голландии XVII века и незаметных для всей остальной Европы, которые считались «низшими», так как были не о чем-то высоком и возвышенном, а о реальном и не всегда красивым. Жанры: бытовой (сцены городской и крестьянской жизни), натюрморт и пейзаж. Суть творчества малых голландцев - умеренность во всем: в одежде, обстановке дома, в интерьере церквей.

[7] Сын — Баснин Николай Васильевич (1843-1918), юрист.